Азимилид

  Азимилид (Proctor amp; Gamble) относится к III классу антиаритмических препаратов. В настоящее время проводится его оценка в качестве средства для лечения как суправентрикулярных, так и вентрикулярных тахиаритмий. Азимилид проявляет, по крайней мере, два уникальных и потенциально полезных электрофизиологических свойства.
Во-первых, если все препараты III класса блокируют калиевые каналы, отвечающие за реполяризацию, и таким образом увеличивают продолжительность потенциала действия, азимилид вызывает уникальную форму блокады этих каналов. Направленный вовнутрь поток ионов калия, который обеспечивает реполяризацию, можно разделить на два различных компонента: быстро активирующийся поток (IKr) и медленно активирующийся поток (IKs). Типичные представители III класса, включая
соталол, ибутилид и дофетилид, блокируют только поток 1Кг. Амизилид блокирует оба компонента потока ионов калия. Постулировано, что несбалансированная блокада калиевого потока, вызванная типичными препаратами III класса, вносит вклад в развитие следовой деполяризации и, таким образом, в развитие torsades de pointes. Более сбалансированная блокада, вызванная азимилидом, теоретически может уменьшить риск развития этого типа проаритмии.
Во-вторых, если действие типичных препаратов III класса находится в обратной зависимости от частоты сердечных сокращений (обратная частотная зависимость), которая означает, что их связывание с калиевыми каналами увеличивается при медленном и уменьшается при быстром сердечном ритме, для азимилида это не характерно. Его блокирующее действие на калиевые каналы не зависит от частоты сердечных сокращений. Понятно, что описанная для большинства препаратов III класса обратная частотная зависимость наносит ущерб их эффективности. Так как эти препараты предназначены для лечения тахиаритмий, утрата ими эффективности по мере увеличения сердечного ритма не приносит пользы. А поскольку эти лекарства вызывают более выраженную блокаду калиевых каналов при медленном ритме, они с большей вероятностью могут вызвать torsades de pointes при нетахиа- ритмических состояниях.
Следовательно, сбалансированная блокада калиевых каналов, которую вызывает азимилид, и отсутствие у него обратной частотной зависимости позволяют надеяться, что риск возникновения torsades de pointes при его применении будет ниже, чем при использовании других препаратов III класса.
Азимилид вызывает дозозависимое удлинение интервала QT и оказывает незначительное влияние или совсем не влияет на гемодинамику. Во время первых клинических испытаний наиболее частым побочным эффектом была головная боль. Но более неприятной реакцией, о которой сообщалось в отчетах, стали редкие случаи нейтропении (через 6 недель после начала приема препарата), которая, правда, проходила при отмене препарата.
Для проверки эффективности азимилида при суправентрикулярных тахиаритмиях было проведено несколько клинических исследований. Некоторые из них еще продолжаются.
Эффективность препарата для предупреждения рецидивирующей фибрилляции предсердий близка к эффективности других представителей III класса. Хотя риск развития torsades de pointes при приеме азимилида ниже, чем для других представителей III класса (менее 1 %), эта проблема полностью не исключена.
Интересно, что азамилид оценивали и как средство терапии желудочковых аритмий. С появлением имплантируемых дефибрилляторов и пониманием того, что антиаритмические средства (кроме амиодарона) часто увеличивают смертность пациентов с фоновым заболеванием сердца, новые лекарства, предназначенные для этой цели, стали редко появляться в последние годы. В рандомизированном исследовании ALIVE, в котором приняли участие почти 4000 пациентов со сниженной фракцией выброса, перенесших инфаркт миокарда, ази- милид в качестве профилактического средства сравнивали с плацебо. В течение 1 года не было отмечено различий в уровне смертности между этими двумя группами. Однако частота вновь возникшей фибрилляции предсердий была значительно ниже в группе больных, получавших азимилид.
Хотя производителей азимилида, вероятно, разочаровал тот факт, что препарат не снижает смертность пациентов группы высокого риска, когда применяется у них для первичной профилактики, ценно то (в отличие от всех других антиарит- мических средств, за исключением амиодарона), что он не повышает смертность в этой группе. Чтобы оценить пользу азимилида при рецидивирующих желудочковых тахиаритмиях у пациентов с имплантируемыми дефибрилляторами, в настоящее время проводятся дополнительные клинические испытания. Было бы весьма полезно получить эффективное средство, которое можно применять в этих клинических ситуациях наряду с амиодароном.
Таким образом, азимилид, который сейчас исследуется, является уникальным антиаритмическим препаратом. Его эффективность при суправентрикулярных аритмиях сходна с эффективностью других препаратов III класса, эффективность при желудочковых аритмиях, по крайней мере, обнадеживает, а свойство вызывать torsades de pointes, возможно, менее выражено, чем у других препаратов III класса.

Источник: Фогорос Р.Н., «Антиаритмические средства. Изд. 2-е.» 2009

А так же в разделе «  Азимилид »