Болезнь Лайма

л
Болезнь Лайма — хроническое или рецидивирующее трансмиссивное при­родноочаговое заболевание, поражающее разные системы органов. Многие характерные клинические проявления инфекционного процесса были давно описаны как самостоятельные заболевания или синдромы неясной этиологии. 'Лишь недавно (в начале 80-х годов) установлено их этиологическое единство, изолирован и изучен возбудитель, который получил название Borrelia burgdor­feri. '
Основные переносчики боррелий, обеспечивающие их циркуляцию в при­родных очагах и имеющие решающее эпидемиологическое значение, — паст­бищные клещи рода Ixodes. Паразитарные системы очагов болезни Лайма и клещевого энцефалита включают одни и те же виды переносчиков (I. persul- catus, I. ricinus), а также носителей боррелий и вируса, совместно существуют на тех же участках и в экологическом отношении имеют много общих черт. Это обусловливает большое сходство в эпидемиологии указанных этиологиче­ски принципиально различных инфекций. Особо важное значение имеет их се­рологическая и клиническая дифференциальная диагностика, тем более что на ранних стадиях эти заболевания могут иметь очень сходные клинические проявления.
Болезнь Лайма развивается по этапам, которые соответствуют последо­вательности поражения органов. Различают 3 основных этапа: а) общеинфек­ционный (от начала заболевания до 4—5-й нед); б) неврологических и (или) кардиальных осложнений (от 2-й до 22-й нед); в) суставных, кожных и иных воспалительных нарушений (с 6-й нед и позднее). На первом этапе у части больных на месте присасывания клеща появляется характерная двухцветная эритема с более темно окрашенным периферическим контуром. Она была ра­нее описана как хроническая мигрирующая эритема (erythema chronicum mi­grans), а в некоторых регионах нашей страны известна под названием «клеще­вая кольцевидная эритема». Такую эритему можно считать патогномоничным признаком начального периода заболевания. На втором его этапе развивают­ся осложнения со стороны нервной системы.
Механизм развития эпизоотического и эпидемического процессов. Круг естественных хозяев боррелий, по всей видимости, достаточно широк, опреде­ляется трофическими связями клещей и включает многие виды позвоночных животных.
У клещей естественная зараженность взрослых голодных особей обычно очень высока (30 — 60%). Установлена принципиальная возможность трансова­риальной и трансфазовой передачи боррелий. Однак§ вертикальная передача возбудителя сама по себе, видимо, не обеспечивает высокую зараженность клещей. У I. persulcatus, например, возможна передача боррелий от нимф, от­ловленных в природе, к имаго без дополнительного инфицирования нимфаль- ной фазы от прокормителей. Но зараженность взрослых членистоногих, полу­ченных таким путем, оказалась примерно в 10 раз деньте, чем спонтанная зараженность клещей этой фазы на участке отлова нимф. По всей видимости, в природе происходит весьма значительное инфицирование Нимф при крово- сосании.
У подавляющего большинства инфицированных клещей возбудитель со­держится в кишечнике. Лишь у нескольких процентов особей он проникает в полость тела, слюнные железы и гонады. Очевидно, только такие членисто­ногие способны принимать дальнейшее участие в поддержании эпизоотическо­го и эпидемического процессов.
Человек заражается трансмиссивным путем. Возбудитель инокулируется при укусе, клеща с его слюной.
Проявления эпизоотического и эпидемического процессов. Природные очаги болезни Лайма имеются в Северной Америке, Евразии и, видимо, в Австра­лии. Возбудитель и его переносчики приурочены главным образом к лесным ландшафтам умеренного климатического пояса. По уровню ежегодной забо­леваемости болезнь Лайма занимает одно из первых мест среди природнооча­говых инфекций и имеет важнейшее значение в современной инфекционной патологии.
Как уже отмечалось, многие черты эпидемиологии болезни Лайма в СССР, по всей видимости, весьма сходны с таковой при клещевом энцефали­те, поскольку идентичны переносчики, а также причины, формы и интенсив­ность контакта населения с природными очагами. Важнейшие отличия, оче­видно, имеются в многолетней динамике эпидемического проявления очагов, обусловленной особенностями взаимоотношений возбудителей с переносчика­ми и носителями. Изучение этих аспектов экологии В. burgdorferi еще только начинается.
Противоэпидемические мероприятия такие же, как при клещевом энцефали­те. Вакцины нет.

Источник: Беляков В. Д., Яфаев Р. X., «Эпидемиология: Учебник» 1989

А так же в разделе «Болезнь Лайма »