ЧУМА


Чума — инфекционное заболевание, вызываемое бактериями из рода Yer­sinia (Y. pestis). Относится к особо опасным и карантинным инфекциям. Является трансмиссивным зоонозом с выраженной природной очаговостью. При зара­жении человека в природных очагах развивается бубонная, или септическая, форма чумы, которая может ослржняться вторичной легочной чумой. При воздушно-капельной передаче возбудителя от больных вторичной легочной чумой развивается первичная легочная чума, которая передается как антропо­нозная инфекция. Инкубационный период при всех клинических формах 1—5 дней.
Механизм развития и проявления эпизоотического процесса (резервуар воз­будителя). Различают очаги «дикой» и «крысиной» («портовой») чумы. Ос­новными источниками «дикой» чумы для человека являются сурки и суслики в Европе, Азии и Северной Америке, песчанки в Евразии и Африке, морские свинки в Южной Америке; «крысиной» чумы — черные и серые крысы. Поми­мо этого, имеется большое число дополнительных источников инфекции. Описано 190 видов зайцеобразных, грызунов и 29 видов других млекопитаю­щих, в организме которых в природных условиях обнаруживался чумной ми­кроб. К дополнительным источникам относятся не только синантропные мы­шевидные грызуны, но также представители других систематических групп млекопитающих: ежи, землеройки, хорьки, лисицы, домашние кошки, вер­блюды и др. Человек, больной чумой, также является дополнительным источ­ником инфекции.

Рис. 111. Развитие эпизоотий чумы на зимоспящих грызунах (сусликах) и формирование антропургических очагов (схема).
1 — суслик здоровый; 2 — суслик чумной; 3 — мышь здоровая; 4 — мышь чумная; 5 — сусликовая блоха незаряженная; 6 — сусликовая блоха чумная; 7 — сусликовая нора; 8 — пути передачи чумы (число живот­ных дано в относительном соответствии их численности в природе по месяцам, причем число сусликов и их зараженность показаны только для периода их активной жизнедеятельности).

Основные источники обеспечивают длительную энзоотию в природных очагах, дополнительные — временно вовлекаются в эпизоотический процесс. Однако некоторые из дополнительных источников (больные легочной чумой люди,' зараженные верблюды, промысловые грызуны) наиболее опасны в смысле заражения людей.
Механизм передачи бактерий чумы, обеспечивающий энзоотию, является трансмиссивным. Переносчиком возбудителя служат блохи. Список видов и родов блох, из которых выделены микробы чумы, включает 124 вида блох и 9 видов вшей и клещей. Главное эпизоотологическое и эпидемиологическое значение имеют блохи, паразитирующие на основных источниках: крысах — ХепорэуПа, сусликах, сурках и песчанках — ХепорзуИа, СегаШрИуНш, 14еор8у11а и др. В организме блохи, насосавшейся крови грызуна (в период бактериемии у него), происходит размножение бактерий чумы. Размножающиеся бактерии заполняют всю полость желудка и преджелудка, образуя «чумной блок». «Блокированные» блохи обладают большой способностью заражать жи­вотных. Образовавшийся блок препятствует продвижению засасываемой кро­ви в желудок, что вызывает обратный ее ток («отрыжку») и попадание бакте­рий чумы вместе с отрыгиваемой кровью в ранку на коже хозяина. Этот механизм передачи при помощи «блока» специфичен для чумы и не встречает­ся при других инфекциях.
