Проявления эпизоотического процесса сальмонеллезов кур и признаки его активизации по результатам серо-бактериологических исследований и данным оценки продуктивности и падежа птиц


Очевидно, что широкое распространение среди населения сальмонеллеза энтеритидис связано главным образом с продукцией промышленного птицеводства. В этой ситуации возникает потребность в теоретическом обосновании системы мер по борьбе и профилактике сальмонеллезной инфекции с учетом знаний современных особенностей не только эпидемиологии, но и эпизоотологии сальмонеллеза энтеритидис. Между тем эпизоотический процесс сальмонеллеза энтеритидис среди сельскохозяйственных птиц и его влияние на интенсивность, динамику и структуру заболеваемости населения во многом не изучены.
С целью оценки эпизоотического процесса сальмонеллеза среди сельскохозяйственных птиц мы в течение 1987 - 1993 гг. в РИГА с комплексным сальмонеллезным диагностикумом исследовали сыворотку крови 10469 кур 9-ти промышленных птицекомплексов (ПИК) Иермской области. Ири этом основное количество серологических исследований было выполнено в 1990 - 1992 гг. на двух птицефабриках: на птицефабрике по производству мяса (ИТФМ) и на птицефабрике по производству яиц (ИТФЯ). Иомимо серологического контроля на указанных объектах бактериологически исследовали пробы внутренних органов убойных кур и окружающей среды (смывов с тушек кур, оборудования и инвентаря, сточных вод).
Согласно официальным данным ветеринарной службы, в течение 1987 - 1993 гг. среди кур ИИК Иермской области не было зарегистрировано ни одного случая клинически выраженного заболевания сальмонеллезной инфекцией. Между тем проведенное серологическое обследование кур выявило высокий уровень сальмонеллезных антител, который в целом составил 3,8 ± 0,02 log2x. Доля проб сыворотки с титром антител 1:64 и выше, принятым в ветеринарной практике диагностическим, оказалась равной 15,4% (табл. 11). Иричем многолетняя динамика уровня суммарных сальмонеллезных антител в сыворотке крови кур совпала с инфицированностью павших и вынужденно забитых птиц, выявленной ветеринарной службой (рис.15). Коэффициент корреляции составил 0,8 ± 0,1.
Результаты серологического обследования кур ППК в РПГА с комплекным сальмонеллезным диагностикумом в 1987 - 1993 гг.


Рис. 15. Уровень противосальмонеллезных антител в сыворотке крови кур (кривая) и иницированность птиц А enteritidis (столбцы) в 1987 - 1993 гг.
По оси ординат - средняя геометрическая титров антител в двоичных логарифмах (справа) и инфицированность кур на 1000 по данным ветеринарной службы (слева).

Анализ материалов исследования сыворотки крови птиц в помесячном аспекте, за исключением данных обследования цыплят первого месяца жизни, у которых иммунные сдвиги оказались незначительными, выявил у кур мясного и яичного кроссов увеличение
уровня сальмонеллезных антител в зимне-весенние и осенние месяцы - преимущественно в феврале-марте и в сентябре-ноябре. По результатам проведенных нами

