ОПУХОЛИ

  Выделяют четыре группы опухолей: мезенхимального, нейрогенного происхождения. тератомы и кисты. Опухоли бывают доброкачественными (фиброма, липома, невринома, лейомиома) и злокачественными (различного гистологического типа саркомы).
Диагностика забрюшинных опухолей достаточно сложна, так как клинические проявление заболевания возникают довольно поздно, когда опухоль вызывает сдавление либо смещение того или иного органа и нарушение его функции. Иногда больные сами впервые определяют у себя опухоль в животе. Установление диагноза требует тщательного исследования органов брюшной полости (рентгенография желудка, ирригоскопия, урография, ангиография) для исключения первичного очага в одном из этих органов и выявления степени его смещения опухолью. Наиболее информативны в диагностике опухолей ультразвуковое исследование и компьютерная томография.
В забрюшинном пространстве наиболее часто встречаются опухоли почек и надпочечников. Опухоли почек и мочевыводящих путей относят к урологическим заболеваниям, поэтому в данном разделе будут описаны лишь опухоли надпочечников.
В связи с тем, что надпочечник является органом, продуцирующим гормоны, опухоли, развивающиеся из его ткани, чаще всего обладают гормональной активностью. Наиболее часто встречаются кортикостерома. андростерома. кортикоэстрома, альдостерома, смешанные опухоли коры надпочечников, феохромоцитома. Все эти виды опухолей могут быть как доброкачественными, так и злокачественными.
Кортикостерома развивается из пучковой зоны коркового вещества надпочечника. Опухолевая ткань в избыточном количестве продуцирует кортизол, что является причиной развития синдрома Иценко — Кушинга. Заболевают чаще женщины (почти 80%) в возрасте 20—40 лет. В клинической картине преобладают симптомы, характерные для болезни Кушинга: ожирение, гипертрихоз. Появляются атрофические полосы на коже груди и живота, нарушения половой функции — дисменорея, аменорея. Почти у всех больных выявляют артериальную гипертензию, нередко развивается стероидный диабет. У многих больных определяют нарушения психики, что выражается чаще всего в депрессии. В диагностике болезни решающая роль принадлежит изучению концентрации уровня 17-кетостероидрв (17-КС) в крови и суточной моче. При кортикостероме этот показатель значительно повышен, особенно при злокачественном характере опухоли.
Андростерома развивается из сетчатой зоны коркового вещества надпочечника. Клинические проявления болезни связаны с чрезмерной продукцией андрогенов. Заболевание возникает в молодом и зрелом возрасте. Чаще болеют женщины. В детском возрасте у девочек появляется гипертрихоз, ускоряется рост, чрезмерно развивается мускулатура, голос становится низким, грубым. У мальчиков наступает преждевременное половое созревание: характерны усиление развития мускулатуры, невысокий рост, короткие нижние конечности. У женщин заболевание проявляется симптомами маскулинизации с развитием мужских половых признаков — уменьшением подкожной жировой клетчатки, усилением развития мускулатуры, атрофией молочных желез, нарушением менструальной функции, часто возникает гирсутизм.
При исследовании гормонального профиля пациента обращает на себя внимание резкое повышение концентрации 17-КС в моче.
Кортикоэстрома (феминизирующая опухоль коркового вещества надпочечника) встречается довольно редко. В основе болезни лежит гиперпродукция тканью опухоли эстрогенов. У девочек болезнь проявляется ускорением физического развития с ранним половым созреванием, у мальчиков — отставанием в половом развитии. У мужчин выявляют симптомы феминизации — гинекомастию, распределение подкожной жировой клетчатки по женскому тип}', отсутствие волос на лице, повышение тембра голоса, нарушение половой функции. У женщин гормональные проявления опухолевого роста не дают клинических сймптомов. В моче обнаруживают увеличение концентрации эстрогенов.
Альдостерома (первичный гиперальдостеронизм, синдром Конна) развивается из клубочковой зоны коркового вещества надпочечника. В подавляющем большинстве случаев опухоль носит доброкачественный характер и лишь в 5% — злокачественный. Опухолевая ткань вырабатывает в избыточном количестве альдостерон. Следует помнить, что избыточная продукция альдостерона в 75% случаев обусловлена наличием опухоли, а в 25% — двусторонней гиперплазией клубочковой зоны надпочечника. Вторичный гиперальдостеронизм протекает (в отличие от первичного) с повышенным выделением ренина (например, при стенозе артерии надпочечника или при циррозе печени). Заболевание чаще поражает женщин зрелого возраста. Симптомы альдостеромы разнообразны. Наиболее часто выявляют мышечную слабость, парестезии, сз'дороги. Часто наблюдают полиурию. никтурию. гипо-стенурию. В связи с потерей большого количества жидкости с мочой развивается жажда. Значительные нарушения выявляют в водно-электролитном обмене (гипокалиемия, гипернатриемия. гипохлоремия). При исследовании кислотно-основного состояния определяют метаболический алкалоз. Экскреция калия с мочой увеличена, натрия — снижена.
В моче выявляют повышенное содержание альдостерона. активность ренина плазмы крови значительно снижена.
Феохромоцитома развивается из мозгового вещества надпочечника или хромаффинной ткани в области вегетативных нервных сплетений. Опухоль может быть одиночной и множественной, доброкачественной и злокачественной. Заболевание чаще возникает в зрелом возрасте у мужчин и женщин примерно с одинаковой частотой. Имеются сообщения о семейном характере феохромоцитомы. Клинические проявления заболевания обусловлены гиперпродукцией тканью опухоли адреналина и норадреналина. Кардинальным симптомом феохромоцитомы является артериальная гипертензия, которая может быть двух типов — стабильной (70%) и пароксизмальной (30%), в связи с чем и выделяют соответствующие типы клинического течения болезни. Артериальная гипертензия достигает довольно высоких цифр — 250 мм рт. ст. и выше. Кроме того, часто наблюдаются головные боли (у 80% больных), потливость, повышенная возбудимость, беспокойство, дрожание рук. бледность лица, тошнота.
Длительная артериальная гипертензия приводит к патологическим изменениям во внутренних органах, которые аналогичны таковым при гипертонической болезни.
В диагностике феохромоцитомы ведущая роль принадлежит исследованию концентрации катехоламинов в крови и в моче. Гиперпродукция норадреналина и повышение экскреции этого гормона с мочой при нормальной концентрации адреналина характерны для экстраадреналовой локализации опухоли. Одновременное повышение концентрации обоих гормонов в моче более характерно для надпочечниковой локализации опухоли. На практике довольно часто используют определение концентрации ванилилминдальной кислоты в моче. Эта кислота является метаболитом обоих гормонов, и ее концентрация в моче в несколько десятков раз превышает концентрацию адреналина и норадреналина. Для феохромоцитомы характерно значительное увеличение концентрации ванилилминдальной кислоты в моче.
Гормонально-неактивные опухоли надпочечников встречаются редко. Чаще других обнаруживают неврогенные, соединительнотканные опухоли (доброкачественные и злокачественные), а также кисты. Обычно они протекают бессимптомно и проявляются лишь при достижении значительных размеров. Принципы диагностики и лечения такие же, как при гормонально-активных опухолях.
Лечение. Все опухоли забрюшинного пространства требуют хирургического, а злокачественные — комбинированного (хирургическое и лучевое) лечения. Прогноз при доброкачественных опухолях относительно благоприятный, но эти опухоли склонны к рецидивированию, что требует повторных хирургических вмешательств. При злокачественных опухолях прогноз неблагоприятный.

Источник: М. И. Кузин. О. С. Шкроб. Н. М. Кузин, «Хирургические болезни: Учебник» 1995

А так же в разделе «  ОПУХОЛИ »