6.3. ПРИНЦИП ЛЕЧЕНИЯ ПО МЕТОДУ ФРЕНКЕЛЯ


Зубочелюстно-лицевую область необходимо рассматривать как еди--ное целое. Мягкие ткани, окружающие зубоальвеолярные дуги, влияют на развитие, рост и формирование челюстных костей. Полость рта делится на внутреннюю и наружную функциональные области. Расположенные между ними альвеолярные отростки с зубами R. Frankel (1960) называет донтоальвеолярным мостом. Наружная функциональная область (ФО-1) находится под воздействием мимических и частично жевательных мышц. Благодаря смыканию губ
J3p
замыкается наружное функциональное пространство. Во внутренней функциональной области (ФО-2) расположены язык, мягкое небо, языкоглоточные и супрахиоидальные мышцы.
R. Frankel (1960), как A. Korbitz (1914) и F. Kraus (1956), считает необходимым направлять лечебные мероприятия на нормализацию функции мышц. Основное внимание уделяется гимнастике, физиотерапии и особенно массажу. При этом восстанавливается миодинамическое равновесие в зубочелюстно-лицевой области и создаются благоприятные условия для роста отстающих в развитии участков зубоальвеолярных дуг и тел челюстей. Регулятор функций имеет учебно-тренировочное значение.
По наблюдениям R. Frankel (1960), после лечения механически действующими аппаратами нередко возникают рецидивы аномалий. После снятия ортодонтического аппарата они обусловлены беспорядочной функцией мышц околоротовой области. Основная задача лечения регуляторами функций состоит в воздействии на нейромы-шечные функции. Это вызывает приспособление формы к новому функциональному состоянию, рост отстающих в развитии участков челюстей. Однако R. Frankel (1960) считает, что без механического воздействия на зубные ряды исправить аномалию прикуса трудно. Наряду с приспособлениями, нормализующими функцию мягких тканей, в конструкцию регуляторов функций необходимо вводить механические элементы для более активного перемещения зубов под воздействием окружающих мышц. Чтобы облегчить закрывание рта при лечении дистального прикуса, сочетающегося с протрузией резцов верхней челюсти, следует увеличить пространство для языка. С этой целью нижнюю челюсть выдвигают вперед и удерживают в таком положении регулятором функций. При этом губы приближаются друг к другу, что в дальнейшем облегчает их смыкание. В отличие от метода Андрезена — Хойпля прикус разобщают в области боковых зубов не более чем на высоту коронок верхних резцов, при этом нижняя челюсть не имеет механической опоры. Губные пело-ты и лингвальные дуги способствуют смещению нижней челюсти в переднее положение. Такая ориентация происходит благодаря соприкосновению лингвального щита или петель лингвальной дуги со слизистой оболочкой нижней челюсти, что вызывает раздражение ее рецепторов, при перемещении нижней челюсти в исходное положение и формирование гингивомускулярного рефлекса.
И. С. Рубинов (1958) охарактеризовал физиологические процессы, происходящие в зубочелюстной системе при разобщении прикуса в боковых участках, а также описал возникновение гингивомускулярного рефлекса.
При лечении по методу R. Frankel следует избегать протрузии зубов и альвеолярного отростка в переднем участке нижней челюсти. После выдвижения нижней челюсти вперед на ширину премоля-ра мышцы стремятся возвратить ее в прежнее положение. Если использовать лингвальную дугу для удержания челюсти в переднем положении как механическую опору, то может произойти уплощение альвеолярного отростка в области нижних передних зубов. Это
9"
131
иногда наблюдают при лечении дистального прикуса активатором Андрезена — Хойпля и модифицированными аппаратами Кингслея. Уплощение происходит потому, что коронки нижних резцов при смещении нижней челюсти кзади в привычное положение упираются в наклонную плоскость и перемещаются вестибулярно, а апикальная часть их корней — в противоположном направлении. Это тормозит рост апикального базиса. Изменения в переднем участке альвеолярного отростка нижней челюсти свидетельствуют об успешном или неудачном лечении дистального прикуса. Чтобы избежать механического воздействия лингвальной дуги на нижние резцы, R. Frankel рекомендует в первом периоде лечения отводить ее горизонтальную часть от язычной поверхности нижних резцов.
Переднее положение нижней челюсти при лечении дистального прикуса обеспечивают парные нижнегубные пелоты. Чтобы сомкнуть губы и закрыть рот, пациент вынужден охватить пелоты нижней губой, что возможно лишь при выдвижении нижней челюсти. Во время смыкания губ снижается активность подбородочной мышцы, способствующей образованию супраментальной борозды, повышается активность циркулярных волокон круговой мышцы рта, снижается повышенная активность некоторых радиальных мышц (m. mentalis, т. depressor labii inferior, т. buccinatorius), которая неблагоприятно влияет на развитие челюстей. Под воздействием нижнегубных пелотов, глубоко расположенных в области переходной складки слизистой оболочки, устраняется тормозящее влияние нижней губы на аппозиционный рост в переднем участке нижней челюсти и всей челюсти в длину. При охвате пелотов нижней губой во время смыкания губ и одновременном смещении нижней челюсти кзади в исходное положение происходит натяжение мышц нижней губы и подбородка, усиливается прилив крови к апикальному базису зубного ряда и стимулируется остеогенез. Возможность увеличения апикального базиса в процессе лечения регулятором функций доказана биометрическими и телерентгенографическими исследованиями головы, что свидетельствует о преимуществе данного метода перед другими. F. Faick (1969). Ch. Frankel (1967), Ю. M. Малыгин и Ф. Я. Хорошилкина (1985) путем количественного анализа и с помощью вариационной статистики подтвердили увеличение апикального базиса при лечении регулятором функций.
При использовании FR-I и FR-II давление нижней губы передается через нижнегубные пелоты на вестибулярную дугу, петли на клыки, небный бюгель, а следовательно, и на весь зубной ряд верхней челюсти. Благодаря такому давлению происходит ретрузия передних зубов верхней челюсти. Опорными элементами регулятора функций являются вестибулярная дуга, петли на клыки, часть небного бюгеля, проходящая между верхними молярами и опирающаяся на первые верхние постоянные моляры. Эти металлические детали способствуют дистальному перемещению верхних боковых зубов и ретрузии передних. Небная дуга, введенная в конструкцию FR-II, служит для протрузии небно-наклоненных верхних резцов, чаще центральных. При ее активировании давление передается с
132
одинаковой силой на верхние резцы в артериальном направлении, на боковые зубы — в дистальном. В FR-III для этой цели служат также проволочные и пластмассовые окклюзионные накладки.
Зубной ряд, альвеолярный отросток и тела челюстей в процессе роста и развития перемещаются мезиально с различной скоростью. В раннем возрасте происходит более быстрое мезиальное перемещение зубного ряда и альвеолярного отростка, в дальнейшем их рост замедляется, а рост тел челюстей происходит более интенсивно. При лечении дистального прикуса важно обращать внимание не столько на дистальное перемещение зубов верхней челюсти, сколько на оптимизацию роста нижней челюсти. Давление в дистальном направлении, оказываемое регулятором функций на зубы верхней челюсти, нужно расценивать не как способ их перемещения, а как фактор, тормозящий их мезиальный сдвиг. Перераспределение давления околоротовых мышц (губ, щек и языка) позволяет создать оптимальные условия для роста и развития нижней челюсти в ан-териальном направлении. Небный бюгель вместе с вестибулярной дугой и скобой между губными пелотами способствуют стабилизации регулятора функций. Боковые щиты оттесняют щеки от вестибулярной поверхности альвеолярных отростков и противостоят их давлению на боковые зубы, апикальный базис и альвеолярные отростки. Появляются условия для нормализации функций ФО-1 и развития зубоальвеолярных дуг в трансверсальном направлении. Восстановление миодинамического равновесия, выдвижение нижней челюсти, оптимизация роста челюстей и формирования прикуса способствуют увеличению полости рта и нормализации функции языка. В этом состоит принципиальное отличие действия регулятора функций от съемных пластиночных ортодонтических аппаратов, располагающихся внутри полости рта. При пользовании регулятором функций не нарушается контакт языка с язычной поверхностью зубов, петли лингвальной дуги корригируют положение языка. При этом его кончик поднимается и перемещается вперед. Нормализация миодинамического равновесия между внутри- и околоротовыми мышцами снижает давление в полости рта. При глотании язык упирается в небо. Таким образом происходит восстановление миодинамического равновесия внутри ФО-2.
Вследствие уменьшения пространства в полости рта при глубоком прикусе язык перемещается кзади и книзу, распластывается в области боковых зубов, т. е. его ширина увеличивается. Задача лечения состоит в том, чтобы нормализовать поперечное сечение языка. После восстановления миодинамического равновесия внутри ФК-2 нормализуются положение языка, его ширина и высота, устраняется тенденция к расположению языка между боковыми зубами. Разобщенные боковые зубы вместе с альвеолярными отростками растут навстречу друг другу, причем наиболее активно во время прорезывания первых постоянных моляров (ранний период лечения), а также клыков и вторых премоляров (поздний период лечения).
Оттеснение щек боковыми щитами препятствует их попаданию»
133

