Финансово-экономическая глоба­лизация.

Глобализация оказывает значительное влияние на экономику всех стран мира, затрагивая производство товаров и услуг, использование рабо­чей силы, инвестиции в капитал, технологии и их распространение из одних стран в другие. Все это, в конечном счете, отражается на эффективности производства, производительности труда и конку­рентоспособности.
При этом, во-первых, необходимо отметить чрезвычайно высокие темпы роста прямых ино­странных инвестиций в национальные экономики. Эти капиталовложения играют ключевую роль в трансферте технологий, промышленной реструк­туризации, образовании транснациональных предприятий, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики.
Второй аспект касается влияния на техноло­гические инновации. Новые технологии являются одной из движущих сил глобализации, но она, в
свою очередь, усиливая конкуренцию, стимули­рует их дальнейшее развитие и распространение между странами.
В-третьих, в результате глобализации про­исходит рост торговли услугами, включая финан­совые, юридические, управленческие, информаци­онные и другие, которые превращаются в основной фактор международных торговых отношений. Так, если в 1970 г. с экспортом услуг было связано менее '/^ прямых иностранных инвестиций, то в конце XX в. эта доля возросла до 50 %, причем интеллекту­альный капитал стал наиболее важным товаром на мировом рынке.
Видимыми положительными следствиями финансово-экономической глобализации являют­ся:
О специализация и углубление международ­ного разделения труда, в свою очередь сти­мулирующих рост производства не только на национальном, но и на мировом уровне, и создание новых рабочих мест в развиваю­щихся странах, где имеется более дешевая рабочая сила;
О повышение эффективности распределения средств, экономия на масштабах производ­ства, сокращение издержек и снижение цен;
О отмена ограничений на перемещение труда и капитала через границы, активация меж­дународной торговли на взаимовыгодной основе, становление устойчивых товарно­денежных отношений между странами;
О повышение мобильности финансовых ре­сурсов;
О повышение производительности труда в ре­зультате рационализации производства на глобальном уровне и распространения пере­довой технологии, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе.
Однако вместе с преимуществами интер­национализации экономики втянутые в орбиту глобализации страны получили и ряд серьезных проблем: экономические кризисы, падение нацио­нальных валют, безработица и т.п. Таким образом, финансово-экономическая глобализация не толь­ко несет с собой экономические преимущества, но и чревата негативными последствиями или потен­циальными проблемами.
Одна из основных проблем финансово­экономической глобализации связана с тем, что она происходит в обстановке критического нера­венства стартовых потенциалов разных стран.
Всемирным банком уже давно определен предельно допустимый прожиточный минимум — 4 дол. США в день. Это те деньги, имея которые че­ловек может обеспечить свое нормальное суще­ствование. ООН определяет черту бедности в 2 дол. США в день. Между тем, по данным того же Всемир­ного банка и ООН, глобальное богатство распре­делено крайне неравномерно. Из 6 млрд человек населения планеты 2,8 млрд, т.е. почти 50%, живут менее чем на 2 дол. США в день, а примерно 1,2 млрд человек, т.е. 20% населения, — менее чем на 1 дол. США в день, причем 500 млн из них проживают в Южной Азии, а 300 млн — в Африке. Средние дохо­ды в 20 наиболее богатых странах в 37 раз превы­шают средние доходы в 20 беднейших, и за послед­ние 40 лет XX в. этот разрыв удвоился.
Существенные диспропорции в получении преимуществ и выгод от глобализации между раз­витыми и развивающимися странами не только не сокращаются, но и усугубляются.
1 млрд человек, живущих в развитых странах («золотой миллиард»), получают 60% всех доходов мира, а 750 млн человек в странах с низким уров­нем доходов зарабатывают менее 20%. Положение развивающихся стран в эпоху глобализации резко ухудшается, и причиной этого является не эксплуа­
тация их со стороны постиндустриальных держав, а воспроизводящаяся отсталость, порожденная их возрастающей ненужностью «богатому миру».
Таким образом, основную часть преиму­ществ глобализации получают богатые страны, тогда как у бедных стран они минимальны или отсутствуют вовсе. Фактически в процессе глоба­лизации богатые страны становятся еще богаче, а бедные — еще беднее.
Постиндустриальный Запад, где проживает менее 15% населения Земли, контролирует более 70% мировых ресурсов, производства, торговли, потребления. Несправедливое распределение до­ходов, растущий разрыв в благосостоянии вызы­вают недовольство бедных стран и «закладывают семена» будущих конфликтов между странами, выигравшими и проигравшими от глобализации. В связи с этим становится все более актуальным выбор стратегии развития мирового сообщества, альтернативной той модели, которая сегодня на­зывается глобализацией и фактически ведет к обе­спечению благополучия только западной «эли­ты». Эта проблема породила явление, названное антиглобализм.
Термин «антиглобалисты» впервые упо­требил в своем репортаже корреспондент Си-Эн- Эн. Он прозвучал в 1999 г. во время конференции представителей МВФ и Всемирного банка в аме­риканском городе Сиэтл, где вместе с банкирами собрались представители анархистов и социали­стических буддистов, хиппи и поклонники культа Вуду, пацифистов и феминистических организа­ций и др. Именно тогда была сформирована идея, объединяющая представителей самых разнообраз­ных политических, общественных и молодежных сообществ. Они протестуют против «глобализа­ции мировой экономики». При этом реальная цель протестных действия антиглобалистов может быть совершенно отличной от их лозунгов и неизвест-
16
но. кто финансирует эти совсем не дешевые меро­приятия.
Вместе с тем, как бы ни относились к гло­бализации ее противники и сторонники, нужно признать, что она уже явно изменила мировую систему, открывая новые позитивные возмож­ности, но одновременно и порождая новые про­блемы. Очевидно, что современные тенденции финансово-экономического, технологического, политического, институционального, идеологиче­ского, культурного развития активируют глобали­зационный прогресс, который в будущем, видимо, ускорится.
Становление мегаобщества, в котором (хотя бы чисто теоретически) все обладают равными пра­вами и обязанностями, дает уникальную возмож­ность создания более справедливого и гуманного миропорядка. В то же время, чтобы превратить ее в реальность, по-видимому, нужна коренная пере­ориентация современных тенденций переустрой­ства мира с тем, чтобы глобализация развивалась по демократическому пути, чтобы в рождающемся мегаобществе все имели право на жизнь, свободу и счастье.

Источник: Черкасский Б. Л., «Глобальная эпидемиология.» 2008

А так же в разделе «Финансово-экономическая глоба­лизация. »