Ультразвуковое исследование в диагностике и лечении осложнений перитонита


УЗИ прочно занимает одно из ведущих мест в диагностике различных заболеваний. Среди инструментальных диагностических методов при диагностике осложнений острых хирургических заболеваний органов брюшной полости мы отдаем предпочтение УЗИ, применяя при необходимости и другие диагностические средства. Наш опыт убедил нас в том, что УЗИ является высокоинформативным, безопасным, доступным в любых условиях и при любой тяжести состояния больного методом исследования. Его можно повторять многократно, а главное, он помогает объективно оценить клиническую картину заболевания и локализовать патологический очаг.
Первым диагностическим методом после поступления детей с перитонитом в нашу клинику было УЗИ. Оно выполнялось после тщательного ознакомления с анамнезом заболевания, объемом оперативного вмешательства и результатами лабораторных анализов, проведенных в областных стационарах. Мы считаем целесообразным применять сонографию до клинического обследования, так как пальпация органов брюшной полости у детей после операций, с перитонитом крайне болезненна и накладывает негативный отпечаток, мешая тщательному УЗИ.
  • Данный метод диагностики является достаточно субъективным. Достоверно судить о его возможностях применения у
  • больных с перитонитом и его осложнениями можно, только опираясь на заключение, сделанное одним специалистом ультразвуковой диагностики при использовании одного ультразвукового аппарата.

Все наши больные были обследованы на аппарате "Sonoline-1" фирмы "Siemens", работающим по принципу серой шкалы, с использованием линейного датчика с частотой 3,5 МГц, секторных датчиков 5,0 и 7,5 МГц в режиме реального времени.
Подготовки к исследованию не проводилось. Единственным желательным условием было умеренное наполнение мочевого пузыря.
.' Все поступившие больные подвергались клиническому обследованию, что помогало заподозрить гнойно-септические : ¦ или другие осложнения. Из лабораторных анализов обязатель- ' ными при поступлении были клинический анализ крови, об:              щий анализ мочи, биохимический анализ крови, электролиты
крови, КОС. Измерялась температура тела, артериальное дав. ление, пульс. Снималась ЭКГ. При подозрении на панкреатит определялись амилаза крови и мочи. При наличии дренажей :              делались посевы из ран. Больным с перитонитами, абсцессами
брюшной полости назначался посев крови на стерильность, иммунологические исследования.
Рентгенологическое исследование проводилось при подо-
  • зрении на пневмонию, у всех реанимационных больных, на- ¦¦ ходящихся на ИВЛ, а также при сомнительных данных о .'механической кишечной непроходимости и при подозрении на ' перфорацию полого органа. Результаты лабораторно-инстру- , ментальных исследований сопоставляли с данными, клинического обследования больного.

- , Девятерым больным проводилась КТ брюшной полости, у 5 детей была выполнена диагностическая лапароскопия.
Верификация заключений УЗИ во всех случаях проводилась , . операционно и в катамнезе.
.' Наибольшее число осложнений после экстренных операций
  • на органах брюшной полости и травм носят гнойно-воспалительный характер. Среди них большинство составляют абсцес-

сы. Именно поэтому и были разработаны методики их раннего распознавания и малотравматичные методы лечения абсцессов брюшной полости. В нашей клинике у 76 человек в возрасте от 14 сут до 15 лет было диагностировано 126 абсцессов. Первично были прооперированы по поводу острого аппендицита 50 человек (65,8 %). Среди них 31 человек перенесли гангренозно-перфоративный, 11 — гангренозный, 7 — флегмо- нозныи и 1 ребенок — катаральный аппендицит. Процентное соотношение показано на рис. 6.2. Наибольшее количество гнойных осложнений дали деструктивные формы аппендицита.
Причинами абсцессов у остальных детей стали: сепсис — у 9; тупая травма живота — у 8; пельвиоперитонит — у 2; нагноение кисты мочевого протока (урахуса) — у 1; нагноение остаточной полости печени после эхинококкэктомии — у 1; у 5 детей причины абсцессов остались неизвестны.
К моменту поступления в детское хирургическое отделение МОНИКИ 57 человек были первично прооперированы по поводу основного заболевания в стационарах Московской области. Переведены в клинику с симптомами острого хирургического заболевания органов брюшной полости 19 детей, у которых впоследствии были обнаружены абсцессы. Из 57 оперированных в области 32 больных перенесли одну лапарото- мию, 21 — две, 4 человека — три операции.
Средний ¦ срок от начала заболевания до первой операции у оперированных в области составил 3,1 сут. В течение суток с момента госпитализации были оперированы 35 человек. Для остальных (22 человека) средний срок составил 2,2 сут. Задержка была связана с госпитализацией в инфекционные или педиатрические отделения с диагнозами "кишечная инфекция", "ОРВИ с абдоминальным синдромом". Таким образом, давность заболевания и позднее оперативное вмешательство явились важными факторами, которые способствовали формированию абсцессов.
Из 76 человек 49 имели один абсцесс (64,5 %); 14 детей — по два абсцесса (18,4 %); 6 человек были с тремя абсцессами (7,9 %); 4 — с четырьмя (5,3 %); 3 человека — с пятью абсцессами (3,9 %). Всего 126 абсцессов.
Локализация абсцессов представлена в табл. 6.4.
Таблица 6.4
Локализация и частота абсцессов у детей

Локализация абсцессов

Частота

абс. число

%

Между петель кишечника

41

32,5

Печень

28

22,2

Таз

18

14,3

Около печени

12

9,5

Под диафрагмой

8

6,3

Латеральные каналы

6

4,8

Подвздошные области

5

4

Забрюшинное пространство

4

3,2

Селезенка

1

0,8

Поджелудочная железа

1

0,8

Сальниковая сумка

1

0,8

Брюшная стенка

1

0,8

Всего...

126

100

У 46 детей (первая группа) абсцессы были единственной патологией или осложнением основного заболевания. У остальных 30 человек (вторая группа) абсцессы сочетались с одним или несколькими осложнениями послеоперационного периода или основного заболевания, такими как прогрессирующий гнойный перитонит; инфильтрат; спаечная непроходимость; перфорация кишки; кишечный свищ; мочевой свищ; панкреатит; сепсис; пристеночный тромбоз воротной вены; печеночная недостаточность; пневмония; цирротическое изменение нижней доли правого легкого; печеночно-бронхиальный свищ; эндокардит; аднексит; туберкулез; гидроторакс; гидро-, гемоперикард; острая почечная недостаточность.

Источник: Цуман В.Г., Машков А.Е., «Гнойно-септические осложнения острых хирургических заболеваний у детей.» 2005

А так же в разделе «Ультразвуковое исследование в диагностике и лечении осложнений перитонита »