10.4. Время возвращения эпидемий. СПИД

Триумфальная победа над оспой, успехи в борьбе с сифилисом и полиомиелитом, долгое затишье чумы, быстрое освобождение от инфекций Китая и Индии, а также безусловные успехи в лечении многих инфекционных болезней посредством антибиотиков ненадолго породили впечатление, что эпоха эпидемий закончилась. Даже официальное признание того, что в 1961 г. началась очередная, седьмая пандемия холеры, не ослабила этого радостного чувства. Однако время успехов на арене международного сотрудничества было недолгим. Совместная работа советских и американских специалистов в области эпидемиологии, микробиологии и иммунологии вступила в стадию застоя с началом советской войны в Афганистане (1979-1989). Одним из символов новых тяжелых проблем стала всемирная эпидемия СПИД. Основные события в истории этой новой болезни таковы.

К началу 1980-х гг. в США начали регистрироваться тревожные случаи многочисленных смертей от таких болезней, как пневмония и саркома Капоши. У лиц, скончавшихся от них, наблюдались симптомы сильно подавленного иммунитета. В 1981 г. Американские медицинские службы обратили внимание на то, что большинство смертельных случаев в Лос-Анджелесе касались молодых людей гомосексуальной ориентации. Аналогичные случаи стали регистрироваться в Европе. С июня 1981 г. в «Еженедельных отчетах о заболеваемости и смертности» Американского центра контроля над распространением болезней статистика таких случаев стала изменяться в сторону роста. С каждым месяцем их становилось все больше. Данные об этом просочились в прессу. В результате, среди американской и европейской общественности, в том числе медиков, стало утверждаться мнение, что речь идет о какой-то особой форме болезни, которая имеет отношение только к мужчинам-геям. В 1981 г. ей было дано название GRID (Gay- Related Immune Deficiency). К концу 1982 г. число случаев смерти от новой загадочной болезни, характеризующейся сильным угнетением иммунитета, в США перевалило за 750, а в мире, по данным ВОЗ, за 1500. Среди умерших были не только геи, но часто встречались также лица, потребляющие наркотики, прежде всего, героин, больные гемофилией и, по какой-то причине, большое число выходцев с острова Гаити. В популярных американских изданиях заговорили о болезни «четырех Г» - геев, гемофиликов, гаитян и героин-зависимых. В США началась паника. Консервативные политики и общественные деятели требовали закрыть все гей-клубы и гей-сауны, которые стали восприниматься главными очагами смертельной заразы. Американские туристы стали избегать отдыхать на Гаити. Так, если в 1981-1982 гг. его курорты посетили 75 000 американских туристов, то в 1982-1983 гг. - только 10 000. Гемофиликов стали воспринимать также, как геев, гаитян и наркоманов, - опасными для общества лицами. Дальше - больше. В самом начале 1983 г. в Парижском институте Пастера и Национальном институте по изучению рака США, что близ Вашингтона, две ведущие группы специалистов выявили вирус, являющийся источником «новой болезни». Поначалу показалось, что речь идет о двух разных вирусах, но вскоре ученые пришли к выводу, что это один и тот же объект. Он относится к особому классу ретро-вирусов и обладает способностью встраиваться в ДНК жертвы, фатально меняя ее структуру. После нескольких лет согласований в 1986 г. вирус получил свое современное название - ВИЧ (вирус иммунодефицита человека). При этом первоначальное название болезни GRID сменилось на новое, более адекватное AIDS, в русском варианте - СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита). Параллельно с изучением этиологии болезни встал вопрос о способах ее распространения428.

Поскольку масштабы болезни с каждым годом становились все больше и больше, страхи по поводу ее распространения все время росли. В средствах массовой информации ее окрестили «чумой ХХ века». Несмотря на довольно убедительные медицинские аргументы, в СМИ активно обсуждался вопрос о том, может ли СПИД передаваться по воздуху или через рукопожатия. Факты свидетельствовали о том, что главными посредниками в передачи смертельно опасного вируса является кровь и сперма, т.е. болезнь передается посредством половых контактов и внутривенных инъекций. Но знание об этом не успокоило общественность. Напротив, страх заразиться от незнакомого полового партнера или в ходе простейших медицинских манипуляций со шприцем и скальпелем, распространился по всему обществу. В некоторых больницах медики опасались оперировать подозрительных пациентов. Работники почты боялись прикасаться к конвертам, если узнавали, что их отправителями были лица, больные СПИДом. В правящих кругах некоторых стран стали всерьез поговаривать о том, чтобы изолировать всех больных. В 1985 г. британское правительство санкционировало принудительную госпитализацию в их отношении429 430.

