20.2. Сибирская язва


Сибирская язва — острое инфекционное заболевание из группы зоонозов, вызываемое спорообразующими микробами Bacillus anthracis, которое пе­редается человеку при контакте с больными животными, их трупами, сырь­ем животного происхождения, контаминированными объектами внешней среды, а также, возможно, кровососущими членистоногими, протекающее преимущественно в виде кожной формы, реже в легочной и кишечной фор­мах.
Стандартное определение случая сибирской язвы предложено Центром контроля за заболеваниями (США).
Клинические критерии:
Заболевание с острым началом, протекает в виде различных клиниче­ских форм:
• кожная — очаг на коже, проходящий развитие от папулы через везикулу к втянутому черному струпу;
• легочная — после короткого продромального периода, напоми­нающего сначала вирусное респираторное заболевание, развитие гипоксии и диспноэ, рентгенологически проявляется признака­ми расширения средостения;
• кишечная — тяжелое кишечное расстройство с последующей ли­хорадкой и признаками септицемии;
• орофарингеальная — очаг поражения слизистой оболочки поло­сти рта или глотки, шейная аденопатия и отек, сопровождаю­щийся лихорадкой.
Лабораторные критерии:
• выделение Bacillus anthracis из различных проб, взятых от боль­ных, или
• при исследовании одновременно парных сывороток, взятых в начальной острой стадии болезни и вторично две недели спустя, 4 -кратное и более увеличение титра антител во второй сыворотке в иммуноферментной реакции (ИФА) или электрофоретической иммунной реакции (ЭФИ), или
• наличие сибиреязвенных антител в ИФА в титре 1:64 и более или антител в ЭФИ к защитному антигену и (или) летальному гену в одной или более сыворотках, полученных после развития болез­ни, или
• обнаружение Bacillus anthracis с помощью иммунофлюоресцент- ного метода в материале, взятом от больных.
Классификация случая:
Подтвержденный — клинически схожее заболевание, подтвержденное лабораторно.

