Сыпной тиф и болезнь Брилля


Сыпной тиф — антропонозное заболевание, вызываемое риккетсиями Про- вачека. Проявляется в двух формах: первичного сыпного тифа и рецидивного сыпного тифа (болезнь Брилля). В СССР введена раздельная обязательная ре­гистрация сыпного тифа и болезни Брилля с 1969 г. Инкубационный период при классическом сыпном тифе 10—12 дней.
Механизм развития эпидемического процесса. Популяции риккетсий Про- вачека неоднородны по целому ряду признаков, включая вирулентность. В ре­зультате из риккетсий, выделенных от больного, удалось изолировать мало­
вирулентный вариант (штамм Е). Многообразие форм проявления инфекции от тяжелых, сопровождающихся летальными исходами, до легких и легчай­ших, а также бессимптомных форм определяется как вирулентностью возбу­дителя, так и индивидуальными особенностями восприимчивости организма людей.
Острая инфекция у отдельных лиц переходит в латентную форму. Под влиянием различных факторов через многие годы после первичного инфици­рования может наступить клиническое обострение латентной формы инфек­ции, известное как рецидивный сыпной тиф, или болезнь Брилля.
Локализация возбудителя в крови определяет трансмиссивный механизм передачи. Переносчиком сыпного тифа является платяная вошь. Риккетсии размножаются в эпителии кишечника вшей (от 3 до 31 дня). Заражение людей происходит при втирании риккетсий, выделенных с фекалиями вшей, в ранку от укуса или расчесов. Зарегистрированы случаи аэрозольного заражения в лабораториях. Вследствие высокой устойчивости возбудителя во внешней среде возможно аспирационное заражение людей при встряхивании инфици­рованного белья.
Эпидемиологическое значение имеют все формы проявления инфекции, так как установлено, что платяная вошь одинаково восприимчива к штаммам низкой или высокой вирулентности. Продолжительность заразности больных типичной формой болезни составляет 20 — 21 день: 1—2 дня инкубации, 10—17 дней лихорадочного периода и 1—2 дня апирексии. Латентные формы инфекции не имеют эпидемиологического значения (риккетсий в крови нет). Рецидивный сыпной тиф, или болезнь Брилля, чаще всего сопровождается риккетсиемией умеренной выраженности. Поэтому заразительность больных рецидивным сыпным тифом для вшей менее значительна, чем при эпидемиче­ском сыпном тифе. Латентные формы инфекции определяют фазу резервации возбудителя. Причины возникающих рецидивов изучены недостаточно. Они возникают нередко через 20 и более лет после первичного сыпного тифа, ког­да формируется достаточная прослойка восприимчивых за счет подрастающе­го поколения. Таким образом, при наличии вшивости создаются условия для формирования и распространения эпидемического варианта возбудителя.
Проявления эпидемического процесса. Сыпной тиф имел широкое распро­странение во все исторические периоды, включая первую половину XX в., особенно в периоды войн. Отсюда синонимы названия болезни — военный тиф, голодный тиф. Резкое нарушение нормальных условий жизни, приводя­щее к завшивленности населения, сопровождается активацией пассажа возбу­дителя, отбором вирулентных вариантов и развитием эпидемий классического сыпного тифа, преимущественно в зимне-весеннее время (вслед за активиза­цией переносчика в холодное время года в результате скученности людей и ношения теплой одежды).
В последнее время сыпной тиф во многих странах ликвидирован. Энде­мичными по сыпному тифу в настоящее время являются некоторые страны Африки, Азии, а также Южной Америки с низкими стандартом жизни и сани­тарно-гигиеническими условиями, расположенные в высокогорных районах с холодным климатом.
По данным санитарно-эпидемиологической службы Ленинграда послед­няя эпидемическая волна сыпного тифа в этом городе имела место в 1947 г. и была вызвана массовой реэвакуацией населения, в том числе из неблагопо­лучных по сыпному тифу местностей. Начиная с 1974 г. не выявлено ни одно­го заболевания сыпным тифом лиц моложе 30, а с 1984 г.—моложе 39 лет. Среди повторно болевших подавляющее большинство перенесло первичную инфекцию 30 — 50 лет назад. В ряде случаев болезнь Брилля диагностирова­лась у лиц, не указывавших на перенесенный сыпной тиф.
Начиная с 1958 г. в целом в СССР регистрируется в. основном болезнь Брилля. При этом заболеваемость снизилась с 3,1 до 0,19%,0<> в 1985 г.
Противоэпидемические мероприятия. Поддержание эпидемического благо­получия по сыпному тифу в стране обеспечивается санитарно-гигиеническими и дезинсекционными мероприятиями по ликвидации платяного педикулеза (педикулез подлежит обязательной регистрации как инфекционное заболева­ние с 30 апреля 1986 г.). По показаниям для борьбы со вшивостью может быть использован бутадион внутрь. В усложненной эпидемической обстановке применяется вакцинация групп населения, подвергающегося наибольшему ри­ску заражения. Опыт борьбы с сыпным тифом среди личного состава войск в военное время свидетельствует о важности мероприятий по своевременному распознаванию, изоляции и госпитализации больных, а также по уничтоже­нию вшей в очагах. Выписка больных из стационара производится через 12 дней после снижения температуры. За очагом устанавливается медицинское наблюдение в течение 25 дней со времени госпитализации больного (измере­ние температуры, осмотры на вшивость). При показаниях используются антибиотики тетрациклинового ряда в качестве средств экстренной профи­лактики.
Эпидемиологический надзор. Цель эпидемиологического надзора в совре­менных условиях — своевременное выявление случаев рецидивного сыпного тифа и педикулеза и предупреждение заболеваний первичным сыпным тифом. Достижение цели обеспечивается системой оперативного и ретроспективного эпидемиологического анализа. В современных условиях первостепенное значе­ние приобретает диагностика болезни Брилля или рецидивного сыпного тифа, особенно среди лихорадящих более 5 дней больных с явлениями, не исклю­чающими сыпной тиф. Для серологической диагностики используют реакции связывания комплемента, непрямой иммунофлюоресценции или иммунофер- ментный метод. Предложенная ранее для дифференциальной диагностики бо­лезни Брилля и первичного сыпного тифа реакция по выявлению IgG или IgM себя не оправдала. Важное значение имеют эпидемиологические данные: воз­раст заболевшего, а йри ретроспективном эпидемиологическом анализе — до­полнительно сезонность и очаговость. По материалам Ленинграда в период с 1974—1986 гг. диагноз направления был правильным в !/з случаев. В боль­шинстве же случаев первоначально ставился диагноз грипп и ОРЗ или тифо­паратифозное заболевание. Диагностическое значение имеет нарастание титра специфических антител.
Второе направление эпидемиологического надзора за сыпным тифом — это выявление платяного педикулеза при профилактических выборочных осмотрах людей.
Результаты ретроспективного и оперативного эпидемиологического ана­лиза определяют конкретное содержание противоэпидемических мероприятий.

Источник: Беляков В. Д., Яфаев Р. X., «Эпидемиология: Учебник» 1989

А так же в разделе «Сыпной тиф и болезнь Брилля »