Тем не менее после 1986 г. волна панических настроений начала спадать. Само название болезни - СПИД - указывало на то, что она не является только лишь болезнью гомосексуальных мужчин, но является еще одним типом инфекционных заболеваний. При этом выяснилось, что СПИД - это не столько острое, сколько хроническое заболевание. Следовательно, проблема может быть решена, пусть и в отдаленной перспективе. В тот же самый период появились и медицинские тесты для выявления вируса ВИЧ в крови человека (ВИЧ- диагностика). Ученые начали работать над разработкой лекарств и вакцины против СПИДа. Однако с самого начала было понятно, что медицинские препараты против СПИД получить будет непросто. Во второй половине 1980-х гг. в истории СПИД вскрылось еще одно обстоятельство. Отчеты ВОЗ указывали на то, что главные эпицентры болезни находятся вовсе не в США и Европе, а в Тропической Африке. При этом болезнь, не смотря на все усилия медиков и правительств разных стран, активно распространяется по планете. После сравнительно долгого отсутствия СПИД появился в России, Китае, Индии, Японии и других местах. Все же Африканские страны южнее Сахары стали главными лидерами по числу лиц, больных СПИДом. Примечательным также оказался тот факт, что в Африке жертвами болезни были не геи и наркоманы, а люди, не имеющие так называемых «греховных склонностей». Способы распространения СПИДа в Африке - гетеросексуальные контакты и медицинские инъекции, при которых одним и тем же шприцем в больницах колют разных пациентов. В конечном итоге, важнейшим фактором распространения СПИД там является бедность. Женщины заражаются СПИДом от своих мужей, которые при этом вступают в сексуальные отношения и с другими женщинами. Традиция многоразового использования одних и тех же шприцев, в том числе пластиковых одноразовых, продиктована не какими-то особыми пристрастиями африканцев, а бедностью больниц и нехваткой ресурсов 49.

Почему СПИД столь стремительно стал распространяться в Африке? Как и в случае с холерой и туберкулезом на Западе в XIX в., главными причинами здесь стали урбанизация и индустриализация. После 1960 г. в Африке начался быстрый рост городов, и маленькие поселения времен европейской колонизации стали превращаться в миллионные гиганты, такие, как Киншаса, Найроби и Дар-эс-Салам. Еще одной причиной стали политические беспорядки, в некоторых странах переросшие в кровавые межэтнические войны - горькое наследие колониальной эпохи с ее преступным административнополитическим разделением одних и тех же народов по территории разных государств. Тысячи вчерашних крестьян из бедных деревень устремились в города в поисках работы и пропитания. Многим из них пришлось бросить свои семьи и жить в грязных трущобах, в условиях чудовищной скученности. В этой ситуации старые общинные нравы и сексуальная мораль были преданы забвению. Женщин бедность толкнула на путь проституции. Беспорядочные половые связи стали важным условием распространения инфекций. На фундаменте этой бедности, скученности и разрушения традиционных социальных устоев СПИД стал настоящим бедствием Тропической Африки431. Уже в 1990е гг. по числу больных и носителей вируса Африка далеко обогнала весь остальной мир. По данным ВОЗ на конец 2004 г. в мире насчитывалось 39,4 миллионов людей, живущих с ВИЧ/СПИДом. Из них в Тропической Африке жило 25,4 миллиона человек, в том числе 13,3 миллиона женщин и 2,3 миллиона детей. При этом на каждые 10 инфицированных мужчин приходилось 13 инфицированных женщин. Как отмечали эксперты ВОЗ, в Западной Африке «основной движущей силой эпидемии» продолжал оставаться «коммерческий секс», а «наиболее пострадавшим субрегионом в мире» была Южная Африка, где к тому же ежегодно имел место процесс роста числа больных СПИДом среди беременных женщин432.