Реакции на внедрение и размножение возбудителя чумы у животных раз­ных видов различны. У незимоспящих песчанок отмечены значительные коле­бания индивидуальной резистентности к возбудителю. Выявлены наслед­ственные детерминанты групп крови больших песчанок, определяющие степень восприимчивости (резистентности) животных к чуме. Предполагается, что в межэпизоотический период (без признаков эпизоотии) при незначитель­ной численности грызунов преобладающая доля приходится на особей, устой-
чивых к чуме. В предэпизоотическую фазу (спорадические заболевания грызу­нов) увеличивается доля чувствительных песчанок. На фоне пиковой численности чувствительных грызунов наблюдается взрывообразная волна за­болеваемости и гибели этих фенотипов. Процесс переходит в фазу, угасания эпизоотии, сопряженную со значительным уменьшением в популяции доли зверьков чувствительных фенотипов. Имеются данные, свидетельствующие о том, что изложенная фазность развития эпизоотического процесса характе­ризуется и фазовыми изменениями вирулентности возбудителя.
Иной механизм развития эпизоотического процесса в природных очагах чумы, специфическими хозяевами инфекции в которых являются зимоспящие зверьки. В период спячки имеет место латентная инфекция. Острые эпизоотии развиваются в период выхода из нор и расселения молодняка — при достиже­нии необходимого «порога восприимчивых» в цепи циркуляции возбудителя (рис. 111). При вовлечении в процесс мышевидных грызунов среди них разви­ваются острые эпизоотии, сопровождающиеся массовым вымиранием грызу­нов и большим накоплением «бесхозяинных блох», что повышает эпидемио­логическую опасность эпизоотических очагов. Такие эпизоотии развиваются редко.
Природные очаги «дикой» чумы расположены в зоне между 50° с. ш. и 40 ° ю. ш. и приурочены к определенным географическим ландшафтам (рис. 112). Для этих ландшафтов характерны сухие степи, полупустыни и пустыни с засушливым климатом, засухоустойчивой растительностью, пустынным со­обществом животных и редким населением со слабым воздействием человека на природу.
Очаги «крысиной» чумы являются вторичными. Связующим звеном ме­жду природными и антропургическим очагами являются синантропные гры­зуны. Очаги «крысиной» чумы были особенно распространены и активны на территории между 35° с. ш. и 35° ю. ш. в зоне тропического климата, где температурно-влажностные условия способствуют жизнедеятельности крыси­ной блохи — переносчика возбудителя. В настоящее время отмечено выражен­ное угасание очагов «крысиной» чумы.
В пределах СССР насчитывают по крайней мере полтора десятка при­родных очагов чумы, занимающих свыше 12% территории страны. Основны­ми хозяевами возбудителя в этих природных очагах являются суслики, сурки, песчанки, полевки, пищухи. В каждом из этих природных очагов возбудитель циркулирует по схеме грызун-блоха-грызун, причем, как правило, это один вид грызуна, один — два вида блох и специфическая для данного природного очага разновидность чумного микроба.
Механизм заражения людей и проявления эпидемического процесса. Зараже­ние чумой людей может осуществляться в разных условиях: непосредственно в природных очагах от синантропных грызунов или домашних животных, от больных людей и умерших (при развитии легочных форм, медицинском обс­луживании больных или совершении похоронных обрядов), а также в лабора­торных условиях. Непосредственно в природных очагах заражение происхо­дит на фоне интенсивных эпизоотий случайно попавших туда людей или лиц, занимающихся промыслом. Основным способом заражения является транс­миссивный — через укус людей инфицированными блохами, мигрирующими из нор грызунов или при контакте с последними. Наблюдались заражения и при укусах самих грызунов. Промысловые заражения имеют место также при прямом контакте с кровью, мясом или шкурой зараженных животных. Обычно во всех этих случаях встречаются спорадические заболевания бубон­ной чумой, которые могут осложниться легочной.
Заражение от синантропных грызунов (домовые мыши, крысы) и домаш­них животных (кошки, кролики) на энзоотичной территории, а также от крыс

Рис. 112. Известные и вероятные очаги и районы чумы (по материалам ВОЗ).
1 — предположительный район или очаг; 2 — вероятный очаг; 3 — известный очаг.
