9.1. Источник инфекции


Источник инфекции (первое звено элементарной ячейки) — это естествен­ная среда обитания паразита, где происходит его питание (включение мета­болических процессов), размножение и осуществляется затем выход, вы­брос за пределы источника.
Источником при инфекциях, которые свойственны лишь человеку, т. е. антропонозах, может быть, разумеется, только человек.
При инфекциях, вызываемых непатогенными паразитами, источни­ком является только здоровый человек. При этом человек, как часто по­лагают, заразившись после рождения (или еще при прохождении родо­
вых путей;, остается инфицированным и, соответственно, источником на всю жизнь, В таких случаях имеются в виду постоянные обитатели кож­ных и слизистых покровов или просвета кишечника, при этом допускает­ся, что такие непатогенные паразиты, раз поселившись, остаются там на­всегда. В известной степени отсюда и термин — «постоянные обитатели». Более детальное изучение экологических и, соответственно, эпидемиоло­гических аспектов взаимоотношений этих паразитов и хозяина (челове­ка) проводилось редко, что, во-первых, объясняется не очень большой заинтересованностью исследователей (паразит не вызывает патологии), а во-вторых, подобные исследования связаны с большими техническими трудностями и значительными финансовыми затратами. Имеются лишь отдельные публикации. Так, Ф. Кауфман (1959) описывает опыт двух ав­торов, которые вели динамические наблюдения (по-видимому, на себе) с целью микробиологической оценки выделяемой кишечной палочки. Они исследовали в течение года выделяемые с фекальными массами штаммы кишечной палочки с помощью приемов внутривидовой идентификации, в частности с использованием весьма трудоемких иммунологических ис­следований. Авторы через год наблюдений констатировали, что боль­шинство штаммов кишечной палочки пребывает в организме не более одной — двух недель, т. е. имеет место довольно интенсивный эпидеми­ческий процесс, лишь очень редко они установили факт пребывания в организме человека одного и того же штамма в течение года (срок наблю­дения). Приведенные исследования показали, что человек может быть источником инфекции чаще всего сравнительно короткий срок, лишь в редких случаях возможно так называемое резидентное носительство. Ко­нечно, подобное заключение касается только кишечной палочки, но ве­роятнее всего мы на данном примере наблюдаем некоторые общие зако­номерности. Подобное заключение сделал, в частности, В. К. Нобл (1986), который, обобщая наблюдения за заселенностью кожных покро­вов, указал на существование транзитной, временной и резидентной фло­ры. Надо отметить, что резидентное носительство — это длительное, но скорее всего не пожизненное, хотя исключить полностью последнее вряд ли возможно.
Источник инфекции при условно-патогенных паразитах, если их веге­тация не сопровождается развитием заболевания, очевидно, должен оце­ниваться также, как источник для непатогенных паразитов. В том случае, если развивается патология, допустимы некоторые аналогии (с известной осторожностью) с положением, которое складывается при циркуляции патогенных паразитов.
Источник инфекции (рис. 9.2) при формировании эпидемического процесса, вызванного патогенными паразитами, — это больной человек (манифестная форма инфекции разной степени выраженности) или но­ситель (за исключением кори и некоторых других нозоформ, которые вы­зываются как бы абсолютно патогенными возбудителями).

