ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ


Слово «эпидемиология» возникло давно, когда зараз­ные болезни были широко распространены и большин­ство их проявлялось в виде эпидемий.
Первое определение эпидемиологии, близкое к со­временному, было дано основателем советской школы эпидемиологов Д. К. Заболотным: «Эпидемиология, или наука об эпидемиях, занимается изучением причин воз­никновения и развития эпидемий, выяснением условий, которые благоприятствуют их распространению, и предла­гает способы борьбы с ними, основанные на данных науки и практики».
В настоящее время, когда отмечается закономерное снижение заболеваемости инфекционными болезнями, а некоторые- совсем не регистрируются, эта формули­ровка Д. К. Заболотного требует уточнения. Эпидемио­логия — наука, изучающая объективные закономерности возникновения, распространения и прекращения инфек­ционных болезней в человеческом коллективе и разра­батывающая меры профилактики и борьбы с ними.
На Международном эпидемиологическом симпозиуме в Праге (1960) единогласно было принято следующее определение: «Эпидемиология является самостоятельной отраслью медицинской науки, занимающейся исследо­ванием причин возникновения и распространения за­разных болезней в человеческом обществе и применяю­щей полученные знания для борьбы, предупреждения и в конечном счете полного искоренения этих болезней».
Эпидемиология делится на общую и частную. Общая эпидемиология дает возможность изучить закономер­ности распространения инфекционных болезней среди населения (характеристика источников инфекции, меха­низма передачи, восприимчивости и т. д.), общие прин­ципы их профилактики и борьбы с ними. Частная эпи­демиология изучает эпидемиологическую характеристи­ку каждого инфекционного заболевания в отдельности, меры профилактики и борьбы с ним,
б
Краткие данные по истории эпидемиологии. Еще древ­ние народы имели представление о заразности некоторых болезней и пытались проводить первые профилактичес­кие мероприятия: изгнание из коллектива больных, вариоляцию (искусственная прививка человеческой ос­пы), дезинфекцию и др. Все эти мероприятия имели эмпирический характер и часто были малоэффективны­ми или недостаточно рациональными.
Мысль о живом возбудителе инфекционных болез­ней возникла еще у античных философов — Гиппократа (V—IV века до н. э.), Лукреция (I век до и. э.) и др., но подтвердить это предположение достоверными фак­тами не было возможности. Впоследствии на эту мысль наталкивали многочисленные эпидемии чумы, оспы и тифов, наблюдавшиеся в эпоху феодализма, особенно в XIV—XV веках. В тот период итальянский ученый Фракастро (1478—1553) выступил со сформулирован­ной теорией, доказывавшей заразный (контагиозный) характер этих болезней.
В России уже в XI веке применялись изоляция боль­ных и захоронение па специальных кладбищах трупов умерших от повальных болезней. Внутренний карантин начали применять в XVI веке. Он строго запрещал по­сещать больных и отпевать умерших.
Для предупреждения заноса чумы в Москву в 1552 г. впервые были выставлены сторожевые посты. В XVII ве­ке на Руси, при появлении эпидемий в городах, кроме внешних карантинных застав, широко практиковалось выставление постов около домов, в которых имелись заболевшие. В случае смерти жителей дома опечаты­вали, а вещи и одежду умерших сжигали. Было введено правило об извещении при появлении заразной болез­ни: «Где, у кого учинится во дворах болезнь с язвами, то о том извещать государя».
XVIII век был ознаменован открытием Дженнером (1749—1823) безопасного и высокоэффективного спосо­ба предупреждения натуральной оспы путем прививки человеку коровьей оспы.
К этому периоду относится деятельность первого рус­ского врача-зпидемиолога Данилы Самойловича (1744— 1805). Он один из первых сделал попытку применить микроскоп для обнаружения возбудителя чумы в выде­лениях и различных тканях больного, а также принимал участие в борьбе с эпидемией чумы в Москве в 1771 — 1772 гг. Данило Самойлович организовал карантинную службу на Черноморском побережье, участвовал в во­енных походах и всемирно известен своими трудами по Эпидемиологии.