вне энзоотичной территории («портовая» чума) происходит через укус блох — паразитов жилья. При прирезке чумного верблюда наблюдаются заражения при контакте с кровью, мясом и шкурой животного. Встречаются единичные или групповые заболевания от одного источника (например, по цутям транс­портировки мяса или шкуры забитого чумного верблюда). Развивается бубон­ная чума, которая может осложниться легочной.
Лабораторные заражения наблюдались при работе с чумными культура­ми или с чумными животными. Заражение осуществлялось при образовании аэрозоля, через шприц или при укусе зараженных животных. Имели место единичные случаи легочной, септической и бубонной, чумы.
Наиболее опасным является антропонозный механизм заражения от больных легочной чумой. В этом случае наблюдаются групповые заболевания легочной чумой. К антропонозному типу относятся также заражения при кон­такте с заразным материалом при медицинском обслуживании больных, а также при контакте с трупом или его вещами при совершении похоронных обрядов. Возникают при этом единичные или групповые заболевания бубон­ной чумой.
Зарегистрированы три основные пандемии чумы. Первая относится к VI в. и известна под названием «Юстинианова чума». Вторая была в XIV в. и во­шла в историю под названием «черной смерти». Третья пандемия началась в 1894 г. и продолжалась в начале XX в. в портовых городах по основным международным судоходным линиям.
С 1894 по 1975 г. на всех континентах чумой болело по имеющимся данным более 13 млн человек. Это составило примерно половину ее жер?в в период пандемии «черной смерти». Считается, что во второй половине теку­щего столетия произошло тысячекратное снижение заболеваемости чумой за счет ликвидации «портовой» чумы и резкого уменьшения заболеваемости за счет синантропных и антропонозных очагов. Преимущественное эпидемиоло­гическое значение сейчас имеют природные очаги.
Противоэпидемические мероприятия. Характер противоэпидемических ме­роприятий определяется эпизоотологическими и эпидемиологическими осб- . бенностями инфекции и тем, что чума отнесена к группе карантинных и особо опасных инфекций. В предупреждении заноса чумы на территорию страны из- за рубежа преимущественное значение имеют клинико-диагностические, из­оляционные, режимно-ограничительные и дезинфекционные мероприятий. В предупреждении заболевания людей в природных очагах главными меро­приятиями являются дератизационные и дезинсекционные, а также ветеринар­но-санитарные (по предупреждению заражения верблюдов) мероприятия. Со­блюдение противоэпидемического режима в лабораториях, работающих с за­разным или подозрительным на зараженность чумой материалом, является основным мероприятием в предупреждении внутрилабораторных заражений.
Для истребления грызунов обычно применяют зерновые приманки, отра­вленные ратицидом, а для истребления блох — дезинсекцию. В населенных пунктах, располагающихся в природных очагах чумы, проводят также дерати­зацию и дезинсекцию в постройках и вокруг населенных пунктов.
По показаниям проводят прививки живой вакциной. Накожные и под­кожные прививки снижают риск заболевания бубонной чумой, но не предо­храняют от легочной чумы.
Потенциально эффективными противоэпидемическими мероприятиями при возникновении заболеваний людей являются клинико-диагностические, изоляционные, лечебные, режимно-ограничительные и дезинфекционные меро­приятия, а также экстренная профилактика.
Эпидемиологический надзор. Цель эпидемиологического надзора за чу­мой — предупреждение заболеваний людей. Его организуют и проводят спе-
т
циадизированные противочумные учреждения М3 СССР, а также отделы осо­бо опасных инфекций СЭС. Необходимые мероприятия организуют чрезвы­чайные противоэпидемические комиссии (ЧПК).
Санитарная охрана, территории проводится в соответствии с требования­ми международных правил и полученной информацией. Сведения о заболевае­мости чумой в мире основываются на информации ВОЗ. Риск заражения лю­дей в природных очагах определяется на основе данных эпизоотологического наблюдения.
