ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ

  Трансплантация органов стала возможной благодаря разработке А. Каррелем сосудистого шва. Ниже приведены основные даты исследований, которые способствовали развитию трансплантологии — учения о пересадке органов и тканей.
1900 г. Австрийский иммунолог Landsteiner открыл группы крови АВО.
1902 г. Немецкий хирург E.Ullmann выполнил первую трансплантацию почек у собаки.
1902—1905 гг. Французский хирург A.Carrel разработал технику сосудистых анастомозов, впервые осуществил в эксперименте трансплантацию сердца.
1926—1928 гг. Отечественный физиолог С. С. Брюхоненко создал и применил в эксперименте аппарат искусственного кровообращения.
1933 г. Отечественный хирург Ю. Ю. Вороной впервые в мире произвел ал- лотрансплантацию трупной почки.
  1. г. Отечественный хирург-экспериментатор Н. П. Синицын впервые в мире произвел полную замену сердца у лягушек, которые жили после операции больше года. В 1948 г. опубликовал монографию «Пересадка сердца как новый метод в биологии и медицине».
  2. г. Landsteiner и американский иммунолог Wiener открыли резус-фактор.

1942—1945 гг. Английский иммунолог Medawar доказал иммунологическую
природу отторжения трансплантата.
1946—1960 гг. Отечественный хирург В. П. Демихов впервые в мире в эксперименте произвел пересадку сердечно-легочного комплекса, пересадку второго сердца в грудную полость. В 1960 г. опубликовал монографию «Пересадка жизненно важных органов», которая была издана в Нью-Йорке (1962), Берлине (1963). Мадриде (1967). 1965 г. Первая успешная пересадка почки в нашей стране произведена Б. В. Петровским. Первые успешные пересадки сердца и печени произведены в Научно- исследовательском институте трансплантологии и искусственных органов В. И. Шумаковым соответственно в 1987 и 1991 г.
1968 г. Основание Европейской организации в Лейдене для координации тканевого типирования. регистрации потенциальных реципиентов, снабжения их донорскими органами.
1976 г. Открытие иммунодепрессанта циклоспорина А.
В ряде клинических центров трансплантологии пересадка органов производится систематически с хорошими непосредственными и отдаленными результатами. Успехи в пересадке органов были достигнуты благодаря более глубокому пониманию роли иммунной системы в приживлении трансплантата: разработке методов оценки гистосовместимости тканей донора и реципиента, преодоления несовместимости и подавления реакции отторжения органа организмом реципиента: разработке технических деталей взятия, консервации и операции пересадки, а также благодаря организации донорства и центров трансплантации.
К началу 80-х годов были разработаны теоретические и оперативнотехнические аспекты трансплантологии. Весомый вклад в развитие ее внесли отечественные ученые. Пересадка органов осуществлялась в небольшом числе клиник, производились немногочисленные трансплантации почек, сердца, печени. Наиболее значимые успехи были достигнуты за последние 10 лет. К концу 90-х годов в мире организовано более 230 центров по трансплантации органов (в том числе 7 в России), законодательно регламентированы условия изъятия органов у доноров, взаимоотношения между донором, реципиентом, родственниками и медицинским персоналом. В 1992 г. принят закон Российской Федерации о трансплантации органов и (или) тканей человека, что создало благоприятные предпосылки для широкого применения пересадки органов у практически безнадежных больных. Если до 1990 г. во всем мире было произведено 13 000 пересадок сердца, то в 1991 г. только в США — 2000. во Франции — 600. В России к 1993 г. осуществлено 80 пересадок сердца. В мире выполнено более 50 операций пересадки комплекса «сердце — легкие». Наибольшее распространение получила пересадка почек (ежегодно в США производится более 10 000. во Франции 2 000, в России около 700 трансплантаций). Быстро возрастает число пересадок печени и поджелудочной железы. Дальнейшее увеличение числа трансплантаций сдерживается недостатком донорских органов. Больных, ожидающих трансплантацию, в 2 раза больше числа пациентов, получивших орган от донора.
Для обозначения особенностей трансплантации используют специальную терминологию.
Аутогенная трансплантация — трансплантация, при которой донор и реципиент являются одним и тем же лицом.
Изогенная трансплантация — трансплантация, при которой донор и реципиент являются однояйцевыми близнецами.
Сингенная трансплантация — трансплантация, при которой донор и реципиент являются родственниками первой степени.
Аллогенная транс плантация — трансплантация, при которой донор и реципиент принадлежат к одному виду (например, пересадка от человека человеку).
Ксеногенная трансплантация — трансплантация, при которой донор и реципиент принадлежат к разным видам (например, пересадка от обезьяны человеку).
Для обозначения пересадки органа на его обычное место принят термин орто- топическая трансплантация. При пересадке органа на любое другое анатомическое место говорят о гетеротопической трансплантации.