Россия в этот период вступила на путь быстрого эко­номического развития. Создание промышленности и расширение торговых связей с другими странами сти­мулировали развитие медицины, в том числе организа­цию санитарных, карантинных и противоэпидемических мероприятий.
Вторая половина XIX века была ознаменована мощ­ным развитием физики (оптики), химии, биологии и других наук, которые способствовали появлению новой науки — микробиологии.
Гениальные научные открытия Л. Пастера, И. И. Меч­никова, Р. Коха, В. И. Ивановского и др. способствовали изучению не только этиологии, патогенеза, клиники, но и эпидемиологии инфекционных болезней. Изучение эпиде­миологии ряда инфекционных болезней и разработка мер их профилактики показали, что в возниковении эпидемий большую роль играют социальные факторы, на что в своих работах указывали К. Маркс («Капитал», 1867) и Ф. Энгельс («Положение рабочего класса в Англии», 1845). Тяжелые условия труда, плохие жилищные ус­ловия, бедность, низкий уровень санитарной культуры способствовали распространению эпидемиологических болезней.
Для развития эпидемиологии много сделали Г. Н.Минх (1836—1896) и О. О. Мочутковский (1845—1903), ко­торые заразили себя кровью больных возвратным (Г. Н. Минх) и сыпным (О. О. Мочутковский) тифами. Своими опытами они доказали, что возбудители этих болезней находятся в крови больных и передача их возможна кровососущими насекомыми.
С именем Г. Н. Габричевского (1860—1907) связаны исследования по дифтерии (серотерапия), скарлатине (изучение этиологии, приготовление вакцин и проведение прививок), эпидемиологии малярии и др.
Большой вклад в развитие эпидемиологии внес Д. К. ^Заболотный (1866—1929) —основоположник со­ветской эпидемиологии, автор многочисленных работ по эпидемиологии чумы, холеры, сыпного тифа и др. Он подготовил кадры учеников (Л. В. Громашевский, 3. П. Соловьев), продолживших его работу, написал
руководство по эпидемиологии «Основы эпидемиоло­гии».
В создании противоэпидемической службы молодого советского государства велики заслуги А. Н. Сысина (1879—1956), Н. А. Семашко (1874—1949), 3. П. Со­ловьева (1876—1928), В. А. Батенина (род. в 1882г.), Е. И. Марциновского (1874—1934). Большой вклад в развитие теории эпидемиологии внесли Е. Н. Павловс­кий (1884—1965) и Л. В. Громашевский (род. в 1887г.). Работы Е. Н. Павловского в области паразитологии получили мировую известность. Кроме того, он разра­ботал теорию природной очаговости ряда трансмиссив­ных заразных болезней.
Разработка советскими эпидемиологами Д. К. Забо­лотным, Г. Ф. Вограликом, В. А. Башениным, Л. В. Гро- машевским, Е. Н. Павловским и др. ряда теоретических проблем эпидемиологии благотворно повлияла на прак­тику. Это прежде всего учение об эпидемическом про­цессе, который возникает и поддерживается только при взаимодействии источника инфекции, специфического механизма передачи и восприимчивого к данному забо­леванию населения, учение о механизме передачи воз­будителей инфекционных болезней, учение о природной очаговости инфекций, рациональная классификация инфекционных болезней, в основу которой положен су­щественный эволюционный признак, предложенный Л. В. Громашевским, — закон соответствия локализации возбудителя и механизма передачи инфекции. Продол­жаются исследования по проблемам инфекций, эволю­ции инфекционных болезней, генетике и изменчивости микробов, иммунитета и аллергии и другим проблемам. Крупным достижением современной эпидемиологии яв­ляется разработка проблемы ликвидации инфекционных болезней. Доказано, что ликвидация любой инфекци­онной болезни невозможна без уничтожения ее возбу­дителя как биологического вида в природе.
Достижениям в области эпидемиологии способство­вали неуклонный рост благосостояния трудящихся, оздоровление условий труда и быта, бесплатная меди­цинская помощь для всего населения, государственный характер плановых противоэпидемических мероприя­тий.