В природных очагах учитываются численность грызунов и блох и ее динамика. С целью своевременного выявления эпизоотии проводится наблю­дение за падежом грызунов, а также их отлов с последующим серологическим и бактериологическим исследованием как самих грызунов, так и их эктопара­зитов. Эффективность и скорость осуществления серологических методов зна­чительно превосходят бактериологический метод. От представителей ве­теринарно-санитарной службы медицинские работники получают данные о результатах наблюдения за здоровьем верблюдов.
Эпизоотологическое обследование имеет целью слежение за эпизоотиче­ским процессом и риском заражения человека. Это позволяет сформулиро­вать тактику профилактических мероприятий задолго до возможных эпидо- сложнений.
Чума — одна из немногих инфекций, при которых окончательный диагноз принадлежит не клиницисту, а лабораторной службе. Первый случай заболевания должен быть подтвержден лабораторно. Необходимо выявить условия, при которых произошло заражение, и вероятный источник инфекции (участие в охоте, забое верблюда или кулинарной обработке мяса, укусы блох, контакт с больным грызуном, захоронение чумного больного). Выя­вляется круг лиц, подвергавшихся риску заражения. При групповых заболева­ниях составляется поименный список заболевших с данными об условиях за­ражения для каждого больного.
Больной подлежит изоляции в специально приспособленное помещение. Госпиталь, принимающий больного (или больных) чумой, перестраивает свою работу на строгий (специальный) противоэпидемический режим работы. В стационаре предусматривают отдельное размещение больных легочной и бубонной чумой, а также подозрительных на заболевание чумой и лиц, кон­тактировавших с заболевшими. Здание должно быть заблаговременно освобо­ждено от грызунов и членистоногих. В зависимости от характера работы и категории больных персонал работает в противочумных костюмах первого и второго типа. Весь персонал госпиталя переводится на казарменное положе­ние и подвергается прививкам. Три раза в сутки у них измеряется температу­ра тела.
Назначение больным раннего этиотропного лечения (антибиотиками стрептомицинового или тетрациклинового ряда) имеет клиническое и эпиде­миологическое значение. Выписка производится после исчезновения всех кли­нических симптомов у реконвалесцентов и троекратного отрицательного бак­териологического исследования мокроты у больных легочной чумой, пунктата из бубона у больных бубонной формой и крови у септических больных. Сроки исследования: 2, 4 и 4-й дни после окончания лечения. Для обеззаражива­ния трупов умерших от чумы проводят кремацию или захоронение на глуби­ну 1,5—2,0 м с засыпкой могилы сухой хлорной известью.
Лица, подвергшиеся риску заражения в природных очагах, от заболевше­го чумой или трупа умершего от чумы, подлежат шестидневной карантизации с изолированным размещением и ежесуточным троекратным измерением тем­пературы. При выраженной угрозе заражения этим лицам проводится курс эк­стренной профилактики антибиотиками. Карантинизированные люди разме­щаются небольшими изолированными группами. Лица, подвергшиеся повы­шенному риску заражения, размещаются отдельно.
При проведении текущей дезинфекции предусматривается обеззаражива­ние выделений больного, помещения, предметов обстановки, белья, посуды, защитной одежды. Текущую дезинфекцию проводит дезинфектор под контро­лем врача. Для заключительной дезинфекции выделяется специальная бригада из 2—3 человек. Заключительной дезинфекции подлежат помещения, где был больной, все предметы обстановки и вещи, а также транспорт, на котором эвакуировали больного. Для текущей дезинфекции и заключительной дезин­фекции применяются влажный (предпочтительно лизолом) и камерный ме­тоды обеззараживания. Персонал должен работать в противочумном костюме первого типа.
Эпидемический очаг чумы считается ликвидированным после выписки из стационара последнего больного и исчерпывающего проведения всех меро­приятий по дезинфекции и дератизации.

Источник: Беляков В. Д., Яфаев Р. X., «Эпидемиология: Учебник» 1989

А так же в разделе «ЧУМА »