бактериологических исследований, обсемененность сальмонеллами внутренних органов кур составила 13,4%, смывов с тушек кур - 15,5%, смывов с оборудования и инвентаря убойных цехов - 6,3%. В большинстве случаев выделялись А enteritidis. При этом инфицированность кур и внешней среды ППК нарастала в те же периоды года, что и уровень сальмонеллезных антител (рис. 16).
Рис. 16. Помесячная динамика частоты выделения сальмонелл из тушек кур и окружающей среды ППК (столбцы) и уровня сальмонеллезных антител в сыворотке
крови птиц (кривая) в 1990 - 1992 гг.
По оси абсцисс - месяцы, по оси ординат - частота выделения сальмонелл в % (справа) и средняя геометрическая титров антител в двоичных логарифмах (слева).
По данным ветеринарной литературы, заболеваемость птиц сальмонеллезами в значительной степени зависит от их неспецифической резистентности (Ф.С. Кудрявцев и соавт., 1988). С другой стороны известно, что неспецифическая резистентность кур ППК может существенно меняться в результате колебаний температуры, относительной влажности и особенно загазованности аммиаком воздуха птичников (В.М. Селянский, 1975; В.А. Маковкин и соавт.,1988). Поэтому для изучения влияния микроклимата на внутригодовую динамику эпизоотического процесса сальмонеллезов кур мы обобщили
результаты измерений температуры, относительной влажности и загазованности аммиаком воздуха помещений для птиц по материалам зоотехнических лабораторий ППК за 1992 - 1992 гг. и, рассчитав среднемесячные значения каждого из указанных параметров, сопоставили их с данными серологических исследований. Результаты показали (рис. 17), что температура воздуха птичников несколько повышалась летом, относительная влажность - в июле-сентябре. В то же время загазованность воздуха птичников аммиаком закономерно нарастала в холодный период года, начиная с сентября - октября, что совладало с активизацией эпизоотического процесса сальмонеллезов кур в этот период. Максимального значения загазованность достигала в ноябре - феврале, а затем наблюдалось постепенное снижение концентрации аммиака. По-видимому, в условиях нарастания загазованности воздуха птичников аммиаком резистентность птицы снижается, что и является одной из причин обострения эпизоотологической ситуации по сальмонеллезной инфекции в осенние месяцы. В дальнейшем, несмотря на неблагополучный микроклимат птичников, интенсивность эпизоотического процесса уменьшается в результате выработки специфического иммунитета у основной массы птицы. По мере снижения напряженности иммунитета у переболевших кур и появления неиммунного молодняка эпизоотический процесс вновь активизируется в зимне-весенний период.

