Сезонность вспышек холеры

В инфицировании людей холерой имеется четко выражен­ная сезонность, что подтверждается результатами анализа 4994 случаев заболеваний и вибриононосительства. Как свиде­тельствуют данные, представленные в табл. 7, почти в 60,0% случаев во всех климато географических районах инфицирова­ние в основном происходило в августе, в 3 раза реже — в июле и в 4 раза реже — в сентябре.
Вместе с тем обращал на себя внимание тот факт, что в южных регионах страны (Средняя Азия, Северный Кавказ, Украинская ССР) уже в ранние весенние месяцы (апрель — май) было зарегистрировано 56 случаев, что составило 1,51% от общего числа всех инфицированных в данных регионах. Кро­ме того, холера продолжалась здесь 5—7 мес, в то время как в других регионах (Среднее Поволжье, Предуралье, Сибирь и Дальний Восток) продолжительность эпидемических осложне­ний не превышала 1—3 мес и даже на июнь —июль приходи­лось только 16,55% от общего числа всех зарегистрированных здесь случаев, в то время как в южных регионах — 25,0%. Что касается единичных случаев холеры, зарегистрированных в Си­бири и на Средней Волге в начале лета или поздней осенью, то они были связаны с новыми заносами инфекции из-за рубежа или из других — южных — регионов страны.
Показателем сезонности холеры являются сроки ее вспы­шек. С этой целью проанализировано 135 вспышек холеры, возникших с 1965 по 1990 г. на 42 административных терри­ториях СССР. При этом установлено, что во время этих вспы­шек было инфицировано в общей сложности 3823 человека, 8,42% от общего числа которых приходится на вспышки, за­регистрированные в мае — июне, 24,56% — в июле, 55,06% — в августе и 11,95% —в сентябре — октябре (табл. 8).
О сезонности холеры свидетельствуют также показатели начала и окончания ее вспышек, зарегистрированных на тер­ритории СССР, представленные в табл. 9.

Следовательно, в 42,1% случаев начало вспышек прихо­дится на август, в 35,5% — на июль и только в 7,9% — на июнь, столько же приходится и на май. При этом независи­мо от начала вспышек 85,5% случаев заболевания холерой и вибриононосительства регистрировались в августе — месяце, наиболее напряженном в эпидемическом отношении по хо­лере.
В условиях подключения пищевого и контактно-бытового факторов передачи инфекции на фоне антисанитарного со­стояния окружающей среды в случаях завоза холеры возника­ли локальные вспышки инфекции в поздний осенний, зим­ний и весенний периоды, что отмечалось, например, в Пер­ми (1983), г. Горьком (1971), Ростовской области (1974, 1975, 1976).

Источник: Под ред. В. И. Покровского, «Холера в СССР в период VII паццемии» 2000

А так же в разделе «Сезонность вспышек холеры »