Значение эпидемиологии в мирное и военное время.
В 1917 г. Великая Октябрьская социалистическая ре­волюция свергла господство эксплуататоров и устано­вила диктатуру пролетариата. Империалисты объявили молодой Советской республике беспощадную войну. В стране, истощенной первой мировой войной, усили­лись разруха и голод, сопровождающиеся большими эпидемиями сыпного, возвратного, брюшного тифов и холеры. В этот трудный период жизни молодого Совет­ского государства основное внимание санитарно-эпиде­миологических служб было уделено борьбе с эпидеми­ями. Первыми декретами по здравоохранению были декреты «О мероприятиях по сыпному тифу» (28 янва­ря 1919 г.), «О мерах борьбы с эпидемиями» (10 апреля 1919 г.), «Об обязательном оспопрививании» (10 апреля 1919 г.) и др.
Советская власть, уничтожив классовое неравенство, создавала предпосылки для успешной борьбы с инфек­ционными болезнями. Такие опасные инфекции, как на­туральная оспа, холера и чума, были ликвидированы. В последующие годы рост материального благосостоя­ния и культурного уровня трудящихся, плановость советского здравоохранения, использование всех до­стижений передовой науки, широкие профилактические мероприятия позволили ликвидировать в нашей стране возвратный тиф, ришту, малярию и др.
Некоторые инфекционные болезни все еще имеют значительное распространение, а иногда возникают и эпидемические вспышки. Среди них первое место зани­мает грипп. Пандемии гриппа 1957, 1968, 1969 гг. со­провождались большим числом заболеваний. Эпидемии не только причиняют ущерб народному хозяйству, но способствуют повышению смертности и инвалидности населения.
Еще большее значение приобретают противоэпидеми­ческие мероприятия в военное время. В прошлом войны сопровождались эпидемиями как в тылу, так и на фрон­те. Так, в первую мировую войну отмечались большие эпидемии сыпного, возвратного и брюшного тифов, эпи­демического цереброспинального менингита и других инфекционных болезней.
Вероломное нападение фашистских захватчиков в 1941 г. поставило нашу страну в тяжелые условия. Вре­менная оккупация Украины, Белоруссии и многих рай­онов РСФСР, усиленная миграция населения, переуп­лотнение городов глубокого тыла, разрушение городов и деревень и т. д. создали реальную угрозу возникнове­ния эпидемий. Однако, несмотря на небывалые разру­шения, причиненные нашей стране войной, материаль­ные лишения, которые испытывало население, массовое передвижение мирного населения и войск, переуплот­нение городов и деревень тыла за счет эвакуированных, удалось сохранить эпидемическое благополучие в стра­не и не допустить массового распространения заболе­ваний. Даже в самые тяжелые периоды войны инфек­ционная заболеваемость не достигла такого уровня, который в какой-либо степени отразился бы на экономи­ке страны. Для борьбы с инфекционными болезнями понадобилось развернуть широкие санитарно-эпидемио­логические мероприятия: увеличить количество бань, санитарных пропускников, дезинфекционных камер, соз­дать дополнительную сеть инфекционных коек и зна­чительно усилить специфическую профилактику. В про­тивоэпидемическую работу включились все органы Советской власти на местах, партийные и общественные организации.
Для ликвидации эпидемических очагов в районах, освобожденных от фашистской оккупации, было орга­низовано около 1500 временных противоэпидемических отрядов. В период Великой Отечественной войны была получена и проверена вакцина против сыпного тифа (М. К. Крантовская) и живая вакцина против туляре­мии, по эффективности равная противооспенной вакци­не (Н. А. Гайский, Б. Я. Эльберт). Опыт Великой Оте­чественной войны подтвердил правильность организации противоэпидемической службы, а также показал науч­ную обоснованность и высокую эффективность методов и средств профилактики инфекционых болезней в СССР.

Источник: М. Л. ВОЛОВСКЛЯ, «ЭПИДЕМИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ» 1979

А так же в разделе «ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ »