ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ХОЛЕРОЙ ЭЛЬ-ТОР В СТРАНАХ, ПОГРАНИЧНЫХ С СССР, В 60-Е ГОДЫ XX ВЕКА


По данным ВОЗ, в продолжение VII пандемии холеры, обусловленной вибрионами Эль-Тор, с 1961 по 1990 г. на земном шаре в общей сложности зарегистрирован 1 783 141 случай этого заболевания в 117 странах. При этом следует отметить, что в 1961 — 1964 гг. холеру регистрировали только на азиатском континенте.
Начиная с 1961 г., вырвавшись из единственного в мире очага этой инфекции на острове Сулавеси (Целебес), холера Эль-Тор проникла на далеко лежащие от него территории: сначала на остров Яву, оттуда — на остров Борнео, достигла провинции Квантунг, откуда перекинулась в Аомынь и Гон­конг. Из Гонконга холера судами была завезена в Саравак и в этом же году проникла на Филиппины. К этому времени остров Суматра и другие острова Индонезии уже были пол­ностью охвачены эпидемией. В последующие годы отмечалось дальнейшее распространение холеры Эль-Тор, пораженными которой в первой половине 60-х годов оказались остров Тай­вань, западная часть острова Новая Гвинея, Таиланд, Кам­боджа, Бирма, Восточный, а затем и Западный Пакистан, Южная Корея, Япония [Бароян О.В., 1971].
Особый интерес в плане исследования дальнейшего рас­пространения холеры Эль-Тор представляют вспышки, воз­никшие в 1965 г., когда холеру начали регистрировать в стра­нах, непосредственно граничащих с СССР,—Афганистане и Иране.
Первые случаи заболевания холерой в Афганистане были зарегистрированы 22 июля 1965 г. в провинции Мазари-Ше­риф. К 25 июля 1965 г. в основном в северных провинциях Афганистана было зарегистрировано 208 случаев заболеваний холерой, из числа которых 53 случая закончились летально. Последовательно в эпидемический процесс включались, кро­ме Мазари-Шериф, провинции Бадахшан, Каттаган, Майма- не, Герат, Шиберген. Хотя после 27 августа 1965 г. официаль­ных сообщений о новых случаях заболевания холерой не было, имелось немало косвенных подтверждений тому, что эту вспышку холеры нельзя было считать ликвидированной. По далеко не полным данным, в 1965 г. в Афганистане было зарегистрировано 2745 случаев заболевания холерой Эль-Тор.
Несколько другие показатели заболеваемости холерой в Афганистане в 1965 г. приводят Н.Н. Жуков-Вережников и Е.П. Ковалева (1971), а также А.В. Павлов и соавт. (1976): в этой стране было зарегистрировано всего 218 случаев холеры (1,4 на 100 000 населения). По данным А.Н. Abou-Gareeb (1967), в I965 г. в Афганистане заболели холерой 1564 и умерли 323 че­ловека. Н.Н. Николаев (1965) сообщил о 1366 заболевших и 390 умерших от холеры в Афганистане в это время: в июне заболел 521 и умер 191 человек, в июле — соответственно 550 и 123, в августе — 295 и 76. В то же время подчеркивается, что приведенные сведения весьма относительны и далеко не полны [цит. по Кулову Г.И., 1970].
Первые случаи заболевания холерой были зарегистрирова­ны 31 июля 1965 г. в восточных провинциях Ирана. Имеются основания полагать, что холера в Иране началась значительно раньше, так как уже в начале июля из провинций Хорасан и Белуджистан, граничащих на востоке с Афганистаном и Па­кистаном поступали сообщения о случаях диареи с высоким процентом летальности, а провинция Хорасан на севере гра­ничит с СССР. Случаи заболевания холерой были зарегистри­рованы в провинции Керман и в районе Горган, который также граничит с СССР в юго-восточной части Каспийского моря.
К 7 августа 1965 г. в Иране было зарегистрировано 1243 слу­чая заболевания холерой, из которых 150 окончились леталь­но. С 8 по 14 августа 1965 г. официально было сообщено до­полнительно о 617 случаях холеры, из них 90 с летальным исходом. Во всех случаях бактериологически было подтвержде­но, что этиологическим агентом заболеваний являлся вибри­он Эль-Тор. По далеко не полным данным, в общей сложно­сти в Иране в 1965 г. было зарегистрировано 2943 случая за­болевания холерой, т. е. 12,3 на 100 000 населения [Баро- ян О.В., 1971].
Неоднозначны и приведенные различными авторами дан­ные о сроках начала эпидемических осложнений в Афганистане и Иране. Так, в отличие от приведенных выше О.В. Барояном сроков начала эпидемии в Афганистане, Н.И. Николаев и соавт. (1967) сообщают, что, по имеющимся в их распоряжении дан­ным, заболевания холерой в этой стране фактически начались на 2 мес раньше и уже оттуда инфекция была занесена в Иран. А.Н. Abou-Gareeb (1967) и Т.С. Кереселидзе (1971) также утвер­ждают, что первые случаи холеры в городах Андхое и Давлета- баде появились в июне 1965 г. В дальнейшем холера быстро рас­пространилась, и к 13 августа эпидемией были охвачены все 7 северных провинций Афганистана.
Холера и раньше неоднократно «посещала» Афганистан. Так, опасные очаги холеры возникали в Афганистане вблизи со­ветской границы в 1930, 1931, 1936, 1937, 1938 и 1960 гг. [Змеев Г.Я., 1948; Джарылгасов С., 1957; Планкина З.А. и др., 1961; Swaroop S., Pollitzer R., 1955, и др.].
Проникновению холеры в Афганистан способствовали его экономические связи с Индией и Западным Пакистаном, паломничество и ежегодные переходы кочевых афганских племен на территорию Западного Пакистана и обратно. Чис­ленность этих племен весьма значительна. Например, патан- ское племя гильзаев, живущее восточнее Кандагара, насчиты­вает 250—300 тыс. человек [Змеев Г.Я., 1948]. Этот автор счи­тает, что существует два наиболее вероятных направления движения холеры через Афганистан: вдоль старого Кабуло- Гератского тракта и через Гиндукуш. В первом случае имеется опасность заноса холеры в Туркменистан (район Мургаба — Кушки), во втором — большая угроза Узбекистану, в первую очередь его Сурхандарьинской области, и Таджикистану.
Г.И. Кулов (1970) проанализировал соображения различ­ных исследователей о причинах, способствовавших распрост­ранению холеры Эль-Тор в Афганистане в 1965 г. Прежде всего ее широкое распространение было обусловлено несвоев­ременной диагностикой первых случаев заболевания, ошибоч­но трактовавшихся как лямблиоз. Факторами, способствовав­шими распространению холеры в Афганистане, являлись так­же антисанитарное состояние населенных пунктов, плохая система водоснабжения, отсутствие должных гигиенических навыков у населения, некоторые местные обычаи и религи­озные обряды, а также несвоевременная и неполная госпита­лизация больных и изоляция лиц, контактировавших с ними.
Водоснабжение в Афганистане практически не организова­но. Население пользуется в основном необеззараженной водой из поверхностных водоемов, санитарная охрана которых не осуществляется. Поверхностные водоемы загрязняются фека­лиями, вытекающими из примитивных уборных. Следствием такого состояния водоснабжения явился ряд вспышек холеры «водного» происхождения.
Женщин и грудных детей, заболевших холерой, не приня­то госпитализировать, а лица, ухаживающие за больными, тщательно скрывают свое общение с ними. Текущая и заклю­чительная дезинфекция проводилась далеко не во всех очагах холеры. Обеззараживание воды в колодцах и цистернах осуще­ствлялось эпизодически и лишь на некоторых территориях, где имелось достаточное количество хлорной извести [Abou- Gareeb А.Н., 1967].
Распространению холеры в стране способствовала также непрерывная миграция населения, основными причинами которой являются торговля, родственные связи и паломниче­ство. Помимо этого, в районах, охваченных эпидемией холе­ры, находилось около 600 000 кочевников или полукочевни­ков, перемещающихся по территории страны в различных направлениях.
Хотя в Иране первый случай холеры был зарегистрирован в июле 1965 г., диарейные заболевания с высокой летально­стью отмечались еще в 1964 г. в городах Заболе и Захедане (недалеко от границы с Западным Пакистаном). Между этими городами и Западным Пакистаном существует практически свободное сообщение, которое никем не контролируется. В рас­пространении холеры в Иране, по-видимому, главную роль играли паломники, посещавшие в конце 1964 —начале 1965 гг. святыню ислама — город Машад. Предполагают, что палом­ники из городов Забола и Захедана принесли инфекцию в этот город, где в то же самое время находились паломники из Западного Ирана, Тегерана, а также из Ирака [Кереселид- зе Т.С., 1971].

Источник: Под ред. В. И. Покровского, «Холера в СССР в период VII паццемии» 2000

А так же в разделе «ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ХОЛЕРОЙ ЭЛЬ-ТОР В СТРАНАХ, ПОГРАНИЧНЫХ С СССР, В 60-Е ГОДЫ XX ВЕКА »