ГЛАВА VIII СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ жизни И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК ОСНОВНЫЕ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА А. А. Часовников

Эпидемический процесс как явление, возникающее и протекающее в человеческом обществе, находится под воздействием условий матери­альной жизни общества, соответствующих определенным ступеням его исторического развития.
Основными, но неравнозначащими условиями материальной жизни общества является. способ производства материаль­ных благ, народонаселение (его плотность и рост) и географическая среда.
Марксизм-ленинизм учит, что основным и решающим условием обще­ственного развития, интегральной движущей силой, определяющей харак­тер и содержание общественного строя, является способ производства мате­риальных благ, т. е. взаимосвязанное и взаимообусловленное единство производительных сил и производственных отношений.
Производительные силы общества как «высший критерий обществен­ного прогресса»[13], являясь наиболее революционными и подвижными, выра­жают отношение человека к природе, к ее силам и предметам, используе­мом для создания необходимых материальных благ. Но для производства материальных благ люди неизбежно вступают в определенные связи и отно­шения, и «только через посредство этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство»[14].
Как только прекращается первое животное состояние, собственность человека над природой всегда уже опосредована его существованием как члена общины, семьи, рода и т. д., его отношением к другим людям, кото­рое обусловливает его отношение к природе. Производственные отношения, таким образом, выражают отношения между людьми в процессе обществен­ного производства материальных благ, отношения в непрерывном процессе воздействия человеческого общества на природу. Вместе с тем эти отно-
шения выражают отношение отдельных лиц, социальных групп и обще­ственных классов к средствам производства и взаимоотношения владель­цев средств производства — эксплуататоров и производителей материаль­ных ценностей — эксплуатируемых.
Процесс развития общественного производства начинается с развития производительных сил и прежде всего с развития орудий производства. Но в ходе технического прогресса изменяются и сами люди, управляю­щие орудиями производства: приобретается производственный опыт, повы­шается техническая квалификация, возникают новые профессии и т. д. В зависимости от уровня развития производственных сил и уровня органи­зации производства происходит изменение производственных отношений. Необходимо, однако, указать, что на базе изменившихся производитель­ных сил формируются только определенные и именно такие производствен­ные отношения, которые отвечают природе и характеру данных производи­тельных сил.
Возникнув на основе производства, производственные отношения сами активно воздействуют на дальнейшее состояние производительных сил, при известных условиях ускоряя или, наоборот, замедляя их развитие.
Соответствие производственных отношений природе и характеру про­изводительных сил является непременным условием прогресса обществен­ного производства и социального прогресса в целом. Это — объективный и общий закон развития общества.
В капиталистическом обществе, основанном на частной собственности средств производства и эксплуатации, несоответствия, конфликты между производственными отношениями и производительными силами разре­шаются классовой борьбой прогрессивных сил общества, и этот способ- производства неотвратимо заменяется новым высшим — социалистическим, способом производства, путем социальной революции. В этом и заклю­чается диалектическое единство двух сторон способа производства, всеоб­щий закон общественного развития.
Ф. Энгельс писал: «Маркс впервые открыл закон движения истории, за­кон, по которому всякая историческая борьба... в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем и их столкновение между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического- положения, характером и способом производства и определяемого им обмена»[15].
История человеческого общества есть история сменяющих друг друга способов производства, каждый из которых отличается специфическими формами, содержанием и законами развития.
Географическая среда, рост и плотность народонаселения, будучи необходимыми условиями материальной жизни общества, не являются и не могут являться главными силами общественного развития, хотя исто­рии и известны моменты, когда под влиянием изменений климатических условий изменялся хозяйственный уклад и особенно расселение кочевых народов. Но в общем географическая среда на протяжении длительных исто­рических периодов остается неизменной или изменяется настолько незна­чительно, что не может повлиять на ход исторического развития. Помимо естественных эволюционных процессов, потребовавших времени, измеряемого целыми эпохами, с того времени, когда уже писалась история народов.
изменение географической среды происходило под воздействием производ­ственной деятельности человечества, поскольку природа все больше и больше вовлекалась в материальную жизнь общества. Таким образом, степень влия­ния географической среды на процесс общественного развития в значитель­ной мере определяется уровнем материального производства самого общества.
Не требуется особых доказательств, что каждая общественно-эконо­мическая формация немыслима без определенной плотности населения. Людские ресурсы, рост народонаселения являются важным условием суще­ствования и развития общества. Но и это условие, будучи зависимым от уров­ня материального производства, является лишь условием, а не движущей силой общественного развития. Поэтому всякая переоценка значения геогра­фической среды и народонаселения с точки зрения марксизма-ленинизма не имеет ничего общего с действительной исторической наукой. Крайние же направления, вытекающие из такой переоценки и свойственные бур­жуазной социологии — мальтузианство и геополитика, являются реак­ционными и враждебными человечеству.
Только на основе единственно научной теории — марксизма-лениниз­ма — можно познать не только наиболее общие законы развития матери­ального мира, законы развития природы, человеческой истории и обще­ственного сознания, но и другие специфические законы, управляющие при­родными и общественными процессами. С методологических позиций марк­систско-ленинского учения представляется возможным раскрыть сущность эпидемического процесса и понять роль социальных условий и географиче­ской среды как основных его движущих сил.
Существо вопроса о роли социальных условий и географической среды излагается раздельно, что отнюдь не означает отрицания между ними взаимосвязи и взаимообусловленности. Подобная форма изложения является лишь одной из целесообразных форм научной абстракции.

Источник: Коллектив авторов, «ЭПИДЕМИОЛОГИЯ и ПРИНЦИПЫ БОРЬБЫ С ИНФЕКЦИОННЫМИ БОЛЕЗНЯМИ» 1965

А так же в разделе «ГЛАВА VIII СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ жизни И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА КАК ОСНОВНЫЕ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА А. А. Часовников »