5.2. Американский континент

Европейцы начали проникать на американский континент в первые годы XVI в., сделав своими форпостами сначала Мексику и Бразилию, а затем Канаду и Северо-восток нынешней территории США. Но еще прежде, чем возникли Новая Испания, Новая Франция и Новая Англия произошло так называемое «столкновение цивилизаций», в результате чего погибли великие империи ацтеков и инков.

Альфред Кросби был одним из первых исследователей, который указал на то, что огромную роль в этом процессе сыграли не только пушки конкистадоров, но и болезни, которые они принесли с собой на «девственную почву» Америки182. Как и в случае с Карибской катастрофой на американском континенте повторилась та же история. Болезни, принесенные европейцами, были совершенно незнакомы ацтекам, инкам и другим коренным американским народам, не имеющим ни биологического, ни культурного опыта противостояния им. В результате, конкистадоры почти не встретили никакого сопротивления со стороны индейцев. В Мексике, куда они высадились в 1519 г., ацтеки сумели организовать сопротивление отряду Кортеса в своей столице Теночтитлане, изгнав чужеземцев, вооруженных огнестрельным оружием. Однако после ухода испанцев, в городе началась эпидемия оспы. Позднейшие сочинения испанских авторов свидетельствуют о том, что масштабы ее были огромны.

По некоторым оценкам, численность населения Центральной Мексики к моменту прихода Кортеса достигала 25 миллионов. Однако начавшийся упадок сельского хозяйства и в огромной мере оспа и другие болезни, принесенные испанцами, быстро подточили силы ацтеков. За первые десять лет контактов с испанцами число индейцев Центральной Мексики сократилось на треть, а всего за 75 лет - на 95%.

Демографическая катастрофа в Центральной Мексике, которая начала разыгрываться там приблизительно с 1520 г., сопровождалась и величайшими моральными потрясениями среди индейцев. Стремительно погибая от оспы, которая при этом делала безобразной их внешность, индейцы видели, что испанцы с легкостью переносят болезнь. Неуязвимость чужеземных завоевателей вызывала у индейцев разочарование в своих старых богах и полную апатию183.

Не менее ужасными были последствия эпидемий «новых болезней» и в других регионах Америки. В Перу, где численность населения до испанского завоевания достигала 9 миллионов человек, в течение столетия она сократилась до 600 000, т.е. на 93%. При этом вся элита общества инков погибла еще до прихода отряда Писарро, которому вследствие этого не составляла труда завоевать империю инков. В Никарагуа вследствие эпидемий XVI в. погибло более 92% населения, а в Гватемале - 94%. Та же драма разыгрывалась и в других частях Америки, куда вместе с белыми приходили и их болезни. В Северной Америке оспа, чума, тиф и др. болезни-убийцы стерли с лица Земли многочисленные племена Новой Англии и Канады. Например, племя Па- туксет полностью погибло всего за два года, а племя Массачусетс - за два десятилетия потеряло 97% своей численности. В XVIII в. болезни продвинулись вместе с белыми поселенцами в район Великих Озер, а с начала XIX в. эпидемии вспыхнули на Великих Равнинах, во Флориде и Калифорнии. К концу XIX в. общая численность коренных народов Америки, которая до прибытия Колумба достигала 100 миллионов человек и при этом превосходила численность всех европейцев вместе взятых (включая Россию), сократилась почти на 95%184.

К началу ХХ в. коренные народы Америки могли выживать лишь там, куда все еще не ступала нога белого человека. Но всякий раз, когда миссионеры, путешественники и торговцы вступали в контакт с ведущими замкнутый образ жизни племенами, трагедия повторялась вновь и вновь. В результате «болезни пришельцев» настигли многие племена Амазонской сельвы, а также обрушились на жителей Аляски и эскимосов Гренландии. Как и в других случаях, болезни не только стирали с лица Земли наиболее уязвимых аборигенов, но и способствовали среди них сокращению числа браков и распространению бесплодия185.

Разумеется, по прошествии длительного периода времени среди выживших индейцев появлялись люди с более сильным иммунитетом, чьи потомки также приобретали биологическую неуязвимость перед «новыми болезнями». Однако в отличие от Старого Света, где эта тенденция имела более устойчивый характер, в Америке она почти не была заметной. Коренное американское население понесло самые большие в истории человечества потери, что дало повод Альфреду Кросби назвать 1492-й год началом великой трагедии Америки и сравнить эту катастрофу с знаменитым «пермским вымиранием», случившимся около 230 миллионов лет назад, когда погибло 95% всех живых существ планеты186. Очистив земли Америки от коренных народов, болезни предоставили историческую возможность выходцам из Старого Света - европейцам, африканцам, а затем и азиатам - заселить их по собственному усмотрению.

Источник: Д. В. МИХЕЛЬ, «БОЛЕЗНЬ И ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ (К 100-летию Саратовского государственного университета)» 2009

А так же в разделе «5.2. Американский континент »