ЧАСТОТА АНОМАЛИЙ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ

  По вопросу частоты аномалий зубочелюстной системы у детей в настоящее время имеется большое количество работ, но данные авторов не только весьма разноречивы, но нередко даже прямо противоречивы.
Первые указания на проведение обследовательской работы с целью выяснения аномалий зубочелюстной системы в России относятся к 1903 году. Дантист М. Эль- кин осмотрел 193 ученика, среди которых аномалии имелись у 32, то есть у 16,58%; из аномалий автор отмечает, главным образом, неправильное положение отдельных зубов.
Из числа более поздних работ, касающихся аномалий зубочелюстной системы в детском возрасте, можно назвать статью Коссаковской (1929 г.), в которой представлены материалы обследования детей в клинике Канторовича. Сотрудниками этой клиники было обследовано 1211 детей. По данным автора, у детей шестилетнего возраста, то есть к началу смены молочного прикуса, обнаружено 70% аномалий прикуса; в 14 лет, когда уже полностью сформировался* постоянный прикус, у детей наблюдалось 12% аномалий.
По данным Энгля (1913 г.), аномалии отдельных зубов составляют 70% случаев всех аномалий.
Обследованием жевательного аппарата у детей занимался также Агапов. По данным автора, аномалии зубо- челюстной системы у баварских школьников. (Дагестан) в среднем составляют 68,8%.
В результате обследования 2000 школьников в воз- • расте 9—10 лет, проведенного в 1938 году бригадой работников кафедры ортопедической стоматологии Харьковского стоматологического института, было выявлено,
что аномалии смыкания имеют место в 11,5% случаев (доцент Злотник).
А.              М. Савич (1940 г.), производившая плановое обследование полости рта у 1212 дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет с целью выявления аномалий прикуса, установила наличие аномалий зубочелюстной системы в (gt; 1,2% случаев. По данным автора, уже в 3-летнем возрасте встречаются различные виды и стадии развития аномалий.-
Доцент Злотник, доцент Хотимская и ассистент Лещинский (1947 г.), обследуя 1000 школьников г. Киева, пришли к выводу, что 43,5% обследуемых детей нуждаются в ортодонтической помощи. В эту группу включены дети, имеющие сложные деформации, а именно: дистальный, мезиальный и открытый прикусы, а также разные формы аномалий положения отдельных зубов.
Подробные сведения о результатах обследования детей школьного возраста одного из районов г. Казани представлены А. Погодиной (1949 г.). Автор обследовала 4000 школьников и приходит к следующим выводам: обследование школьников этого района г. Казани выявило, что аномалии имеются у 53% детей. Самыми распространенными аномалиями зубочелюстной системы являются аномалии положения отдельных зубов -88,7% и аномалии прикуса — 24%. Среди аномалий положения зубов на первом месте стоят различные повороты зубов — 35,9%, на втором диастемы— 16,6%; на третьем нёбное смещение зубов—13,5%; остальные 34%' случаев падают на дивергенцию, конвергенцию и блуждающие зубы.
Из аномалий прикуса основную массу составляют прогнатии— 16,8%: а) основная масса аномалий падает па детей в возрасте от 7 до И лет; б) в возрасте 13—14 лет аномалии превращаются в стойкие деформации зубочелюстной системы и, по наблюдениям автора, составляют 20,7%. Несформировавшиеся аномалии младших возрастных групп составляют 65,5%.
Несколько иные данные представляет Р. С. Боброва (1949 г.). По Р. С. Бобровой, наибольший процент аномалий встречается у школьников в возрасте 10—12 лет (31%), к 7 годам количество аномалий значительно меньше, их всего 16%, к 14 годам количество аномалий доходит до 24%, к 15 годам — до 29%.
А*
Среди аномалий наиболее частым видом является прогнатия. Прогнатия встречается в 35,7% случаев, открытый прикус в 10,8%, прогения — в 8%, косой, глубокий и прямой прикусы — от 1,5 до 3% случаев. Останавливаясь на распределении аномалий жевательного аппарата у обследованных школьников по возрастам, автор приводит следующие данные.
Верхняя прогнатия в возрасте 7 лет встречается довольно редко, а именно, лишь в 2,2% случаев; в возрасте 8—9 лет — в 10,5%; 10—12 лет — в 12,7%, 13—14 лет — в 11,5% и 15 лет — в 11,1%.
Таким образом, верхняя прогнатия в возрасте 10—12 лет является, по данным автора, наиболее частой деформацией.
Самый большой процент прогении отмечается в возрасте 7 лет и с увеличением возраста количество случаев уменьшается.
Открытый прикус автор отмечает в возрасте 8—9 лет в 7%; 15 лет—в 2,7%). В остальных возрастах процент открытого прикуса был незначителен. Косой, прямой и глубокий прикусы встречались почти во всех возрастах в незначительном количестве.
По данным Я. С. Хургиной (1949 г.), которая обследовала 4 тысячи школьников г. Москвы, аномалии зубочелюстной системы составляют 23%.
Л. М. Рожкова (1951 г.), занимаясь обследованием детей, приводит данные в отношении частоты распространения аномалий в связи с возрастом. Аномалии жевательного аппарата среди детей младшего возраста, то есть в молочном прикусе, имеют место в 27,4%, в сменном прикусе — в 32,2% случаев.
Открытый прикус выявлен в 2% случаев среди детей дошкольного возраста и в 2,4%) случаев среди детей школьного возраста.
Так, проф. И. М. Оксман и А. А. Погодина сообщают, что массовые профилактические обследования 17 858 детей, проведенные ими в 39 школах г. Казани в течение 6 лет, выявили, что в среднем 12,1% из общего количества обследованных групп школьников нуждаются в той или иной ортодонтической или протезной помощи.
В 1951 г. Месслер и Френкель указывают, что аномалии зубочелюстной системы составляют 79% обследованных ими детей.
По данным А. И. Поздняковой, неправильное положение отдельных зубов составляет 68% всех зубочелюстных деформаций.
Среди материалов первой межреспубликанской конференции врачей-стоматологов по ортодонтии, состоявшейся 5—8 июня 1957 г. в г. Риге, также много работ, в которых имеются данные о распространении зубочелюстных деформаций.
Путем профилактических осмотров, произведенных ортодонтическим отделением Рижской городской детской стоматологической поликлиники среди 72 000 организованных детей, было обнаружено у 26% осмотренных зубочелюстные деформации.
В г. Каунасе и г. Вильнюсе были осмотрены три группы детей (Бислис А. П.): I группа — 619 детей; II — 449 детей; III — 1441 детей, всего 2509 детей.
Аномалии прикуса определены: в I группе — в 13,6%, во II — в 10,9%, в III —в 11,3%.
По данным автора, аномалий прикуса обнаружено больше у мальчиков, чем у девочек. Чаще встречается глубокий прикус. У детей, переболевших разными болезнями и у физически слабо развитых, отмечено большое количество аномалий прикуса.
Е. Н. Плотникова и А. М. Масленкина аномалии прикуса обнаружили у 37% обследованных. У детей с молочным прикусом различные формы аномалий смыкания встречаются в 25,5% случаев; в период смены зубов аномалии прикуса обнаружены в 43,1%. В постоянном прикусе деформации зубочелюстной системы были установлены в 40,1 %.
Распространенность отдельных форм аномалий прикуса по классификации Катца следующая:
Во всех возрастных периодах развития зубочелюст- пой системы превалировали аномалии прикуса первой группы (62,2%). Вторая группа аномалий прикуса была отмечена в 31,9%. Аномалии прикуса третьей группы встречались сравнительно редко (5,9%). Из клинических разновидностей первой группы аномалий прикуса наиболее часто встречались аномалии положения отдельных зубов (40,8%); при аномалии прикуса второй группы из осложнений наиболее часто наблюдается глубокий прикус (33,1%).
Эти данные авторы представляют как результат про
филактических осмотров 2500 детей г. Калинина в возрасте от 3 до 18 лет.
Л. А. Молокова провела обследование полости рта у 1235 дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет и указывает, что у детей с молочным прикусом различные формы челюстно-лицевых деформаций составляют 33%. По частоте челюстно-лицевые деформации у детей с молочным прикусом распределяются следующим образом:
а)              наиболее распространенным является глубокое перекрытие— 39%;
б)              второе место по частоте занимают челюстно-лицевые деформации, кардинальным признаком которых является неправильное расположение отдельных зубов — 12,19%;
в)              третье место занимает нижняя прогнатия—11,73%.
О.              Гросфельдова обнаружила 40% детей с аномалиями прикуса среди 6480 дошкольников.
По данным профилактических осмотров детей школьного и дошкольного возраста, установлено, что около 25% детей Литовской ССР нуждается в ортодонтическом лечении (О. Г. Савицкене, Каздаускене и др.).
А.              И. Дойников указывает, что в результате массовых профилактических осмотров, проведенных в Москве, Ленинграде, Риге, Каунасе, Казани, Калинине и других городах, установлено, что 20—25% детей школьного возраста имеют различные аномалии и 5—7% детей нуждаются в ортодонтическом лечении.
  1. Д. Осадчий, обследовав 2264 детей, установил, что зубочелюстные деформации встречаются у 34,8%) детей, из них деформации прикуса — у 6,7% детей (дистальный прикус — у 5,2%; мезиальный — у 1,5%, а осложнения нейтрального прикуса—у 27,9% детей).

Анализируя полученный материал при обследовании 5802 учащихся школ г. Одессы (Э. Я. Варес, В. Н. Во- лодкин, О. Н. Зощук, А. Д. Осадчий), авторы отметили отклонения в развитии зубочелюстной системы у 2891 человека — 50,77%).
  1. С. Куриленко и Ю. М. Александрова обследовали свыше 4000 детей детских садов и детских домов и выявили 1470 детей с деформациями прикуса и аномалиями положения отдельных зубов.

С целью выявления влияния зубочелюстных деформаций на частоту кариеса у детей 3. Ф. Василевская и
М. Г. Иванова (1962 г.) провели обследование 1839 детей в возрасте от 3 до 16 лет. Из них 554 детей были с молочным прикусом, 899—со сменным и 389—с постоянным прикусом. Среди обследованных имели деформации зубочелюстной системы 739 детей, или 40,2%, кариозные зубы имели 1226 детей, или 66,0%. Авторы отмечают, что частота зубочелюстных деформаций и частота кариеса возрастает в сменном прикусе и несколько уменьшается в постоянном прикусе.
В молочном прикусе обнаружен незначительный процент— 0,9% аномалий положения отдельно стоящих зубов, а аномалии прикуса — в 36,1% случаев. В сменном прикусе аномалии отдельно стоящих зубов обнаружены в 10,5%, а аномалии прикуса — в 31,3%. В постоянном прикусе аномалии положения отдельных зубов встречаются в 13,9%, а аномалии прикуса — в 26,9%. Таким образом, авторы еще раз подтверждают высказанное нами в свое время мнение о том, что деформации зубочелюстной системы с увеличением возраста детей встречаются несколько реже.
Авторы установили также, что «каждые 4 человека с зубочелюстными деформациями имеют 3 кариозных первых постоянных моляра, а каждые 4 человека без зубочелюстных деформаций имеют 2 кариозных первых постоянных моляра».
Для ответа на вопрос, в какой степени аномалии прикуса влияют на частоту появления воспалительных процессов в пародонте, Мастальрц А. и Бювидова В. исследовали 1030 детей с нормальным прикусом и 1453 детей с теми или иными его аномалиями. Возраст обследованных детей — от 10 до 16 лет. Среди детей с нормальным прикусом обнаружено 10,29% случаев пародонтопатии; процент пародонтопатии в группе детей с аномалиями прикуса — 14,7. Проведенные исследования не дали возможности установить особого влияния на пародонт какой-нибудь определенной аномалии прикуса. Обнаружена только зависимость между частотой болезней паро- донта и аномалиями прикуса.
По данным Райхенбаха (Reichenbach) и Шутцмански (Schutzmansky), у детей школьного возраста с зубочелюстными деформациями имеет место 54% изменений со стороны пародонта, тогда как у такого же числа школьников, но с нормальным прикусом изменений со стороны пародонта, имеется только 13,2%.
Н. Проданов (София) из общего числа 1543 обследованных детей от 6 до 20-летнего возраста обнаружил у 556 детей 1107 деформаций зубочелюстной системы.
А. Владиславов (София) на основании ортодонтического осмотра 356 мальчиков и 344 девочек находит, что процент зубочелюстных деформаций у детей в возрасте с 27г до 6 лет — 56%. Основными аномалиями являются глубокий, дистальный и мезиальный прикусы.
Коев, Стамов и другие авторы обследовали 45 965 болгарских детей и нашли деформации у 38%.
В Словакии Артиг (Artique) обследовал 5022 детей в возрасте от 6 до 15 лет и отметил аномалии у 52,5%.
Ф. Шкалоуд сообщает, что было обследовано 3200 детей пражских детских садов в возрасте от 3 до 6 лет. Обследованных детей с аномалиями было 65,4%, без них 34,6%. Функциональными аномалиями было поражено 77,6%, наследственными — 22,6% обследованных детей.
При ортодонтическом обследовании 2600 детей в возрасте 2—6 лет Т. Ракоши и Ф. Козак (Т. Rakosi, F. Kozak) выявили у 55% ненормальные взаимоотношения между челюстями. По данным этих авторов, с возрастом повышается количество косого прикуса, уменьшается количество дистального и открытого прикусов.
Во Франции Шато (Chatean) исследовал 792 детей и нашел 54% аномалий.
В США группа авторов обследовала 120 тыс. детей обоего пола и установила 51% ортодонтических аномалий.
Д. Н. Гуз, Д. Ш. Томсон, Ф. Ц. Винтер обследовали в США путем осмотра 3 тыс. девочек и мальчиков в городской и сельской местности в школах и выявили около 44% детей с деформациями, 20% из обследованных детей нуждалось в аппаратурном лечении.
Из приведенного обзора литературы видно, что данные авторов значительно варьируют, но из них можно получить некоторое представление о частоте различных аномалий зубочелюстной системы.
Эти разноречивые сведения могут быть объяснены тем, что нс существует единой методики обследования, единого критерия для суждения о наличии той или другой аномалии, иначе говоря, разные исследователи различно истолковывали степень отклонения наблюдаемых форм от нормы, за пределами которой можно говорить об аномалии. Кроме того, многие авторы приводят процент аномалий, включая в него не только деформации прикуса и аномалии положения отдельных зубов, но и аномалии формы, структуры зубов и т. п.
«Признаки нормы и патологии жевательного аппарата складываются из морфологических, функциональных и эстетических факторов. За норму следует считать жевательный орган, который представляет «индивидуальный, функциональный и эстетический оптимум» (В. Анд- резен).
«Понятие нормы в организме условно и относительно. Какой-либо абсолютной нормы в природе организмов нет и не может быть, так как организмы изменяются в зависимости от неодинаковых условий окружающей среды» (Иванов Г. Ф.). То же самое можно сказать и в отношении каждого органа, каждой части человеческого тела, в том числе и жевательного аппарата.
«Наряду с изучением нормальных форм и строения частей и целого организма изучают различные врожденные отклонения от нормального его состояния, аномалии.
Аномалии — морфологически выраженные признаки организма, отсутствующие в норме; это нарушения структурной и функциональной связи и взаимодействия между органами в процессе раннего эмбрионального развития. Многочисленные индивидуальные различия в строении и форме организма считают обычными и нормальными до тех пор, пока они не выходят за условный предел нормального. Незначительные отклонения признаков от установленной для них нормы, не связанные с нарушениями функции, называются вариациями, резкие отклонения в форме и строении данного органа от нормального считают аномалией... Условны и нерезки различия между аномалией и вариацией формы и строения органов» (Иванов).
С целью выяснения частоты распространения аномалий зубочелюстной системы мы также провели в 1953 г. обследование 6367 детей школьного возраста.
Из общего количества обследованных детей деформации прикуса имели 854 человека, что составляет 13,57%-, и аномалии положения отдельных зубов были обнаружены у 971 ребенка, или у 15,2% обследованных. При обследовании нами были учтены следующие виды аномалий прикуса: дистальный, мезиальный, глубокий, открытый и косой прикусы.
Количество детей с аномалиями прикуса независимо от возраста и пола (в абсолютных числах ив %) приведено в табл. 1,
Таблица 1

Виды деформаций

Число детей с деформациями в %

Дистальный прикус[II] . , . .

398

6,25

Мезиальный прикус1 . . „ »

110

1,72

Глубокий »

214

3,51

Открытый »

108

1,7

Косой » . „ * , .

24

0,39

Всего с аномалиями прикуса:

854

13,57

Частота аномалий прикуса в возрастных группах (в абсолютных цифрах и процентах к общему количеству обследованных) приведена в табл. 2.
Таблица 2



Возрастные группы


Виды деформаций

6—7 лет

8—9 лет

10—12 лет

13 лет и старше

Дистальный прикус . . .

20-0,3 %

38-0,6 %

194—3,04%

156-2,4 %

Мезиальный прикус . . .

50—0,8 %

23-0,36%

23—0,36 %

14-0,2 %

Глубокий прикус . . .

9—0,14%

43—0,51 %

123—2%

49-0,76%

Открытый прикус . . .

11—0,17%

55—0,86%

29-0,45%

15 — 0,23%

Косой прикус .

4—0,06%

1-0,01%

15-0,23%

4—0,06%

Как видно из табл. 2, частота дистального прикуса увеличивается от младших к старшим возрастным группам.
В первой возрастной группе дистальный прикус был нами обнаружен у 0,3% детей, а затем наблюдалось нарастание процента дистального прикуса от группы к группе, и наибольшая частота его у детей 10—12 лет.
Цифры, характеризующие частоту мезиального прикуса, уменьшаются по мере увеличения возраста; чем старше группа детей, тем ниже процент мезиального прикуса. Так, в возрасте 6—7 лет он составляет 0,8%, в возрасте 8—12 'лет — 0,36%, а в 13 лет и старше мези- альный прикус обнаружен только у 0,2%.
Глубокий прикус в возрасте 6—7 лет составляет 0,14%. Как известно, этот возраст соответствует периоду смены фронтальных зубов, глубина перекрытия в этом периоде еще окончательно не установилась. С возрастом процент глубокого прикуса нарастает и к 10—12 годам он достигает 2%.
Открытый, косой прикусы обнаружены в незначительном количестве случаев во всех возрастных группах.
Следует подчеркнуть, что отмеченные нами 24 случая косого прикуса были односторонними.
На основании анализа данных обследования 6367 детей, мы считаем возможным отметить, что дистальный прикус является наиболее распространенной деформацией зубочелюстной системы, а глубокий и открытый прикусы наблюдаются в большинстве случаев как осложнения при сагиттальных аномалиях, но встречаются и как самостоятельные нозологические единицы. Деформации зубочелюстной системы чаще встречаются в сменном прикусе, чем в постоянном.

Источник: Василевская З.Ф., Мухина А.Д, «Деформации зубочелюстной системы у детей» 1964

А так же в разделе «  ЧАСТОТА АНОМАЛИЙ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ СИСТЕМЫ »