16.9. Вирусный гепатит Е


Эта нозоформа для СССР не была актуальной до середины 70-х гг. XX в., пока не возникли крупные эпидемии, поразившие тысячи и даже более десятка тысяч жителей Туркмении, Узбекистана и Казахстана. Во всех трех республиках эпидемии развились среди лиц, проживавших на терри­ториях, примыкающих к рекам Аму-Дарья и Сыр-Дарья.
По клинической картине болезнь напоминала вирусный гепатит А, однако было отмечено, что поражалось в основном взрослое население (рис. 16.23), болезнь протекала чаще всего нетяжело, но у беременных женщин иногда становилась причиной летального исхода. Сезонность заболеваемости была такой же, как и при ВГА: летне-осенняя.

Рис. 16.23. Динамика возрастной заболеваемости гепатитами в Хорезмской области

Первоначально эпидемии определялись как ВГА, однако массовое ис­пользование гамма-глобулина, причем с высоким содержанием соответ­ствующих вирусу ГА антител, не дало ни профилактического, ни лечеб­ного эффекта. Подобное отсутствие действия гамма-глобулина наблюда­лось также при вспышках в частях Советской Армии, находившихся в Афганистане. Недавно вспомнили о крупной водной эпидемии гепатита в 1955—1956 гг. в Индии (Нью-Дели), вызванной загрязнением воды сто­ками. Во время этой эпидемии поражалось до 400 на 100 тыс. населения в неделю. Сейчас допускают, что это была эпидемия вирусного гепатита Е.
Таким образом, постепенно сформировалось представление о новой разновидности эпидемического гепатита с фекально-оральным механиз­мом передачи.
В настоящее время установлен возбудитель — вирус, который отнесен к семейству Hepeviridae, роду Hepevirus. Вирус содержит РНК.
Считается, что к вирусу ГЕ восприимчивость организма человека ниже, чем к вирусу ГА.
Путь передачи — водный.
Вирус эндемичен в ряде стран Юго-Восточной Азии (Индия) и Сред­ней Азии, в частности в Афганистане, откуда вирус может выходить за пределы сложившегося очага по водным магистралям. Предположитель­но, он постоянно регистрируется и у нас, на его долю — допускается — приходится до 40% заболеваний, которые регистрируются как ВГА. Не­которые исследователи этой цифрой объясняют происходящую возраст­ную трансформацию заболеваемости гепатитом с фекально-оральным механизмом передачи. Однако без серьезных исследований с привлече­нием вирусологических и иммунологических методов эта точка зрения не может быть принята.
Мероприятия в отношении ВГЕ могут быть направлены исключитель­но на обеспечение населения доброкачественной водой. В последнее время появились и накапливаются данные, хотя в значительной степени косвенные, о возможной зоонозной природе ВГЕ. Так, например, среди ветеринаров, обслуживающих свиноводческие хозяйства, у многих обна­руживаются высокие титры антител против вируса ГЕ. Последующие на­блюдения подтвердят или опровергнут точку зрения о зоонозной природе ВГЕ.

Источник: Л. П. Зуева, Р. X. Яфаев, «ЭПИДЕМИОЛОГИЯ» 2005

А так же в разделе «16.9. Вирусный гепатит Е »