11.5.2. Ускоренное расширение верхней челюсти с последующим функциональным ортодонтическим лечением


В патогенезе сагиттальных аномалий прикуса важную роль играет сужение зубоальвеолярной дуги верхней челюсти, возникающее в результате задержки сутурального и периостального роста, которая в свою очередь возникает вследствие неправильного дыхания и глотания.
Регулятор функций активно стимулирует периостальный рост, однако в меньшей мере он может способствовать оптимизации роста в срединном нёбном шве. В ряде случаев нормализации положения языка бывает недостаточно для полного восстановления форм нёбного купола и верхней зубной дуги. В таких случаях R Frankel рекомендует предварительное расширение верхней зубоальвеолярной дуги с помощью активных пластинок.
Нами накоплен положительный опыт ускоренного расширения зубоальвеолярной дуги верхней челюсти за счет быстрого раскрытия срединного нёбного шва с помощью механически действующих ортодонтических аппаратов с последующей ретенцией полученных результатов и продолжением лечения сагиттальных аномалий при
KУCac помощью Р^У-^ОРЗ функций (FR-modi-ГО и 11 см с. 175—177).
19—1303
289
Для быстрого раскрытия срединного нёбного шва и расширения зубоальвеолярной дуги верхней челюсти мы применяли аппараты Дерихсвайлера (Derichsweiler), Хорошилкиной, Левковича» Малыгина. Первый представляет собой несъемный расширяющий аппарат, стоящий из колец или коронок на первые премоляры и моляры. Они жестко соединены между собой проволочными или литыми дугами, прилегающими с нёбной стороны к коронкам других боковых зубов и распределяющими на них давление. Металлическая арматура и расширяющий винт закреплены в пластмассовом базисе. Чтобы увеличить площадь опоры, можно также сделать касательные к нёбной поверхности боковых резцов и клыков. Давление винта при его раскручивании передается на альвеолярный отросток и зубы, что уменьшает неблагоприятную горизонтальную нагрузку на парадонт опорных зубов. В базисе аппарата можно укреплять пружины и рычаги для устранения появляющейся при раскрытии срединного нёбного шва диастемы и исправления положения резцов и клыков.
При изготовлении аппарата следили за тем, чтобы была изолирована наиболее глубокая часть купола нёба и торус, были освобождены от давления передний участок нёба и межзубные сосочки. Базис аппарата делали из прозрачной пластмассы, что облегчало его коррекцию и давало возможность следить за состоянием подлежащих тканей во время расширения винта.
Больной осваивал аппарат в течение суток. Затем укрепляли на опорных зубах коронки или кольца аппарата с помощью вис-фат-цемента. Через 2 сут приступали к раскручиванию винта, который активировали на '/4 или '/2 оборота ежедневно. Следили за реакцией больного, т. е. за исчезновением болезненных ощущений в области нёба через 30—50 с после раскручивания винта. Спустя 4—6 дней с начала активирования винта между центральными резцами развивается диастема, которая постепенно увеличивается, а затем самоустраняется, при этом появляется место для передних зубов и их положение улучшается. Активное лечение продолжается в среднем 20—30 дней. В результате расширения боковые зубы перемещаются вестибулярно, нёбный свод расширяется и несколько уплощается. В некоторых случаях происходит распрямление перегородки носа, исправляется его форма, быстро восстанавливается носовое дыхание и улучшаются резонаторные возможности полости рта при фонации.
Наблюдается ретрузия верхних резцов и укорочение переднего отрезка верхней зубной дуги, что создает условия для лучшего смыкания губ. Прикус повышается, и высота нижней части лица увеличивается. Создаются условия для установления нижней челюсти в правильное положение с помощью регулятора функций. Расширение зубной дуги идет одновременно с расширением апикального базиса за счет раскрытия нёбного шва. С помощью рентгенографии в начале лечения, в процессе расширения и спустя 2 мес следили за состоянием нёбного шва и его оссификацией после быстрого раскрытия.
290
В отдельных случаях для улучшения гигиенического состояния полости \ га использовали специальный винт Бидермана (Bieder-mann), к.1.5ая металлическую арматуру по форме купола нёба и припаивач ее к опорным кольцам. Это позволяло готовить аппарат без пло-.тмассового базиса.
В другие случаях с той же целью применяли аппарат Хорошилкиной (1982). Он, в отличие от аппарата Дерихсвайлера, имеет съемный базис с винтом, который телескопически фиксируется на опорных кольцах в вертикальных трубках.
Для лечения больных с двусторонней врожденной расщелиной нёба использовали капповый аппарат Левковича (1967), состоящий из металлических капп на боковые зубы. К ним с нёбной стороны припаивали горизонтальные трубки, в которых фиксировали съемную пружину Коффина из проволоки диаметром 1—
I,2 мм.
В капповом аппарате Малыгина (1982) вместо пружины Коффина, которую трудно расположить в области деформированного нёбного свода, применяется вестибулярная расширяющая дуга из проволоки диаметром 0,9—1 мм. В области отсутствующих боковых резцов на дуге делают пружины в виде английской булавки, концы этой дуги фиксируют в горизонтальных трубках, расположенных со стороны вестибулярной поверхности капп. Распрямляясь, она передает давление через каппы и пластмассовые небные пелоты на верхнюю челюсть и расширяют ее. 

Источник: Хорошилкина Ф. Я, «Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий» 1987

А так же в разделе «11.5.2. Ускоренное расширение верхней челюсти с последующим функциональным ортодонтическим лечением »