между зубными рядами, особенно во время глотания Нагрузка, приходящаяся на нижние передние зубы, предотвращает дальнейшее зубоальвеолярное удлинение. Восстановление миодинамическо-го равновесия приводит к исправлению формы зубных дуг и установлению новой высоты прикуса Это в свою очередь способствует увеличению высоты нижней части лица и восстановлению гармонии его черт. Однако описанные изменения наступают постепенно как результат приспособления к изменившимся миодинамическим условиям
Размер и форма оральной и назофарингиальной полостей должны находиться в соответствующих соотношениях Дыхательный и пищеварительный пути сообщаются между собой в области носоглотки. Нормальные дыхание и глотание осуществляются под воздействием физиологических коррелирующих механизмов При этом функции контроля осуществляют различные вентили — мышечные барьеры (рис. 8). Первостепенное значение имеет дыхание (вентиль 1). Заслуживает внимания наличие контактов между губами (вентиль 2), а также между корнем языка и мягким небом (вентиль 3). Последний барьер отделяет полость рта от глотки, его пе-р^еднезаднее расположение определяет ширину глоточного пространства, важного для дыхания. Следовательно, имеется тесная связь между системой дыхания и функцией мышц этого барьера. Расположение корня языка и мягкого неба находится под регулирующим влиянием центра дыхания.
Пользование регулятором функций при дистальном прикусе вырабатывает положительные навыки. Так, пациент должен охватить нижней губой пелоты, выдвинуть нижнюю челюсть и вместе с нею корень языка. При разговоре, особенно громком, он должен, охватив пелоты нижней губой, привести губы в соприкосновение.
134

Источник: Хорошилкина Ф. Я, «Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий» 1987

А так же в разделе «6.3. ПРИНЦИП ЛЕЧЕНИЯ ПО МЕТОДУ ФРЕНКЕЛЯ »