20.8.1. Японский энцефалит


Определение
Японский энцефалит — острое, трансмиссивное, природно-очаговое ви­русное заболевание с преимущественным поражением ЦНС, экологически связанное с комарами.
Стандартное определение случая не разработано.
Возбудитель
Заболевание вызывается вирусом, входящим в группу флавивирусов (вы­делен в 1933 г. в Японии), в нашей стране впервые зарегистрировано в 1938 г. в Южном Приморье в период так называемых Хасанских событий (агрессия японских милитаристов против СССР). Вирус тогда был выде­лен А. А. Смородинцевым, который затем приготовил из полученного штамма убитую формол-вакцину.
Механизм развития эпидемического процесса
Источник инфекции
В качестве хозяина — позвоночного выступают прежде всего птицы, включая перелетных, имеют значение свиньи и другие домашние и дикие животные, в том числе хладнокровные (змеи и др.). Заражение позвоноч­ных происходит при кровососании, поскольку вирус накапливается (раз­множается) в слюнных железах насекомого. Доминирующее положение среди хозяев паразита — позвоночных занимают птицы, в теле которых (как и других животных) происходит после заражения комаром размно­жение возбудителя, сопровождающееся вирусемией. Она, как правило, непродолжительна (примерно около одной недели), у птенцов может за­тягиваться до 6 нед. Хладнокровные позвоночные могут иметь значение только в жарких регионах земного шара.
Японский энцефалит имеет широкое распространение: практически вся Юго-Восточная Азия является его природным очагом.
Путь передачи
Путь передачи — трансмиссивный. В роли переносчика и резервуара выступают различные представители комаров рода Culex и Aedes, роль ко­маров рода Anopheles сомнительна. Хотя появились в последнее время единичные сообщения о выделении вируса от комаров рода Anopheles, од­нако отсутствие долгое время положительных данных, несмотря на испо­льзование совершенных вирусологических методов, свидетельствует о малой или даже сомнительной значимости этих комаров в сохранении и передаче вируса японского энцефалита. Способ передачи — специфиче­ская инокуляция.
Зараженный комар родов Culex и Aedes сохраняет возбудителя всю по­следующую жизнь, однако эффективное накопление вируса происходит при достаточно высоких температурах, поэтому в тропических и субтро­пических регионах зараженный комар становится опасным достаточно
быстро — всего через несколько дней. С другой стороны, в нашем Юж­ном Приморье накопление возбудителя в теле комара происходит прак­тически только в отдельные годы жаркого лета (накопление вируса в теле комара прекращается при температуре 20° С). Наблюдения показали, что в теле комара вирус может сохраняться до 100 дней.
Таким образом, сохранение возбудителя в природе более всего обес­печивается членистоногими. Необходимо отметить, что в условиях наше­го Южного Приморья, поскольку нет (практически нет) у комаров транс­овариальной передачи вируса, не сохраняется вирус и в перезимовавших комарах, каждый эпизод формирования эпидемического процесса связан с очередным заносом возбудителя перелетными птицами.
Хотя японский энцефалит в основе своей относится к природно-оча­говым заболеваниям, однако страдают от него не только те лица, которые оказываются в диких, не заселенных или мало заселенных человеком зо­нах (природные очаги), но и обжитых сельских местностях (особенно ре­гионов поливного рисоводства), а также городов. В нашем Южном При­морье доминируют природные очаги (вирус заносится, как уже сказано, перелетными птицами, от которых заражаются комары, а затем от кома­ров иногда люди), южнее — в Корее, Китае и других странах — в основ­ном страдают сельские жители (хозяйственно-обжитые очаги), но иногда и городские жители. Это связано с тем, что выплод комаров в городских водоемах происходит нередко весьма интенсивно, а в роли позвоночных хозяев выступают главным образом синантропные птицы (воробьи, голу­би и др.).
Восприимчивость
Восприимчивость людей, по-видимому, всеобщая. Однако высокий уровень антител у большинства проживающих в природных очагах свиде­тельствует о доминировании бессимптомных форм инфекции. Надо по­лагать, для воспроизведения манифестных форм инфекции необходимы большие инфицирующие дозы возбудителя.
Проявления эпидемического процесса
Интенсивность, динамика
Циркуляция возбудителя в природе и, соответственно, развитие эпи­демического процесса характеризуются многолетней периодичностью. Последний выраженный рост заболеваемости в мире, в том числе в на­шем Южном Приморье, наблюдался во время Второй мировой войны и в первые послевоенные годы. Надо, однако, заметить, что в нашей стране даже в годы выраженного неблагополучия заболеваемость не достигает высоких цифр (максимально несколько сот случаев в год). Это связано с тем, что в наших широтах редко наблюдается множественная заражен­ность комаров, сопровождающаяся интенсивным накоплением возбуди­теля в слюнных железах членистоногого. В Китае, Корее и других странах Юго-Восточной Азии очень высока численность населения, не болевше­го японским энцефалитом, но имеющего высокие показатели иммуните­та против возбудителя, т. е. в очагах этой нозоформы имеет место выра-
11 Зак '846
женное проэпидемичивание населения. Надо, правда, отметить, что в годы активизации эпидемического процесса наблюдается высокая забо­леваемость, т. е. эпидемический процесс сопровождается значительной манифестацией инфекционного процесса у многих зараженных вирусом. Появление множества заболеваний, которые часто протекают очень тя­жело (летальность достигает иногда 40~60%), свидетельствует о том, что годы высокого уровня заболеваемости связаны с циркуляцией вирулент­ных рас возбудителя.
В нашем Южном Приморье наблюдается четко выраженная осенняя сезонность заболеваемости — период максимальной активности комаров. В странах Юго-Восточной Азии сезонность или не наблюдается вовсе (тропические страны), либо она растянута на несколько месяцев (чем южнее, тем эпидемический процесс более продолжителен).

Мероприятия против японского энцефалита сводятся к индивидуальной защите от нападения комаров — использование репеллентов и противо- комариных сеток. Убитая вакцина не дала ожидаемого противоэпидеми­ческого эффекта. В Японии создана живая ослабленная вакцина, по име­ющимся данным — препарат обладает хорошими защитными свойства­ми. Эта вакцина испытывалась и у нас: проводилась вакцинация войск Дальневосточного военного округа в условиях контролируемого эпиде­миологического опыта, проведенного с соблюдением всех требований к методике постановки такого эксперимента, однако из-за отсутствия забо­леваний оценить эффективность препарата не удалось (в контрольной группе заболевания не регистрировались).

Источник: Л. П. Зуева, Р. X. Яфаев, «ЭПИДЕМИОЛОГИЯ» 2005

А так же в разделе «20.8.1. Японский энцефалит »