К концу 1980-х гг. в Западных странах, в первую очередь в США, распространение СПИДа вызвало к жизни новый тип социальной реакции. Если прежде большая часть американцев считали СПИД «болезнью геев и наркоманов», то теперь большинство представителей среднего класса американского общества осознали, что вирус ВИЧ может попасть в организм каждого человека. В результате, стремительно стала распространяться мода на здоровый образ жизни. Курение и алкоголизм стали расцениваться как опасный вид поведения. Напротив, занятия спортом и фитнесом стали увлечением миллионов людей. При этом в молодежной среде стало приветствоваться целомудрие и верность одному сексуальному партнеру. В рамках образовательных программ, в том числе на уровне средней школы, были начаты уроки полового просвещения. Стали распространяться идеи о необходимости практикования «безопасного секса», т.е. секса с использованием презерватива и секса с постоянным половым партнером433.

Кроме того, стали вкладываться солидные средства в производство одноразовых шприцев и систем переливания крови. Забор крови в медицинских учреждениях стал осуществляться с большей осторожностью, а практика переливания крови была поставлена под серьезный контроль. Тем не менее в отдельных случаях медикам не удавалось избежать халатностей, что, в свою очередь, приводило к заражению пациентов. Такие случаи сразу же становились достоянием общественного мнения. В 1985 г. в Японии были выявлены первые случаи, когда в медицинские учреждения использовали для переливания крови зараженную вирусом ВИЧ плазму. Вслед за этим последовали и другие разоблачения. В стране начались демонстрации людей, возмущенных такой халатностью медицинских учреждений и компаний, осуществляющих поставки продуктов крови. Одна из таких демонстраций прошла в Осаке в декабре 1995 г. Руководству Японского Зеленого Креста пришлось публично каяться перед обществом за допущенные ошибки, которые привели к заражению434.

В 1986 г. в США был изобретен азидотимидин (AZT) - препарат, позволяющий задерживать развитие вируса ВИЧ в организме человека. В результате, латентный период болезни существенно стал растягиваться во времени. Разумеется, AZT не стал лекарством от СПИДа, но позволил дать некоторое облегчение пациентам. Иначе говоря, появился особый род терапии. Тем самым, сложилась принципиально новая ситуация. ВИЧ-диагностика позволяла выявлять наличие болезни на ранней стадии, а ВИЧ-терапия - оттягивать фатальный исход во времени. Перед многими больными если и не забрезжил лучик надежды, то, по крайней мере, появился шанс продлить время жизни. Тем не менее стоимость такой терапии оказалась крайне высокой: 800-1000 долларов на одного пациента в месяц435. По этой причине применение ее с самого начала ограничилось преимущественно развитыми странами, тогда как в бедных, развивающихся странах ни о чем подобном больные по сей день не могут мечтать. Однако и в Западных странах распространение ВИЧ-терапии привело к новым социальным проблемам. У некоторых активистов по борьбе со СПИДом возникло мнение, что государственные власти утратили интерес к тому, чтобы выделять средства для лечения носителей ВИЧ. В условиях сокращения государственных расходов на здравоохранения с начала 1980-х гг. эти опасения можно считать отнюдь не беспочвенными. При этом полезно иметь в виду, что число людей умирающих от СПИДа в Западном мире традиционно остается существенно ниже по сравнению с теми, кто страдает от рака. Борьба с раком тоже требует значительных средств. Тем самым, реальная практика борьбы со СПИДом требует больших ресурсов436. Отчасти проблема решается за счет пожертвований со стороны частного бизнеса. Но без солидных вложений со стороны государства она решена быть не может. Таким образом, если даже в США и Европе, где темпы распространения СПИДа уже в начале 1990-х гг. существенно замедлились, существуют проблемы с финансовым обеспечением программ борьбы со СПИДом, то в более бедных регионах распространение эпидемии идет полным ходом. К концу ХХ в. наряду с Тропической Африкой эпидемия СПИДа прогрессировала в странах Карибского бассейна, Азии, России и Латинской Америке. При этом в развивающихся странах жертвами СПИДа становилась в основном молодежь и люди среднего возраста. Возникла угроза разрушения инфраструктуры профессионалов, а также дополнительных экономических трудностей, поскольку наметился процесс сокращения числа людей работоспособного возраста437.

Распространение СПИД в 1990-е гг. совпало также с распространением резистентных форм туберкулеза (DOTS). Выявилось также, что среди лиц больных СПИДом большую долю составляют люди, имеющие туберкулез. Таким образом, СПИД и туберкулез являются партнерами. На фоне все неизлечимости СПИДа и все меньшей эффективности многих антибиотиков перед туберкулезом эта новая закономерность не могла не обеспокоить специалистов и общественность. Наличие СПИД у больных туберкулезом стало означать, что лечение этих людей крайне затруднено, а сами они являются подвижными очагами туберкулезной инфекции, способной быть переданной по воздуху. В 1999 г. ВОЗ констатировала, что резистентные формы туберкулеза распространены в 42 штатах США, Эстонии, Латвии, Доминиканской республике, в Западной Африке, Индии и двух регионах Российской Федерации - Томске и Иваново438.

В целом, СПИД, хотя и продолжает оставаться глобальной проблемой настоящего времени, не является главным убийцей человечества. Ежегодно он уносит гораздо меньше жизней, чем рак, гепатит В, туберкулез, малярия и многие другие болезни. Однако его появление в начале 1980-х гг. наряду с эпидемией бубонной чумы в 1994 г. в Индии439 стало важным символическим событием. Его приход напомнил, что эпоха эпидемии не закончилась, а человечеству в целом и развитым странам в особенности необходимо с большей решимостью и ответственностью заботиться об освобождении от бремени болезней. При этом появление СПИДа вызвало к жизни самые страшные призраки прошлого, хотя сам СПИД обнаружил много общего не столько с чумой, сколько с проказой. С самого начала болезнь стала ассоциироваться с теми социальными группами, которые подвергались наибольшему порицанию и стигматизации. Кроме того, в социальном плане СПИД обнаружил много общего и с холерой, поскольку ответом на него, по крайней мере, на Западе стало усиление внимания к здоровой среде обитания и собственным привычкам и поведению. Наконец, СПИД в очередной раз подчеркнул старые связи между болезнью и бедностью, поскольку его безудержное распространение в странах Тропической Африки показало, что болезнь сильнее всего там, где для

борьбы с нею не хватает самых элементарных средств.

*****

Новейшая история человечества стала временем глобальных процессов. Всякое существенное событие, которое разворачивалось в одном месте Земли, быстро оказывало воздействие на ход событий в других местах. Яркими примерами этого стали две мировые войны, а также политические кризисы в отдельных странах. Последствия их всегда сказывались на всем человечестве. Эта закономерность нашла выражение и в случае с эпидемиями некоторых болезней. Эпидемия гриппа-«испанки», начавшись в Америке, прокатилась по всей планете. Тиф, чума и холера, не смотря на их отступление из Европы, еще долго продолжали угрожать ее благоденствию с территории других стран. СПИД, который поначалу считали болезнью геевских сообществ Лос-Анджелеса, очень скоро дал о себе знать и на других континентах.

ХХ век был временем величайших усилий человечества по укрощению опасных болезней. Благодаря прогрессу в области санитарии, производству новых вакцин и антибиотиков удалось отодвинуть угрозу многих из них. Были достигнуты большие успехи в установлении контроля над туберкулезом, сифилисом, полиомиелитом, оспой. Последняя даже была объявлена официально стертой с лица Земли. Тем не менее к настоящему времени настала необходимость пересмотреть некоторые итоги этой работы, критически рассмотреть, как она проводилась. Тот факт, что далеко не везде плоды ее принесли полное удовлетворение, заставляет задаться вопросом не только о биологических, но и о социальных причинах непокорности болезней научному знанию и медицинскому опыту. Развитие эпидемии СПИД и разгул целого ряда других инфекционных болезней в развивающихся странах остро ставит на повестку дня вопрос о равенстве, братстве и справедливости в современном мире.

Источник: Д. В. МИХЕЛЬ, «БОЛЕЗНЬ И ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ (К 100-летию Саратовского государственного университета)» 2009

А так же в разделе «10.4. Время возвращения эпидемий. СПИД »