Социально-экономическая значимость новых инфекций


В конце XX — начале XXI в. человечество столкнулось с новым неординарным и крайне опасным видом массированного влияния на ми­ровую экономику. Разные авторы называют этот феномен «моделированием катастроф», «экономи­ческими истериями» и т.п. При этом речь идет о влиянии пандемий новых инфекций — коровьего бешенства, атипичной пневмонии, птичьего грип­па и др. Вспышки новых болезней застают врасплох население всего мира, т.к. они не ограничиваются территорией какого-либо континента, а быстро обретают пандемический характер. Поэтому про­блема новых инфекций входит в сферу интересов глобальной эпидемиологии.
Социально-экономические последствия по­явления новых инфекций могут быть катастрофи­ческими. Как показывает исторический опыт, появ­ление новой инфекции может вызвать:
— сокращение объема иностранных инвестиций в экономику пораженных государств;
— временное сокращение или прекращение транс­портных сообщений;
— ущерб туристическому бизнесу в связи с суще­ственным сокращением миграционных пото­ков;
264
— сокращение спроса на сырье для промышлен­ности и транспорта, особенно на авиационное топливо;
— падение стоимости брокерских счетов, акций промышленных и транспортных предприятий, банков, сырьевых компаний, крупных магази­нов, ресторанов, предприятий досуга;
— ущерб животноводству и/или птицеводству в ре­зультате падежа и массированного профилакти­ческого сокращения (уничтожения) поголовья домашних животных или птицы, снижения про­изводства продукции животноводства (приме­ры: ГЭК, или коровье бешенство, птичий грипп и ДР);
— расходы на выявление, диагностику, транспор­тировку, госпитализацию, лечение больных;
— расходы на массированные карантинные и дру­гие медицинские и санитарно-ветеринарные противоэпидемические и противоэпизооти­ческие мероприятия (обсервацию контактных, дезинфекционные, дезинсекционные, дератиза­ционные мероприятия, экстренную химио- и/ или иммунопрофилактику, разработку новых диагностикумов, вакцин, дезинфекционных препаратов и др.) и т. п.
Основной причиной таких последствий, как правило, является не истинно высокая социально­экономическая значимость самих инфекций, а ажиотаж и массовые панические ожидания гряду­щей смертельной угрозы, исходящей от таких ин­фекций для людей во всем мире. Немаловажную роль в создании и поддержании такого панического ажиотажа играют средства массовой информации, распространяющие в гипертрофированном виде «горячие» данные о якобы грозящей человечеству смертельной опасности, подчас независимо от сте­пени достоверности такой информации. Наконец, нельзя полностью исключить заинтересованное закулисное влияние на такую ситуацию конкури-
265
рующих друг с другом многочисленных мощных транснациональных и национальных корпораций, производящих мясо, курятину, яйца, другие про­дукты и товары животного происхождения, а также диагностические, лечебные и профилактические препараты, стерилизаторы, шприцы, резиновые перчатки, марлевые повязки и т. п.
На наш взгляд, паническое отношение насе­ления к новым инфекционным болезням является следствием несоответствия между реальной и при­писываемой им опасностью. Наглядной иллюстра­цией этого положения может служить ГЭК (бешен­ство коров), SARS и птичий грипп.
В 1988-1995 гг. в Великобритании заболе­ло ГЭК 148 200 (по другим данным, 182 745) голов КРС. Эпизоотия нанесла огромный экономический ущерб. При этом речь шла не столько об убытках в связи с запретом на экспорт говядины, сколько о затратах на убой и захоронение огромного пого­ловья молочного скота в 30 000 животноводческих хозяйств (или 45% всех таких хозяйств в стране) и о гигантских расходах на превентивные меры и блокаду распространения инфекции (WHO, 1995). Правительственные расходы на эти мероприятия превысили 300 млн фунтов стерлингов.
Другой пример — лихорадка Нипа, впервые обнаруженная в Малайзии в 1998 г. Было доказано, что возбудитель инфекции вызывает падеж свиней и заболевание людей. Оказалось, что вирус переда­ется через укусы плотоядных летучих мышей пяти видов, обитающих на плодовых деревьях, которые растут на недавно освоенной под свинофермы тер­ритории. В ходе выявленной вспышки пало 105 тыс. свиней, а с целью ее ликвидации пришлось уничто­жить более миллиона голов здоровых особей.
Конец XX — начало XXI в. ознаменовались возникновением двух новых инфекционных бо­лезней, привлекших настороженное внимание не только медицинской, но и всей мировой обще-
266
ственности. Речь идет о SARS, заболевания которым впервые были зарегистрированы в 2002 г., и пти­чьем гриппе, впервые возникшем у людей в 1997 г. Опасность этих болезней для населения Земли представлялась (да и продолжает представляться) чрезвычайно значимой, в силу как официально регистрируемой высокой летальности их, так и ре­альной (или потенциальной) способности их воз­будителей распространяться среди людей посред­ством аспирационного механизма передачи.

Источник: Черкасский Б. Л., «Глобальная эпидемиология.» 2008

А так же в разделе «Социально-экономическая значимость новых инфекций »