Рис. 9.2. Категории источников инфекции

Манифестные формы свидетельствуют о бурном развитии инфекци­онного процесса и представляют собой потенциально наиболее опасные источники инфекции, причем тем более опасные, чем тяжелее развивает­ся и протекает заболевание. Так, в экспериментах для оценки опасности больных сыпным тифом было установлено, что однократное кормление платяных вшей на больных тяжелыми формами приводило к заражению 60-80% насекомых. При кормлении вшей на больных легкими формами удавалось заразить, по данным разных авторов, от 2—3 до 30% питавших­ся кровью насекомых. Большой разброс показателей инфицированное™ объясняется, очевидно, различиями тяжести течения болезни у пациен­тов, которые кормили на себе вшей.
В первые послевоенные годы были проведены количественные мик­робиологические исследования испражнений больных дизентерией. Со­гласно этим материалам, чем тяжелее развивается инфекционный про­цесс, тем концентрация возбудителя в фекальных массах выше (до 108 и даже 109 бактерий в 1 г) и выделительсгво продолжается дольше (Т. А. Ав­деева, 1963 г.).
Эта опасность манифестных форм обусловлена также тем, что болезнь часто связана с заражением и, соответственно, выделением наиболее ви­рулентных рас паразита.
При большинстве нозоформ наибольшая заразность больного прихо­дится на период бурного развития клинических симптомов, чаще всего с первых дней их проявления (дизентерия, холера, грипп и др.). Так, при гриппе абсолютное число больных заразно первые 3—5 дней болезни. Но это не общее правило, возможна особенно высокая заразность еще в про­дромальном периоде (корь) и даже на последних этапах инкубационного периода (вирусный гепатит А). С другой стороны, встречаются иозофор- мы, при которых заразность проявляется несколько позже: при натураль­ной оспе больной становится заразным примерно через 5—6 дней после появления первых признаков болезни, при брюшном гифе — на вто­рой —- начале третьей недели болезни.
По мере нарастания признаков выздоровления опасность больного для окружающих чаще всего снижается и с выздоровлением исчезает во­все. Но и это положение не носит абсолютного характера, поскольку при ряде нозоформ возможно выделение возбудителя даже в стадии реконва- лесценции (дифтерия, брюшной гиф и др.).
При хронических инфекциях, для которых характерно либо непре­рывное течение в манифестной форме, либо проявление в виде периоди­ческих рецидивов (фаз), заражение в первом случае возможно в любое время, во втором — чаще всего в первичной острой фазе и в период обо­стрения или на определенных этапах (стадиях) болезни, например при сифилисе.
Наряду с манифестными формами опасность может исходить от лю­дей, переносящих бессимптомные формы инфекции.
Эти бессимптомные формы (здоровое носительство или, как предло­жил называть Л. В. Громашевский, заразоносительство) при острых забо­леваниях могут быть разделены на первичное и вторичное (иммунное) носи­тельство.
Первичное носительство — это носительство людей, которые встреча­ются с паразитом впервые в жизни, т. е. бессимптомная инфекция не мо­жет быть связана с защищающей функцией иммунитета. По-видимому, такое явление наблюдается при множестве нозоформ. Об этом свидетель­ствуют, в частности, опыты над гарантированно неиммунными доброво­льцами при заражении возбудителем брюшного тифа (см. табл. 8.1 и 8.2), наблюдения в воинских коллективах в 1957 г. в очагах гриппа, вызванно­го новой разновидностью вируса А2, или по современной номенклатуре А(Н2М2). Но особенно много наблюдений, неопровержимо свидетельст­вующих о таком первичном носительстве, было сделано в очагах холеры в местах, где подобное заболевание ранее не регистрировалось вовсе или встречаюсь при заносах, которые имели место несколько десятков лет назад. Такие первичные носители, судя по многим эпидемиологическим наблюдениям, как правило, не опасны: они выделяют возбудителя в чрез­вычайно небольших количествах, причем кратковременно (однократное, не подтвержденное множеством повторных микробиологических иссле­дований).
Вторичное (иммунное) носительство представляет большую эпидемиче­скую угрозу. При некоторых нозоформах иммунитет, защищая от заболе­вания, не в состоянии обеспечить уничтожение возбудителя. В таких слу­чаях носители выделяют возбудителя достаточно длительное время и в больших количествах (концентрация его в выделениях достигает значите­льных цифр). Опасность таких носителей усугубляется невозможностью их выявления без наводящих эпидемиологических данных или без специаль­ных лабораторных исследований. Эпидемиологические данные показыва­ют, что при некоторых нозоформах заболевания возникают практически только в результате заражения от вторичных (иммунных) носителей (диф­терия, менингококковая инфекция, брюшной тиф и др.). Иммунное носи­тельство может быть результатом перенесения болезни, или так называе­мого проэпидемичивания, или, наконец, вакцинации.
После перенесения болезни носительство может ограничиваться ста­дией реконвалесценции (несколько недель — не более), но иногда оно может продолжаться несколько месяцев (дифтерия) или лет (при брюш­ном тифе оно может стать, хотя и не очень часто, пожизненным).
Проэпидемичивание, т. е. постепенное приобретение людьми имм нитета, возможно при нозоформах, для которых характерны не толь манифестные, но и бессимптомные формы, причем в условиях достатс но интенсивной циркуляции паразита в популяции. Чаше всего это пр исходит тогда, когда с паразитом возможна встреча еще в детском возрг те (как уже указывалось, дети в возрасте 3— 12 лет обладают наибольш устойчивостью), причем — не исключено — с его небольшими доза\ Многократные встречи с возбудителем постепенно приводят к формир ванию достаточно выраженного иммунитета, хотя и не всегда обеспея вающего уничтожение проникшего в организм паразита. В данном слу^ мы видим трансформацию первичного носительства во вторичное.
Вакцинация как фактор, приводящий к возможному вторичному г сительству, наблюдается при некоторой неполноценности формируюц гося поствакцинального иммунитета. Так, введение дифтерийного а\ токсина не может защитить от заражения и последующей вегетац дифтерийной палочки, поскольку иммунитет носит антитоксический : рактер.
При хронических инфекциях, характеризующихся периодической ь нифестацией инфекционного процесса, между рецидивами имеет ме< (может быть) состояние, которое часто называют персистенцией, отра>1 ющей консервацию метаболических процессов возбудителя. При перс стенции человек не заразен. При фазном развитии хронического проце< скрытая стадия также обычно не опасна, если не считать искусственн вмешательства (взятие у них крови для переливания и т. д.). При неко' рых хронических инфекциях возможно (наряду с вариантом, связанны периодической манифестацией) развитие инфекционного процесса то. ко в виде носительства (вирусные гепатиты В и С), в таких случаях их I тенциальиая опасность при естественных путях заражения, по-видимо] существенно уступает опасности, исходящей от больных.

Источник: Л. П. Зуева, Р. X. Яфаев, «ЭПИДЕМИОЛОГИЯ» 2005

А так же в разделе «9.1. Источник инфекции »