Блокаторы Щ-гистаминовых рецепторов.  

  Стали применяться в клинической практике с середины 70-х гг. XX в., после того как в 1972 г. Дж. Блэк синтезировал первые блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов (бу- римамид и метиамид), однако при клинических испытаниях они оказались малоэффективны и вызывали большое количество побочных эффектов. Известно несколько поколений этих ЛС. После циметидина (1974 г.) были последовательно синтезированы ранитидин, фамотидин, а несколько позже - низатидин и роксатидин. По химической структуре препараты этой группы несколько различаются между собой: циметидин содержит в своей структуре имидазольное кольцо, а все остальные препараты - фурановое, что в несколько раз повышает их эффективность и снижает количество нежелательных побочных эффектов.
Фармакодинамика. Главным эффектом ^-блокаторов является антисекреторный: за счет конкурентного блокирования Н2-гистаминовых рецепторов в слизистой оболочке желудка они подавляют выработку соляной кислоты. Препараты новых поколений превосходят циметидин по степени подавления ночной и общей суточной секреции соляной кислоты, а также по длительности антисекреторного эффекта (табл. 14).
Таблица 14. Сравнительная фармакодинамика Н2-гистаминоблокаторов

Препарат

Ночная секреция, %

Общая секреция, %

Длительность действия, ч

Циметидин

50-65

50

4-5

Ранитидин

80-95

70

8-9

Фамотидин

80-95

70

10-12

Низатидин

80-95

70

10-12

Роксатидин

80-95

70

10-12

Помимо угнетения секреции соляной кислоты ^-блокаторы обладают и рядом других эффектов. Они подавляют базальную и стимулированную выработку пепсина, увеличивают продукцию желудочной слизи и бикарбонатов, усиливают синтез простагландинов в стенке желудка, улучшают микроциркуляцию в слизистой. В последние годы было показано, что Н2-блокаторы тормозят дегрануляцию тучных клеток, снижают содержание гистамина в периуль- церозной зоне и увеличивают количество ДНК-синте- зирующих эпителиальных клеток, стимулируя тем самым репаративные процессы.
Фармакокинетика. При приеме внутрь ^-блокаторы хорошо всасываются в проксимальных отделах тонкой кишки, достигая пиковых концентраций в крови через 3060 мин. Биодоступность циметидина составляет 60-80%, ранитидина - 50-60%, фамотидина - 30-50%, низатидина - 70%, роксатидина - 90-100%. Экскреция препаратов осуществляется через почки, причем 50-90% принятой дозы - в неизмененном виде. Период полувыведения циметидина, ранитидина и низатидина составляет 12 ч, фамотидина - 25-35 ч, роксатидина - 16 ч.
Циметидин в настоящее время не используется в виду большого количества побочных реакций. Препараты следующих поколений (ранитидин, фамотидин, низатидин и рок- сатидин) переносятся значительно лучше, они не оказывают антиандрогенного и гепатотоксического действия, не проникают через гематоэнцефалический барьер и не вызывают нервно-психических нарушений. При их применении могут отмечаться лишь диспептические расстройства (запоры, диарея, метеоризм) и аллергические реакции (преимущественно в виде крапивницы), которые встречаются сравнительно редко (1-2%). При длительном применении Н2-блокаторов (более 8 недель), особенно в высоких дозах, следует иметь в виду потенциальную возможность развития гипергастринемии с последующей гиперплазией энте- рохромафинных клеток в слизистой оболочке желудка.
Форма выпуска и дозы. Ранитидин (зонтак, ра- нисан, гистак, ги-кар) - II поколение. Выпускается в таблетках по 0,15 г и 0,3 г, ампулах по 50 мг/2 мл. Назначается в педиатрической практике из расчета 4-8 мг/кг • сут, но не более 300 мг, разделенных на 2 приема.
Фамотидин (фамоцид, квамател, ульфамид, фамо, фа- мосан, паналба) - III поколение. Выпускается в таблетках по 0,02 г и 0,04 г, ампулах по 0,02 г. Назначается однократно из расчета 0,5-1,0 мг/кг • сут, но не более 40 мг/сут. Препараты IV (низатидин) и V (роксатидин) поколений в педиатрической практике не используются.
N.B.!
Применяя Н2-гистаминоблокаторы, следует помнить:
  • при длительном их использовании может наблюдаться транзиторное повышение активности транса- миназ печени;
  • при быстром в/в введении ранитидина возможно развитие брадикардии, гипотензии, аллоритмии и даже асистолии;
  • после основного курса лечения, необходим переход на поддерживающую дозу во избежание синдрома «рикошета».

Источник: Парамонова Н. С., «Клиническая фармакология : учеб. пособие» 2012

А так же в разделе «Блокаторы Щ-гистаминовых рецепторов.   »