Остеохондрома височно-нижнечелюстного сустава


Больная С., 39 лет. заболела в 1952 г., заболевание связывает с травмой нижней челюсти. После травмы появились сильные боли в левой половине головы и локальные боли в левом ВНЧС. Спустя 2 недели боли полностью прекратились и до 1975 г. не возобновлялись. В сентябре 1975 г. после перенесенного гриппа появились сильные боли в области ВНЧС и во всей левой половине головы и шеи. Боли продолжались часами, сутками и после коротких иптермиссий вновь возобновлялись. Болеутоляющие средства ослабляли болезненность на период их действия. Через месяц больная стала замечать асимметрию лица за счет смешения подбородка вправо, неплотное смыкание зубных рядов и ограничение открывания рта. С вышеуказанными жалобами она обратилась в городскую стоматологическую поликлинику по месту жительства (г. Геленджик. Краснодарский край). Попытка вправить челюсть на место с помощью проволочных шин с косыми резиновыми тягами нс увенчалась успехом. С диагнозом артроза левого ВНЧС была направлена в г. Краснодар на кафедру ортопедической стоматологии Кубанского медицинского института.
Больная жаловалась на постоянные сильные сверлящие боли в левом ВНЧС, во всей левой половине головы и на прогрессирующее смещение нижней челюсти вправо.
При внешнем осмотре с сомкнутыми зубными рядами отмечалась асимметрия лица за счет смещения подбородка вправо и вперед. При пальпации в области суставов экскурсия правой суставной головки была нормальной, левая суставная головка совершала лишь шарнирные движения. Припухлость и болезненность при пальпации не определялись. При открывании рта асимметрия лица выравнивалась за счет экскурсии правой суставной головки. Отмечалось ограничение открывания рта.
Расстояние между режущими краями центральных резцов составляло 18 мм. Пальпация латеральных крыловидных мышц через полость рта вызывала резкую болезненность слева. Слизистая оболочка полости рта без патологических изменений.
Зубы все интактные. Прикус косой. Фронтальные зубы находились в состоянии дезокклюзии. Шейные и подчелюстные лимфатические узлы и слюнные железы в пределах нормы.
На томограммах с открытым ртом суставная головка справа находится ближе к вершине суставного бугорка, при закрытом рте - в суставной ямке, костная структура суставных поверхностей сустава без видимых патологических изменений. Томограмма левого ВНЧС имеет необычную картину. Контуры суставной ямки, суставного бугорка и головки выражены
четко. Суставная щель резко увеличена и заполнена плотной рентгенонепроницаемой опухолью. Тень опухоли начинается от уровня дистального отдела основания шейки суставного отростка, распространяется дистально к сосцевидному отростку и, поднимаясь вверх, заполняет всю суставную ямку. Огибая суставной бугорок, плотное образование проникает в подскуловую область и заканчивается у основания передней стенки шейки суставного отростка (рис. 153, Б). Между суставной ямкой и плотным образованием прослеживается узкая щель на всем протяжении.
При рентгенокинематографическом исследовании в боковой проекции отмечалась нормальная экскурсия правой суставной головки, а слева четко кош урировалась суставная головка с прикрепленным к ней плотным образованием больших размеров. Суставная головка производила лишь шарнирные движения. На обзорной рентгенограмме анфас и рентгено- кинематограмме плотное образование распространилось медиально, занимая значительное место в тканях (рис. 153. Б).
При лабораторном исследовании крови и мочи нс обнаружено отклонений от нормы. На основании клинико-рентгенологических исследований был установлен диагноз: остеохопд- рома левого ВНЧС.
Было предложено оперативное лечение. От операции она отказалась по семейным обстоятельствам. В течение 2 лет периодически проводилось симптоматическое лечение. Внутрь назначали бруфен 1 драже (0,2 г) 3 раза в день, метиндол по 0,05 г 3 раза в день, местно - инъекцию гидрокортизона по 0,025 г, лидазы по 0,1 г в 0,5 % растворе новокаина 4 раза в педелю. Несмотря на проводимое консервативное лечение боли полностью не прекращались, а временами становились невыносимыми, больная ощущала слабость, головокружения, иногда теряла сознание.
В сентябре 1977 г., находясь в Москве, она обратилась па кафедру хирургической стоматологии Московского медицинского стоматологического института и была госпитализирована.
Операцию проводили под общим обезболиванием. Подчелюстным разрезом слева отслоили слизисто-надкостничный лоскут, вскрыли левый ВНЧС. С латеральной стороны суставной головки визуально и пальпаторно опухоль не определялась. В медиальную сторону от головки прощупывалось плотное образование больших размеров. Оно легко отслаивалось от суставной головки, но извлечь его без резекции суставной головки не представлялось возможным. Даже после резекции суставной головки опухоль не удавалось извлечь одним блоком и лишь после ее расчленения путем распиливания на три части удалось произвести ее удаление по частям. В собранном виде опухоль имела размеры 6x5x5 см. Визуально она выглядела как костная ткань (рис. 154, Л). Поверхность опухоли, обращенная в полость сустава, была гладкая, полированная, а е медиальной стороны имела неровности (рис. 154, А). Поверхность опухоли, прилегавшая к суставной головке, имела вогнутую форму, соответствующую по форме суставной головке, и была образована плотной фиброзной гканыо (рис. 154, В).
После извлечения опухоли нижнюю челюсть зафиксировали в положении центральной окклюзии с помощью шин Тигерштедта, а через 2 недели проволочные шипы были заменены шинами Вебера с наклонной плоскостью, и окклюзия была выровнена путем функционального пришлифовывания некоторых жевательных бугров.
Гиегологическое исследование опухоли показало, что внутри костной ткани опухоли имеется множество островков хондроидной ткани с множеством двухъядерных клеток (рис. 154, Б, Г). Г истологический диагноз остеохондрома.
Послеоперационный период протекал без осложнений, и рана заживала первичным натяжением. Смещение челюсти не отмечалось. Средняя линия верхней и нижней челюсти совпадала со средней линией лица. Прикус ортогнатический, резцовое расстояние равно 36 мм.
В течение 3 месяцев после операции не было никаких неприятных ощущений в области ВНЧС. Затем вновь периодически возникали чупые кратковременные боли в левом ВНЧС.
Через каждые 6 месяцев больной производили томографические и рентгепокипематогра- фические исследования. На томограммах через 6 месяцев после операции выявлен рецидив новообразования. Последующие рентгенологические исследования констатируют явный рост опухоли (рис. 153, В).



Рис. 154. Больная С., 39 лет. Диагноз: остеохондрома левого височно-нижнечелюстного сустава.
А - общий вид всей опухоли, извлеченной из левого ВНЧС.
В — участок опухоли с вогнутой частью в центре белесоватого цвета, прилегавшая ко всей сочленовной поверхности мыщелка.
Б - гистопрепарат опухоли. Внутри костной ткани имеется множество отростков хондроидной ткани. Г — хондроидная ткань с двухъядерными клетками. Увеличение 3x10.

Источник: Ю. А. Петросов, «Диагностика и ортопедическое лечение заболеваний височно-нижнечелюстного сустава» 2007

А так же в разделе «Остеохондрома височно-нижнечелюстного сустава »