ШИГЕЛЛЕЗ DYSENTERIAE 1


Шигеллез dysenteriae 1 традиционно называется бациллярной дизенте­рией. Это инфекция, вызываемая возбудителем, который выделил в 1891 г. А. В. Григорьев в России и детально изучил К. Shiga в Японии в 1898 г. В от­ечественной литературе эти бактерии называют шигеллами Григорьева — Ши- га, а в международной классификации — Shigella dysenteriae 1. В 1917 г. К. Schmitz и независимо от него М. И Штуцер выделили новый возбудитель ди­зентерии, известный в настоящее время как Shigella dysenteriae 2. В 1934 г. D. Large и О. Sankarak, а также A. Sachs описали бактерии^ которые сейчас от­носятся к S. dysenteriae 3 — 7. Аналогичные бактерии в период Великой Отече­ственной войны в Ленинграде - выделила Э. М. Новгородская. Позднее эта маннитотрицательная группа шигелл пополнилась сероварами 8, 9, 10, И, 12.
Нозологическая самостоятельность болезни, вызываемой различными се­роварами вида (подгруппы) S- dysenteriae, не определена. Вместе с тем клини­чески характерным является заболевание, вызываемое S. dysentheriae 1. Это заболевание было широко распространено в мире в конце прошлого — начале этого щека. Высокие показатели заболеваемости и летальности определили выраженную смертность от дизентерии того времени.
Начиная с 30-х годов XX века данная нозоформа дизентерии начала реги­стрироваться все реже и полностью исчезла в экономически развитых странах. С конца 60-х годов возникли выраженные очаги этого заболевания в Цен­тральной Америке с выносом инфекции за пределы сформировавшихся оча­гов. Сейчас говорят о новой пандемии тяжелых заболеваний, вызываемых в. бувеШепае 1.
Гиперэндемичные очаги сформировались, помимо Центральной Америки, в Юго-Восточной Азии и Центральной Африке. В СССР отдельные случаи заболеваний сначала регистрировались только среди иностранцев. Сейчас зарегистрированы отдельные заболевания среди местных жителей, не вы­езжавших за рубеж. В 1987 г. Министерство здравоохранения СССР выпусти­ло методические рекомендации «Эпидемиологический надзор за дизентерией Григорьева — Шига».
Механизм развития и проявления эпидемического процесса. Одной из осо­бенностей биологических свойств Б. бувеШепае 1 является их способность про­дуцировать экзотоксин. Это определяет высокую вирулентность возбудителя и тяжесть течения заболеваний. Установлено, что вирулентность возбудителя может определяться плазмидой с молекулярной массой порядка 140 МД (рББ140) и дополнительной плазмидой 6 МД, ответственной за синтез О-ан- тигена.
Экологические особенности бактерий Григорьева — Шига, в том числе гетерогенность и изменчивость популяций микроорганизмов, определяющие механизм развития и проявления эпидемического процесса, изучены пока не­достаточно. Во всех очагах выделяются полирезистентные к антибиотикам бактерии.
Преимущественные заболевания взрослых говорят против бытовой пе­редачи возбудителя («грязные руки») как главной. Такая возрастная структура заболеваний более характерна для заражений через воду и пищу (с уча­стием мух).
Эпидемиологический надзор. В эпидемиологическом надзоре за дизенте­рией Григорьева — Шига в современных условиях основное значение придает­ся своевременному выявлению заболеваний. Для этого используются клиниче­ские, серологические и эпидемиологические критерии. Окончательный диагноз устанавливается на основе идентификации Б. буэеШепае 1. Для серологических исследований применяется реакция пассивной гемагглютинации (РПГА) с ис­пользованием эритроцитарных диагностикумов (жидких и сухих) из шигелл Григорьева — Шига. Ретроспективная диагностика удается в течение первых 3 — 5 мес после болезни.
Бактериологическому и серологическому обследованию подлежат: больные с дисфункцией кишечника из числа лиц, недавно (в течение 7 дней до начала болезни) прибывших из эндемичных районов (развивающиеся страны Центральной Африки, Юго-Восточной Азии и Центральной Америки), а так­же из числа лиц, проживающих или работающих совместно с прибывшими (в течение 14 дней до начала болезни) из этих районов. Целенаправленному об­следованию подлежат также больные тяжелыми формами острых кишеч­ных заболеваний (ОКЗ) или. умершие от ОКЗ неустановленной этио­логии.
При обнаружении больных дизентерией Григорьева — Шига, особенно при отсутствии данных о завозе инфекции извне, проводится активное выявле­ние больных с обязательным бактериологическим и серологическим обследо­ванием всех больных с дисфункцией кишечника. Бактериологическому и серо­логическому обследованию подлежат также здоровые люди в очаге. Эпидемиологическое обследование в таких очагах должно завершаться фор­мулированием обоснованной гипотезы о механизмах формирования очага, а также разработкой плана мероприятий, направленных на его ликвидацию. Реализация такого плана должна проводиться под строгим контролем ответ­ственных специалистов.

Источник: Беляков В. Д., Яфаев Р. X., «Эпидемиология: Учебник» 1989

А так же в разделе «ШИГЕЛЛЕЗ DYSENTERIAE 1 »