Сибирская язва известна человечеству с глубокой древности. Под различ­ными названиями эта болезнь упоминается Гиппократом, Гомером, Га­леном; персидские врачи эту болезнь назвали «персидский огонь». Пер­вое достоверное описание сибирской язвы у человека принадлежит Моргану (1758 г.). Современное русское название — сибирская язва — предложил русский врач С. С, Андреевский (1788 г,), который опытом са- мозаражения доказал идентичность этой болезни у животных и человека. Р. С, Четыркин (1881 г.) впервые описал кишечную форму сибирской язвы, указав на связь заболевания с употреблением мяса сибиреязвенных животных.
Возбудитель сибирской язвы был открыт почти одновременно неско­лькими исследователями: А. Поллендером в 1849 г. в Германии, К. Даве- ном в 1850 г. во Франции и Ф. А. Брауэллем в 1854 г. в России. Чистая культура сибиреязвенного микроба впервые выделена Р. Кохом в 1876 г. Л. Пастер с сотрудниками (1881) приготовил вакцину, которая была ис­пытана на животных. В нашей стране вакцину изготовил Л. С. Ценков- ский (1883). В новейшее время большой вклад в изучение эпидемиологии сибирской язвы и борьбу с ней внесли Н. Н. Гинзбург, А. Л. Тамарин,
Э. Н. Шляхов, Б. Л. Черкасский,
Возбудитель
Возбудитель сибирской язвы Bacillus anthracis представляет собой доволь­но крупную, неподвижную, грамположительную палочку. В восприимчи­вом организме вегетативная форма образует капсулу. Она определяет па­тогенность микроба. Сибиреязвенный возбудитель вырабатывает термо­лабильный экзотоксин, который состоит из 3 факторов: эдематозного (воспалительного или отечного), защитного (протективного) антигена и летального фактора.
Вегетативные формы микроба относительно малоустойчивы: при 55° С они погибают через 40 мин, при 60° С — через 15 мин, при кипячении — мгновенно. Обычные растворы дезинфицирующих веществ убивают их через несколько минут. В невскрытых трупах они погибают в течение 2—7 сут.
Вне организма человека и животного сибиреязвенные палочки при доступе кислорода могут образовывать споры. Споры чрезвычайно устой­чивы, При высыхании субстратов они сохраняются в течение десятиле­тий. В скотомогильниках, находящихся в гумусном или торфяном грунте, удавалось обнаруживать споры через 30 лет после захоронений животных, павших от сибирской язвы. Споры, находящиеся в почве, при опреде­ленной влажности и температуре могут прорастать, вызывая накопление возбудителя. Споры сохраняются и при попадании в не благоприятную среду. После 5—10-минутного кипячения способны вегетировать, под действием сухого жара при 120—140° С погибают через 1—3 ч, в автоклаве при 110° С — через 5—10 мин; 1% раствор формалина и 10% раствор едко­го натра убивают споры за 2 ч.
Механизм развития эпидемического процесса
Источник инфекции
В качестве источников инфекции для человека могут выступать тра­воядные животные, в том числе крупный и мелкий рогатый скот, лоша­ди, верблюды, овцы, олени, козы, а также свиньи. В связи с тем что у жи­вотных инфекционный процесс развивается остро и часто ведет к гибели, основным резервуаром возбудителя реально становится контаминированная животными почва, главным образом в местах захоронения трупов.
Больной человек эпидемической опасности не представляет. Досто­верные факты заражения человека от больного человека не описаны. В стационарах с обычным режимом внутрибольничные заражения от боль­ных, в том числе заражения персонала, не зарегистрированы, У человека в 98—99% случаев развивается кожная форма, при которой возбудитель замурован под струпом и не имеет выхода во внешнюю среду. Легочная и кишечная формы сибирской язвы теоретически могут представлять угро­зу, однако редкость этих клинических форм не позволила оценить их опасность для окружающих.
Путь передачи
Передача возбудителя человеку реализуется при контакте с больным животным, его трупом, инфицированным сырьем животного происхож­дения, а также контаминированной возбудителем почвой. Наиболее час­то заражение человека происходит при прямом контакте с источником возбудителя (уход за скотом и т. д.) или некоторыми факторами передачи (шкуры, кожа, шерсть и т. д.), т. е. при попадании сибиреязвенных ба­цилл на поврежденные наружные покровы (царапины, ссадины, порезы и т. д.). Иногда заболевания людей возникают при контакте с контамини- рованной возбудителем почвой в ходе различных земляных работ.
Факторами передачи могут служить инфицированные продукты. Из­вестны редкие случаи заражения пищевым путем при употреблении ин­фицированного мяса и мясных продуктов, не подвергшихся достаточной термической обработке.
Предполагается, что возможно заражение трансмиссивным путем (при нападении слепней или мух-жигалок), хотя применительно к чело­веку такой путь требует еще подтверждения.
Возможно заражение аэрозолями (воздушно-пылевой путь). Это обу­словлено тем, что споры могут попадать в воздух при различных техноло­гических процессах, связанных с обработкой сухого инфицированного животного сырья — шерсти, щетины, волос, кожи и т. д. В период холод­ной войны этот способ заражения (искусственное создание аэрозолей из спор Bacillus anthracis) считался особенно эффективным.
Восприимчивость
Естественная восприимчивость людей при контактном пути зараже­ния относительно невысокая (заболевает около 20% лиц, подвергшихся риску заражения) и практически всеобщая при воздушно-пылевом пути передачи.
Заражаемость людей сибирской язвой зависит от величины дозы воз­будителя, попадающей на наружные покровы, нарушения целостности кожных и слизистых покровов.
Инкубационный период при сибирской язве у человека может продол­жаться всего несколько часов, но иногда затягивается до 8 дней, наиболее часто 2-3 дня.
Заболевание в тяжелой форме влечет за собой появление у переболев­ших иммунитета, тогда как легкое течение болезни может обусловить по­вторное заболевание человека при новой встрече с возбудителем.
Летальность при кожной форме обычно не превышает 2—3%, при ге­нерализованной достигает 100%. Впрочем, в современную эру широкого применения антибиотиков эти цифры могут быть иными.

Интенсивность
Распространение сибирской язвы носит повсеместный характер. Эпи­зоотии постоянно регистрируются во всем мире. На территории России заболевания преобладают на Северном Кавказе, в республиках: Чувашия, Бурятия, Татарстан, в областях: Курская, Воронежская, Орловская, Ки­ровская. Регистрируются спорадические случаи и вспышки с числом слу­чаев до 20-25.
В 30—40-е гг. XX в. на территории нашей страны заболевание среди животных регистрировалось во многих районах, погибали десятки тысяч животных, заболевало более сотни человек. В результате этого образова­лось свыше 1000 стационарно-неблагополучных по этой инфекции пунк­
тов. Таким образом, сохраняется реальная угроза возникновения сибир­ской язвы, что и выражается в ежегодной регистрации в России сибир­ской язвы среди людей (20—50 случаев).
Динамика
Заболеваемость животных резко возрастает в июне—сентябре в период соприкосновения их с почвенными очагами сибирской язвы в пастбищ­ных условиях. Сезонность заболеваемости людей в определенной мере повторяет летне-осенний характер заболеваемости животных.
Структура
Заболевания сибирской язвой имеют выраженный профессиональный характер. Г. П. Руднев выделяет три типа заболеваемости: профессиональ­но-сельскохозяйственную, профессионально-индустриальную, случайно­бытовую. Профессионально-сельскохозяйственная сибирская язва ха­рактеризуется тем, что данный тип заболеваемости наблюдается у людей, занятых в общественном животноводстве (чабаны, пастухи, ветеринарные и зоотехнические специалисты и др.). При этом заражение чаще происхо­дит контактным путем. Профессионально-индустриальная заболевае­мость сибирской язвой характеризуется тем, что заражение людей проис­ходит в процессе технологической переработки продуктов животноводст­ва (сбор, хранение, транспортировка, чесание и т. д.), осуществляемой в некоторых отраслях промышленности — кожевенной, овчинно-шубной, шерстяной, щеточно-щетинной, утилизационной и др. Если при сель­скохозяйственном типе заболеваемости люди заражаются в основном ве­гетативными формами, то для индустриальной сибирской язвы характер­но инфицирование людей спорами возбудителя. Непрофессиональная (случайно-бытовая) сибирская язва наблюдается у людей, случайно имевших контакт с сельскохозяйственными животными общественного или частного сектора, их трупами и различными продуктами животно­водства. В конце XIX — начале XX в. в нашей стране преобладал профес­сионально-промышленный тип. При этом от 40 до 60% случаев сибир­ской язвы регистрировалось среди рабочих кожевенно-меховых произ­водств. В 80—90-х г. XX в. доля профессиональных заражений сибирской язвой составила около 21% от общего числа заболеваний; 79% случаев за­болевания отнесены к непрофессиональному типу.
Заболевания преобладают в сельской местности, чаще среди лиц муж­ского пола. Сибирской язвой могут болеть люди всех возрастов. Вместе с тем преобладают заболевания в возрастной группе от 20 до 50 лет, так как в этом возрасте чаще соприкасаются со скотом, сырьем и продуктами жи­вотного происхождения. Известны случаи лабораторных заражений.
Факторы риска
Факторами риска заражения сибирской язвой являются: профессия (ча­баны, пастухи, работники зооветеринарного сектора, кожевенной про­мышленности и др.), проживание на территории стационарно-неблаго­получных по сибирской язве пунктов (наличие скотомогильников)
¿Хуу

При сибирской язве оперативный анализ в системе эпидемиологического надзора ориентируется на данные ветеринарной службы. При появлении больных домашних животных проводится эпидемиологическое обследо­вание в эпизоотическом очаге для выявления людей, которые в силу про­фессиональной деятельности или случайно могли быть заражены. Все люди, оказавшиеся в эпизоотическом очаге, обследуются комплексно (эпидемиолог, клиницист, микробиолог) для своевременной диагности­ки возможного заболевания. При этом собираются данные о прививках, как животных, так и людей. По поводу возникновения заболевания лю­дей, особенно при групповой заболеваемости, также обязательно прове­дение эпидемиологического обследования очага.
Ретроспективный анализ должен оценить профессиональное распре­деление заболеваемости (связь с животноводческими хозяйствами, с об­работкой животного сырья и т. д.), территориальное (связь с неблагопо­лучными в отношении сибирской язвы хозяйствами, с конкретными промышленными предприятиями, занятыми обработкой животного сы­рья; работа в зоне бывших скотомогильников и др.), социальное (прожи­вание в городе или в сельской местности), возрастное. Кроме того, при ретроспективном анализе должна быть дана характеристика сезонности заболеваемости.

Профилактические мероприятия подразделяются на ветеринарные и ме­дико-санитарные. Ветеринарная служба осуществляет; выявление, учет, паспортизацию неблагополучных по сибирской язве пунктов; плановую иммунизацию сельскохозяйственных животных в неблагополучных пун­ктах; контроль за надлежащим состоянием скотомогильников, скотопро­гонных трасс, пастбищ, животноводческих объектов и т. п.; контроль за соблюдением ветеринарно-санитарных правил при заготовке, хранении, транспортировке и обработке сырья животного происхождения; своевре­менную диагностику сибирской язвы у животных, их изоляцию и лече­ние, эпизоотологическое обследование эпизоотического очага, обеззара­живание трупов павших животных, текущую и заключительную дезин­фекцию в очаге; ветеринарно-санитарную просветительную работу среди населения.
Комплекс медико-санитарных противосибиреязвенных мероприятий включает контроль за соблюдением общесанитарных профилактических мероприятий в неблагополучных по сибирской язве пунктах, а также при заготовке, хранении, транспортировке и переработке сырья животного происхождения; вакцинопрофилактику лиц, подверженных повышенно­му риску заражения сибирской язвой (по показаниям); своевременную диагностику заболевания сибирской язвой людей, обязательную госпита­лизацию и лечение больных, заключительную дезинфекцию в помеще­нии, где находился больной человек, экстренную профилактику среди лиц, соприкасавшихся с источником возбудителя инфекции или с инфи-
цированными продуктами и предметами; санитарно-просветительную работу среди населения.
Проводится плановая вакцинопрофилактика людей. Прививкам под­лежат:
• лица, работающие с живыми культурами возбудителей сибир­ской язвы, зараженными лабораторными животными или иссле­дующие материал, инфицированный возбудителем;
• зооветеринарные работники и другие лица, профессионально за­нятые предубойным содержанием скота, а также убоем, раздел­кой туш и снятием шкур;
• лица, занятые сбором, хранением, транспортировкой и первич­ной переработкой сырья животного происхождения.
Вакцинация проводится живой сибиреязвенной вакциной СТИ (Са- нитарно Технический институт) двукратно с интервалом в 21 день. Ревак­цинацию проводят ежегодно с интервалом не более года (до сезонного подъема заболеваемости).
Госпитализация больного проводится в инфекционную больницу или инфекционное отделение больницы, при отсутствии последних (сельская местность) — в отдельную палату.
Трупы людей, умерших от сибирской язвы, когда диагноз подтверж­ден лабораторно, вскрытию не подвергаются. Захоронение трупов людей, умерших от сибирской язвы, проводится на обычном кладбище с соблю­дением мер эпидемической безопасности.
Помещение, где находился больной сибирской язвой (труп), подвер­гается дезинфекции. Носильные вещи больного обрабатывают камерным способом.
За лицами, соприкасавшимися с больным человеком или животным, устанавливают медицинское наблюдение до полной ликвидации очага.
Экстренная профилактика проводится людям, соприкасавшимся с материалом, содержащим сибиреязвенные палочки или споры, а также принимавшим участие в захоронении трупов, убое и разделке туш живот­ного, оказавшегося больным сибирской язвой. Для экстренной профи­лактики применяют антибиотики.

Источник: Л. П. Зуева, Р. X. Яфаев, «ЭПИДЕМИОЛОГИЯ» 2005

А так же в разделе «20.2. Сибирская язва »