Если отсеченный орган или оторванная часть тела вновь вживляются в организм хозяина, то такую операцию называют реплантацией.
Аллотастическая трансплантация — замена органа или ткани синтетическими материалами.
Иммунологические основы пересадки органов. Известно, что иммунная система защищает организм не только от проникновения инфекции. Одной из важнейших ее функций является распознавание и уничтожение генетически чужеродных данному организму клеток. Поэтому наиболее успешное приживление пересаженного органа возможно только в случае генетической однородности тканей донора и реципиента, т.
е. при изогенной трансплантации. При пересадке органа от другого организма того же вида (аллогенная трансплантация) или от организма другого вида, например от животного человеку (ксено-генная трансплантация), всегда активизируется иммунная система защиты организма реципиента с целью отторжения генетически чужеродного данному организму органа или ткани. Исход этого иммуно-логического конфликта между тканями пересаженного органа донора и иммунной защитой организма реципиента зависит от свойств антигенов трансплантата и иммунной реакции реципиента. Эта реакция частично может быть ослаблена благодаря тщательному подбору донора по параметрам гистосовместимости и применению лекарственных средств, угнетающих иммунитет (иммунодепрессивные средства).
Ткани доноров обычно отторгаются, если иммунная система реципиента распознает их как чужеродные, не свойственные данному организму. Чужеродность тканей донора обусловлена наличием антигенов, расположенных на поверхности клеток. Если таких антигенов в организме реципиента нет. то он отторгает их как чужеродные, несовместимые. Эти антигены тканей получили название антигенов гистосовместимости. При пересадке органов и тканей от одного индивидуума другому всегда имеется определенная разница в гистосовместимости, несмотря на проведение проб на гистосовместимость. Резкое различие антигенов гистосовместимости донора и реципиента приводит к раннему (в течение недели) отторжению трансплантата. При незначительной разнице трансплантат может оставаться жизнеспособным более 3 мес. Наибольший конфликт между антигенами гистосовместимости проявляется при ксеногенной трансплантации, поэтому ткани животных не приживаются при пересадке их человеку.
Решающими для приживления трансплантата являются антигены гистосовместимости групп крови (А. В, 0). Антигены гистосовместимости не изменяются с возрастом человека. Главный комплекс антигенов гистосовместимости (major Histocompatibility Complex) находится в 6-й хромосоме человека. Он включает множество генов, число которых точно не установлено.
Антигены гистосовместимости впервые были обнаружены в лейкоцитах человека. поэтому их называют лейкоцитарными антигенами человека или по принятой англоязычной терминологии Human Leucocyte Antigen, сокращенно HLA (эйч—эль— эй).
Определение HLA-антигенов. Определение групп крови и свойственных им антигенов А, В, 0 не вызывает трудностей. HLA-антигены, расположенные на поверхности клеток, могут быть определены с помощью серологических методов исследования. при которых используют сыворотки, содержащие антитела против специфических антигенов гистосовместимости. При этом выявляют серологически дефиниро- ванные (SD) HLA-антигены. При смешивании взвеси клеток, содержащих HLA- антигены с сывороткой, содержащей антитела к ним. происходят агглютинация или лизис клеток, указывающие на отсутствие совместимости.
Другой класс HLA-антигенов выявляют при смешивании культуры лимфоцитов реципиентов и донора. Это так называемый лимфоцит-дефинированный (LD) локус. генетически отличающийся от серологически дефинированных антигенов. Эти два метода определения антигенов гистосовместимости позволяют разделить комплекс антигенов на серологически зависимые (SD) и лимфоцит-зависимые (LD) регионы.
Определение серологически зависимых HLA-антигенов выявило среди них 4 группы — А, В, С. D, в том числе DR идентичных антигену D. Антигены HLA-A и
HLA-B являются основными при типировании тканей на гистосовместимость. Приживление трансплантированного органа зависит в основном от степени идентичности антигенов HLA-A и HLA-B. возможно также и от антигена HLA-C у реципиента и донора. Серологическое определение антигена HLA-D оказалось важным для типирова- ния при пересадке костного мозга и почек. В В-лимфоцитах и других клетках был обнаружен антиген HLA-DR. Предполагают, что он идентичен антигену HLA-D.
Реакция отторжения пересаженного органа может произойти в различные сроки после операции даже при совместимости тканей по А, В. 0-группам и системе HLA-антигенов, так как существует еще рад малых локусов гистосовместимости, по которым не достигнута идентичность тканей донора и реципиента. Эту реакцию вызывают антигены гистосовместимости клеток пересаженного органа. По степени выраженности различают сверхострую, острую и хроническую реакции отторжения. Сверхострая реакция отторжения развивается в течение нескольких минут или часов после пересадки органа. Она обусловлена наличием антител в организме реципиента до пересадки органа и обычно не поддается лечению. В этом случае трансплантат погибает в течение 24 ч. Острая реакция отторжения протекает по типу криза отторжения, обусловленного клеточной иммунной реакцией и сывороточными антителами с 4-го дня после операции. Поддается терапевтическому воздействию достаточно хорошо. Хроническая реакция отторжения развивается медленно, спустя 3—4 нед после операции, прогрессирует в течение нескольких недель и даже месяцев, обусловлена, так же как и острая реакция отторжения, клеточными иммунными механизмами и гуморальными антителами. Она плохо поддается терапевтическому лечению.
Практически перед каждой операцией трансплантации производят тест на совместимость лимфоцитов донора с сывороткой реципиента для того, чтобы установить наличие цитотоксических антител против HLA-антигенов донора. Реакцию на гистосовместимость по HLA-антигенам производят для того, чтобы добиться наибольшей совместимости HLA-антигенов трансплантата донора с HLA-антигенами реципиента.
Иммуномодуляция и иммунодепрессия. Реакция иммунной системы различна не только у разных лиц. но и у одного и того же индивидуума. При пересадке почек у некоторых пациентов не возникает никакой защитной реакции, в то время как у других реципиентов отторгаются два и более пересаженных органа, несмотря на попытки подавить реакцию отторжения. Причина такого явления до настоящего времени остается неясной. Известно также, что неоднократное переливание крови (от трех и более доноров) перед операцией трансплантации улучшает приживление трансплантата. Прогноз приживления трансплантата менее благоприятен у лиц, не подвергавшихся воздействию антигенов ни при переливании крови, ни при беременности. Поэтому потенциальным реципиентам для пересадки почки в некоторых центрах систематически производят переливания крови. Число переливаний и время их выполнения различны. Объяснения причины этого феномена пока нет.
Приживление аллогенного трансплантата (органа) может быть существенно улучшено применением лекарственных средств, подавляющих иммунную реакцию отторжения органа, так называемых иммуносупрессивных средств. Для этой цели используют стероидные гормоны, цитостатические средства и антиметаболиты (азатио- прин). В настоящее время в клинической практике применяют циклоспорин А. который блокирует антигенспецифическую дифференцировку Т-лимфоцитов как клеток- эффекторов. Функцию периферических лимфоцитов или Т-лимфоцитов подавляют также анти лимфоцитарный и антитимоцитарный глобулины. В качестве базисной профилактической иммунодепрессивной терапии в настоящее время применяют кор- тико-стероиды, азатиоприн, антилимфоцитарный и антитимоцитарный глобулин или только циклоспорин А. Иногда циклоспорин А сочетают с малыми дозами стероидных гормонов. Кризы отторжения обычно подавляют с помощью увеличения дозы стероидных гормонов до 100— 1000 мг в сутки или дополнительного введения анти- лимфоцитарных и антитимоцитарных глобулинов.
Иммунодепрсссивные средства подавляя иммунные механизмы защиты реципиента могут способствовать появлению побочных реакций — снижению иммунной защиты против инфекций (в том числе вирусной, грибковой), возможному повышению риска раковых заболеваний, появлению синдрома Иценко — Кушинга и других осложнений стероидной терапии (язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, кровотечение, перфорация язв, гипертензия, панкреатит, катаракта и др.). Новый препарат циклоспорин А имеет преимущества перед ранее применяемыми иммунодепрессив- ными средствами, так как не обладает указанными побочными действиями. При повторных пересадках органов у реципиентов с целью ослабления иммунных реакций дренируют грудной (лимфатический) проток для удаления Т-лимфоцитов или производят тотальное облучение лимфатических узлов.
Реакция отторжения. Сверхострая реакция отторжения трансплантированного органа наступает непосредственно после его пересадки при посредничестве циркулирующих в крови реципиента антител против несовместимых HLA-антигенов гистосовместимости, которые образовались в результате предшествовавших контактов с ними при переливании крови или предыдущей трансплантации. Сверхострая реакция отторжения приводит к тромбозу сосудов трансплантированного органа и его некрозу.
Острые и хронические реакции отторжения реализуются при посредничестве как клеточных, так и гуморальных механизмов защиты. Следы реакции отторжения можно обнаружить при гистологическом исследовании в пересаженном органе даже в случае гладкого клинического течения послеоперационного периода.
Реакции отторжения трансплантата, вызванные клеточными механизмами защиты. проявляются в виде интерстициального воспаления, заканчивающегося образованием рубцовой ткани. Реакции отторжения, вызванные сосудистыми механизмами защиты, приводят при пересадке почек и сердца к облитерирующему заболеванию сосудов трансплантированного органа, которое резко ухудшает его кровоснабжение, а в экстремальных случаях вызывает некроз трансплантата.

Источник: М. И. Кузин. О. С. Шкроб. Н. М. Кузин, «Хирургические болезни: Учебник» 1995

А так же в разделе «  ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ »