Глава 19 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФЕКЦИЙ С ТРАНСМИССИВНЫМ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕДАЧИ

Термин «трансмиссивные инфекции» применительно к нозоформам, в циркуляции возбудителей которых участвуют членистоногие, был пред­ложен Е, Н. Павловским, В мировой литературе под понятием «транс­миссия» понимается передача возбудителя вообще, независимо от спосо­ба передачи (независимо от особенностей механизма передачи). При инфицировании от зараженных членистоногих говорят о «векторе» или «векторном заражении». В связи с тем, что в отечественной науке и прак­тике укоренилось предложение Е. Н. Павловского, оно принимается при изложении материала и в настоящем учебнике.
Трансмиссивные инфекции широко распространены в природе. Это связано с тем, что среди диких представителей животного мира, популя­ции которых могут быть существенно разрежены, возможность сохране­ния паразитических видов в значительной степени зависит от какого-то дополнительного связующего фактора. В качестве связующего элемента могут выступать так называемые эктопаразиты — членистоногие, кото­рые для питания используют кровь различных теплокровных и хладно­кровных животных. Таким образом, в эволюции сформировалась нео­бычная — кровяная — локализация паразита.
На фоне множества трансмиссивных зоонозных инфекций число ант­ропонозных заболеваний совсем не велико — это паразитарные тифы (сыпной и вшивый возвратный тифы, не исключено — волынская лихорадка), малярия и некоторые гелъминтозы. При зоонозных трансмиссивных нозо- формах человек, как правило, является биологическим тупиком (невели­ка вероятность повторного нападения некоторых членистоногих, напри­мер, иксодовых клещей, на одного и того же человека, возможно — невысокая концентрация возбудителя в крови людей). Наряду с этим нужно отметить, что при некоторых нозоформах человек может оказаться активным участником циркуляции возбудителей (желтая лихорадка, ли­хорадки денге, некоторые лейшманиозы и др.), т. е. человек становится источником инфекции, причем иногда доминирующим (желтая лихорад­ка городов). На примере некоторых лихорадок денге или денгеподобных заболеваний, не исключено, мы видим эволюционную трансформацию
зоонозной инфекции в антропонозную. Таким образом, схему циркуля­ции паразита при трансмиссивных инфекциях можно представить в не­скольких вариантах (рис. 19.1 и рис. 19.2):

Рис. 19.1. Схема циркуляции паразита при антропонозах


Примечание. Пунктиром показана возможная циркуляция при некоторых нозоформах.
Рис. 19.2. Схема циркуляции паразита при зоонозах

Необходимо подчеркнуть, что в циркуляции возбудителей принимают участие только те виды членистоногих, в организме представителей кото­рых возможно накопление (размножение) паразита или имеет место определенный цикл его развития (механический перенос не может обес­печить доставку возбудителя в дозировках, необходимых для развития инфекционного процесса).
Таким образом, возбудитель какой-либо кровяной инфекции являет­ся паразитом как человека (животного), так и членистоногого, причем хорошо адаптированным к жизни в организме последнего. Эта адаптация проявляется в том, что инфекция может развиваться только у представи­телей одного вида членистоногого (риккетсия Провачека — платяная вошь), либо одного рода (плазмодии малярии — комары рода Анофелес), либо иногда — семейства (вирус клещевого энцефалита — Иксодовые клещи). В ряде случаев инфекция для членистоногого сопровождается болезнью, нередко смертельной. Так, платяная вошь переносит зараже­ние риккетсиями Провачека очень тяжело — инфицированная вошь жи­вет всего несколько дней, максимально 1 мес, в отличие от здоровой, срок жизни которой равен примерно 2 мес. В связи с изложенным возни­кает вопрос: относить ли членистоногого к переносчикам или правильнее говорить о том, что он является промежуточным, а возможно, основным хозяином. Сложившийся антропоцентризм в науке привел к признанию, что членистоногие — это не более, чем переносчики. Между тем, напри­мер, при малярии половой цикл развития плазмодий происходит в теле комара, в теле человека — бесполый цикл, что позволяет признать основ­ным хозяином плазмодий комаров рода Анофелес, человека — промежу­точным (если провести некоторые аналогии с гельминтозами, при кото- азв
рых основным хозяином считается тот, в организме которого происходит развитие половых форм). У многих членистоногих, в частности иксодо- вых клещей, имеет место трансфазная и трансовариальная передача пара­зита потомству (вируса клещевого энцефалита, боррелий — возбудителей иксодового клещевого боррелиоза). Голодные клещи могут сохранять возбудителя месяцами и годами, наиболее ярко эта особенность проявля­ется у аргасовых клещей — в их теле возбудители клещевого возвратного тифа могут сохраняться многие годы. Таким образом, многие членисто­ногие по существу являются источником инфекции (в их теле происходит питание, размножение возбудителей и выход их за пределы организма членистоногого). Кроме того, учитывая длительное сохранение возбуди­телей в теле членистоногого (в межсезонный период, иногда многие годы, поддержание популяции паразита за счет трансовариальной пере­дачи, т. е. без участия позвоночных), именно членистоногие, а не позво­ночные, часто являются резервуаром возбудителей в природе. Надо, правда, заметить, что грансовариальная (вертикальная) передача без под­ключения в циркуляцию животных не в состоянии обеспечить сохране­ние паразитического вида. Итак, хотя в науке и практике укоренилось применительно к членистоногим понятие «переносчик» (вполне объяс­нимое понимание — клещ или насекомое заражают человека потому, что приносят, т. е. переносят, возбудителя откуда-то), тем не менее надо, по­льзуясь устоявшимся термином «переносчик», понимать истинную зна­чимость членистоногих для поддержания и существования паразитиче­ских видов, которая является отражением длительного эволюционного процесса микроорганизмов.
Членистоногие заражаются при кровососании теплокровных, а ино­гда хладнокровных животных. После размножения или завершения опре­деленного цикла развития паразита членистоногое становится опасным дая человека или животных. Заражение человека может быть при крово­сосании (обозначается как «специфическая инокуляция» или просто «инокуляция»), что наблюдается чаще всего. Однако при некоторых забо­леваниях заражение реализуется не при кровососании (возбудитель от­сутствует в ротовом аппарате и слюне насекомого), а при так называемой контаминации. В патологии человека этот способ заражения эволюцион- но сформировался при паразитарных тифах — вшивом сыпном и вшивом возвратном тифах. Заражение сыпным тифом реализуется при втирании фекальных масс вшей, возвратным — при раздавливании вшей и втира­нии гемолимфы насекомого. При некоторых трансмиссивных инфекциях возможно подключение других путей передачи, например, при клещевом энцефалите зарегистрированы случаи заражения при питье в очагах кле­щевою энцефалита козьего молока, полученного от инфицированных животных. Однако необходимо отметить, что этот путь весьма мало зна­чим и в сохранении возбудителя в природе принципиального значения не имеет
Сезонность при трансмиссивных инфекциях полностью зависит от периода активности членистоногого. При природно-очаговых заболева-
ниях и при малярии — это весенний (поздневесенний), летний или осен­ний (раннеосенний) период. При паразитарных тифах, наоборот, пик за­болеваемости приходится на зимнее время, которое связано с наиболь­шей интенсивностью размножения вшей в толще хорошо сохраняющей тепло человечьего тела многослойной одежды. Заболеваемость антропо­нозными трансмиссивными инфекциями (паразитарные тифы) сейчас в нашей стране или полностью отсутствует (возвратный тиф), или иногда кое-где регистрируется в очень небольших количествах (сыпной тиф). Единичные случаи малярии — это результат завоза из неблагополучных регионов мира. Однако в последнее время иногда регистрируются собст­венные очаги, которые формируются после возникновения завозного случая. Но для всего человечества малярия является одной из серьезней­ших проблем: в тропической зоне земного шара заболеваемость поддер­живается на очень высоком уровне. Высока заболеваемость по меньшей мере в двух странах, образовавшихся из бывших республик СССР: в Тад­жикистане и в Азербайджане.

Источник: Л. П. Зуева, Р. X. Яфаев, «ЭПИДЕМИОЛОГИЯ» 2005

А так же в разделе «Глава 19 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНФЕКЦИЙ С ТРАНСМИССИВНЫМ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕДАЧИ »