ПРОЯВЛЕНИЯ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ТЕРРИТОРИИ


Территорию регистрации заболеваний называют нозоареалом (гр. nosos- болезнь + лат. area-площадь, пространство). С известной долей условности все инфекционные болезни по особенностям их территориального распределе­ния (типу нозоареала) можно объединить в две группы: с глобальным и ре­гиональным распределением (схема 7).
Глобальные нозоарелы. Повсеместное распределение по земному шару ха­рактерно для большинства антропонозных инфекций и ряда зоонозов домаш­них животных. Уровень заболеваемости инфекциями с глобальным распро­странением на разных территориях имеет свои особенности.
В практике обычно используется сопоставление показателей заболеваемо­сти по территории в пределах административных единиц (стран, республик, областей, районов, городов, населенных пунктов). Внутри отдельных админи-

стративных районов и даже населенных пунктов, а также на межадминистра­тивных территориях нередко выявляется та иЛи иная неравномерность распре-.» деления заболеваний в территориальных группах населения, объединенных по какому-либо эпидемиологическому признаку.
Территориальная неравномерность распределения заболеваний так назы­ваемыми глобальными инфекциями — отражение пространственной межпопуля­ционной неоднородности возбудителя-паразита. В зависимости от особенно^ стей его экологии, а также механизма развития эпидемического процесса территории с более высокими показателями заболеваемости одними болезня­ми могут характеризоваться более низкими показателями заболеваемости другими болезнями. Так, на территории Средней Азии заболеваемость ви­русным гепатитом А и брюшным тифом выше, чем в других районах СССР, а скарлатиной — ниже.
Региональные нозоареалы. Ограниченное распространение заболеваний по территории свойственно прежде всего природноочаговым инфекциям. Однако и некоторые антропонозы, а также зоонозы домашних животных характери­зуются региональным распространением. Так, эндемические очаги холеры ограничены отдельными территориями Юго-Восточной Азии, где социальные и природные условия обеспечивают функционирование механизмов саморегу­ляции в жизнедеятельности холерного вибриона. История пандемий холеры свидетельствует о возможности формирования вторичных (завозных) эндеми­ческих очагов. Однако их существование ограничивается лишь несколькими годами или десятилетиями. Региональное распространение ряда антропонозов объясняется тем, что на одних территориях они ликвидированы, а на дру­гих — нет. Примером таких антропонозов является сыпной тиф.
Региональное распределение природноочаговых инфекций объясняется ареалом самих природных очагов. Природные очаги одних заболеваний имеют зональное распределение, других — межзональное.
При трансмиссивных инфекциях для разножения в организме переносчика многих возбудителей и приобретения имй эпидемического потенциала, а так­же для жизнедеятельности отдельных переносчиков необходимы относительно высокие температуры. Поэтому ареалы этих заболеваний более обширны в тропическом и субтропическом поясе земного шара. В этом случае зо­нальный ареал определяется границами широтных температур:
Природные зоны Болезни
Тундра. Лесотундра Туляремия, лептоспирозы (встречаются и в других зонах)
Тайга. Хвойно-широколиственные (смешан­ные) леса русской равнины и Дальнего Востока Клещевой энцефалит, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом
Лесостепь Клещевой риккетсиоз, разновидности геморра­гических лихорадок
Степь Чума, клещевой риккетсиоз, Ку-лихорадка
Полупустыня. Пустыня умеренного и суб­тропического пояса Чума, клещевой спирохетоз, кожный лейшма­ниоз, Ку-лихорадка
Средиземноморская зона Крысино-блошиный риккетсиоз, марсельская лихо­радка, крымская геморрагическая лихорадка

Региональное распределение ряда природноочаговых заболеваний при­урочено к соответствующим природным зонам (табл. 23).
Отдельные заболевания с региональным распределением встречаются в разных природных зонах. Так, туляремия и лептоспирозы имеются во всех зонах СССР (тундровой, лесной, лесостепной и пустынной), встречаясь в них мозаично, преимущественно по поймам и дельтам рек, побережьям озер и бо­лотистым местностям.
Ареал возбудителя не всегда характеризуется заболеваниями людей в его пределах. Например, при дифтерии и полиомиелите вакцинация предупре­ждает заболевание, однако не вызывает немедленного прекращения циркуля­ции возбудителя. При зоонозах это наблюдается в тех случаях, когда отсут­ствуют условия для заражения людей, например, при отсутствии контакта с энзоотическими очагами. Следовательно, география заболеваемости людей определяется не только географией ареалов возбудителя, но и особенностями связи с ними людей, а также системой профилактики.

Источник: Беляков В. Д., Яфаев Р. X., «Эпидемиология: Учебник» 1989

А так же в разделе «ПРОЯВЛЕНИЯ ЭПИДЕМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО ТЕРРИТОРИИ »