Рис. 17. Динамика уровня сальмонеллезных антител у кур (кривая) и концентрации
аммиака в воздухе птичников (столбцы).
По оси абсцисс - месяцы, по оси ординат - средняя геометрическая титров антител в двоичных логарифмах (слева) и концентрация аммиака в мг/л (справа).
Представленные материалы не только подтверждают, что в современный период среди кур ППК имеет место хроническая персистирующая эпизоотия сальмонеллеза энтеритидис, но и свидетельствуют о том, что при отсутствии среди них регистрируемой заболеваемости слежение за ходом эпизоотического процесса сальмонеллеза энтеритидис возможно по результатам серологических и бактериологических исследований. При этом основными признаками активизации эпизоотического процесса сальмонеллеза являются увеличение в сыворотке крови птиц уровня сальмонеллезных антител и обнаружение сальмонелл в тушках кур, яйцах и в пробах окружающей среды ППК.
С целью выявления дополнительных признаков активизации эпизоотического процесса сальмонеллезов кур мы провели анализ продуктивности и причин падежа птиц (В.И. Сергевнин, 1994). Оценка яйценоскости птиц показала, что этот показатель снижался в зимне-весенний и осенний периоды времени параллельно активизации эпизоотического процесса сальмонеллезов и, напротив, увеличивался в относительно благополучные по сальмонеллезам месяцы. Анализ причин падежа птиц по патологоанатомическим диагнозам выявил, что доля случаев гибели птицы по причине поражения органов пищеварения, яйцеобразования и развития желточного перитонита, т.е. от тех заболеваний, которые в определенной мере могли быть этиологически связаны с сальмонеллезной инфекцией, составила 22,2%. При этом падеж кур от этих заболеваний, как правило, нарастал в зимне-весенний и осенний периоды года и коррелировал с помесячной динамикой уровня сальмонеллезных антител в сыворотке крови птиц. В то же время рассчитанные коэффициенты корреляции между показателями падежа кур от других заболеваний (алиментарной дистрофии, авитаминозов, кокцидиоза, колибактериоза и т.д.) и помесячным уровнем салъмонеллезных антител в сыворотке крови птиц во всех случаях оказались либо отрицательными, либо недостоверными.
Таким образом, дополнительными (косвенными) признаками активизации
эпизоотического процесса сальмонеллеза энтеритидис среди кур ППК являются снижение яйценоскости кур-несушек и увеличение падежа птицы от заболеваний органов пищеварения, яйцеобразования и желточного перитонита.
Следует подчеркнуть, что в ряде случаев падеж кур от сальмонеллеза энтеритидис, по-видимому, может принимать массовый характер (Е.В. Сармометов и соавт., 2004). Так, в течение 14 - 15 марта 2003 г. от острого заболевания желудочно-кишечного тракта в течение суток погибло почти 30 тысяч кур бройлерной птицефабрики Пермской области. Возраст павшей птицы колебался от 2 до 46 дней. Массовая гибель кур была отмечена в 6 из 10 имеющихся птичников. В пораженных корпусах показатель падежа составил от 1119 до 46620 на 100 тысяч птиц, в благополучных - от 115 до 185. При вскрытии павшей птицы ветеринарные врачи отмечали выраженный воспалительный процесс слизистой желудка и тонкого кишечникаптицы в нескольких корпусах фабрики мог быть связан с дефектами водоснабжения или кормления. В этой связи к расследованию создавшейся ситуации были привлечены специалисты санитарно-эпидемиологической службы.
Было установлено, что водоснабжение птицефабрики осуществляется из подземного источника. После хлорирования вода подается в распределительную сеть, охватывающую все корпуса предприятия. Для кормления птицы используются комбикорма, в состав которых входят злаковые культуры (кукуруза, пшеница), шрот подсолнечный, шрот соевый, мука рыбная, мука мясо-костная, масло растительное, премикс. Комбикорма готовят непосредственно на птицефабрике путем смешивания исходных ингредиентов и последующей их термической отработке (гранулирования) при 690С в течение 10 минут. Для расширенного санитарно-химического анализа было отобрано 10 проб воды распределительной сети и 24 пробы комбикормов и их ингредиентов. Для бактериологического исследования было взято 6 проб воды, 28 проб внутренних органов павшей птицы (печень, почки, сердце, селезенка), 18 яиц, 26 проб комбикормов и их составляющих и 25 смывов с оборудования. При этом бактериологическое исследование внутренних органов кур проводили таким образом, чтобы исключить вторичное микробное загрязнение их в процессе разделки тушки. Для этого, в частности, каждый внутренний орган перед исследованием обжигали с поверхности с помощью спирта.
Санитарно-химический анализ воды распределительной сети не выявил каких-либо отклонений от СанПиН 2.1.4.559-96 ’’Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения”. В пределах СанПиН 2.3.2.1078-01 ’Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов” оказались и результаты санитарно-химического исследования комбикормов на наличие микотоксинов, солей тяжелых металлов и пестицидов. Вода распределительной сети соответствовала санитарным нормам по бактериологическим показателям. В то же время из внутренних органов павших кур в 35,7% случаев были выделены Salmonella enteritidis. Сальмонеллы этого же серовара были обнаружены в 11,1% проб яиц и в 4,0% смывов с оборудования. Высоким оказался и процент инфицированности сальмонеллами комбикормов - 10,5%. Кроме того, из всех проб комбикормов были изолированы условно­патогенные микроорганизмы семейства Enterobacteriaceae (E. coli, K. pneumoniae, P. vulgaris, P. mirabilis, E. cloacae, C. freundii, P. agglomerans), что указывает на недостаточную термическую обработку приготовленных для птиц продуктов питания. Необходимо подчеркнуть, что на территории Пермской области даже в самые неблагополучные по сальмонеллезу годы (1989 - 1991) частота выделения сальмонелл из внутренних органов павших кур не превышала 17,0%, а из яиц - 2,0%. Следовательно, в момент массового падежа инфицированность сальмонеллами внутренних органов кур изучаемой птицефабрики (35,7%) и яиц (11,1%) была чрезвычайно высокой, что может указывать на острую септическую форму сальмонеллезной инфекции.

Источник: В.И. СЕРГЕВНИН, «ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ» 2008

А так же в разделе «Проявления эпизоотического процесса сальмонеллезов кур и признаки его активизации по результатам серо-бактериологических исследований и данным оценки продуктивности и падежа птиц »