ОПЕРАЦИИ ПРИ ЧРЕЗМЕРНО ОТСТОЯЩИХ И УПЛОЩЕННЫХ УШНЫХ РАКОВИНАХ (ЛОПОУХОСТИ)


Если ушная раковина имеет свойственные ей очертания, но чрезмерно отстоит от головы, то это происходит чаще всего из-за непропорционально увеличенной собственно раковины. Следовательно, для того чтобы придать ушной раковине необходимое положение, производят уменьшение углубления чаши раковины путем иссечения полоски хряща.
Пассов предложил резецировать участок хряща в форме овала с заостренными верхним и нижним концами. Хрящ иссекают через вертикальный разрез на внутренней поверхности ушной раковины (рис. 274, а). Края дефекта хряща, .образовавшегося после иссечения избытка, сближают погружными швами, проводимыми через надхрящницу. Операция, предложенная Пассовым, проста и эффективна, но при ней возможны ослабление погружных швов, наложенных на надхрящницу, и, следовательно, возникновение рецидива деформации. Более стойкий результат удается получить, если воспользоваться методикой Гольдштейна, предложенной им для устранения макроотии, однако она более удобна и, пожалуй, более целесообразна именно при чрезмерном отстоянии ушной раковины. Гольдштейн не иссекает ушной хрящ, как это предлагает Пассов. Выкроив необходимых размеров полулунный лоскут ушного хряща, он мобилизует его, осторожно отслоив от кожного покрова наружной поверхности, и матрацными швами подтягивает на свободную часть хрящевого скелета (рис. 274, б). Такая «накладка» полулунного хрящевого лоскута на хрящевой остов позволяет получить стойкое исправление формы уха.
В качестве материала для наложения погружных швов на надхрящницу и хрящ мы теперь пользуемся атравматическими иглами, но можно применять и бесцветную полиамидную нить толщиной 0,2 мм, но при этом следует иметь в виду, что узел, сделанный из полиамидной нити, имеет тенденцию развязываться, поэтому его нужно хорошо укрепить и избыток нити не сре-


Рис. 275. Устранение чрезмерного отстояния ушной раковины, а — в — этапы операции.
Рис. 276. Операция Андреевой при устранении уплощения и чрезмерного отстояния ушных рако-
вин, а —е —этапы операции.
Рис. 277. Принципиальная схема устранения уплощения ушных раковин по методике Питанги
и Ребелло (1962).
Рис. 278. Операция Кручинского при «складывающихся» ушных раковинах.
зать, а сжать горячим металлическим инструментом. Концы нити при этом свариваются, образуют утолщения, и узел делается надежным.
Далеко не всегда лопоухость обусловлена только увеличением собственно раковины, значительно чаще она вызвана искажением формы ушного хряща (уплощением противозавитка, уплощением контуров хряща в области У-образной складки и т. д.). Нередко деформация ушных раковин бывает несимметричной, и исправление их формы слева и справа должно проводиться неодинаково. План операции для одной и другой ушной раковины должен быть строго индивидуальным. При составлении его решающую роль имеет правильная оценка причины, вызывающей деформацию, какой участок
Рис. 279. Схемы операций на мочке. а — клиновидное иссечение рубцов при прира- стании мочки; б — операция Проскурякова при врожденном прирастании мочки; в — операция Диффенбаха при рубцовой деформации ушной раковины.
хряща в данном случае повинен в деформации ушной раковины и, следовательно, нуждается в исправлении. Для выявления причин деформации можно воспользоваться приемом, предложенным Гонзаллес — Вола. Уплощенную и отстоящую ушную раковину прижимают пальцем к голове. По мере ее приближения к голове на наружной поверхности начинают выявляться складки ушного хряща, хорошо заметные под тонкой кожей, лишенной подкожного жирового слоя. Вот эти отсутствовавшие до прижатия пальцем складки и должны быть созданы в ходе операции. Вначале их намечают раствором метиленового синего, а затем, после инфильтра- ционной анестезии, рассекают кожу на внутренней поверхности ушной раковины. Дальнейший ход операции зависит от избранной методики.
Поскольку разновидности деформаций ушных раковин, связанные с чрезмерным отстоянием и уплощением ушных раковин, очень многообразны и в каждом случае приходится выбирать свой, особый вариант операции, то мы считаем целесообразным предложить единую схему плана лечения.
  1. Выясняют вид деформации: за счет какой из складок хряща она возникла у больного. Для этого, как уже указывалось, ушную раковину нужно прижать пальцем к голове и наметить складки ушного хряща, подлежащие исправлению (рис. 275, а).
  2. После инфильтрации операционного поля новокаином с помощью тонких инъекционных игл, проводимых по намеченным линиям через всю толщу ушной раковины, определяют линию рассечения кожи на внутренней поверхности.
  3. После обнажения хрящевого остова, строго по линиям, намеченным иглами, рассекают ушной хрящ на протяжении, достаточном для свободного его смещения в нужное положение (рис. 275, б). Если разрез будет недостаточен, то сохранившаяся упругость хрящевого остова может явиться причиной рецидива деформации. Длину разреза каждый раз определяют индивидуально.
  4. Края рассеченного хряща устанавливают в положение, обеспечиваю - щее искомую форму и симметричность ушных раковин, и фиксируют их в этой позиции полиамидной нитью, проводимой так, как это показано на рис. 275, в. Если недостаточно одного шва, то можно наложить 2 или даже 3 шва.

Нам кажется весьма целесообразной методика Д. Н. Андреевой, являющаяся рациональной модификацией способа Питанги и Ребелло (1962) (рис. 276). После того как будут намечены линии рассечения хряща, на внутренней поверхности ушной раковины иссекают участок кожи эллипсо
идной формы, размеры которого определяют индивидуально. Края раны, особенно со стороны свободного края ушной раковины, мобилизуют. Проводят разрез хряща по намеченной линии и вторым разрезом, проводимым ближе к основанию, отсекают полоску хряща шириной 2,5—3 мм, не отделяя ее от кожного покрова наружной поверхности. Затем накладывают несколько П-образных швов кетгутом или полиамидной нитью, так что иссеченная полоска хряща остается не охваченной швами (рис. 277) и при сближении краев разреза хряща будет выдвигаться на наружную поверхность, создавая там хорошие очертания складок хряща. Свободными концами погружных швов края разреза хряща подшивают к надкостнице сосцевидного отростка, что обеспечивает симметричное и стойкое прилегание ушной раковины к голове.
«Складывающиеся» уши являются следствием своеобразной деформации ушного хряща. При этом верхняя часть раковины перегибается вперед и вниз. Если эта деформация сочетается с макроотией, а это бывает далеко не редко, то достаточно иссечь полоску хряща и несколько более широкую полоску кожи, сблизить края хряща погружными швами и зашить кожную рану. Размеры иссекаемых полосок хряща и кожи определяются строго индивидуально.
Когда размеры ушной раковины не увеличены, Г. В. Кручинский предлагает исправлять форму самого ушного хряща путем радиальных и поперечных насечек надхрящницы и частично хряща со стороны вогнутой поверхности (рис. 278). Концы распрямленных таким образом полосок он изгибает дугой, сшивает их между собой наружными поверхностями и одновременно подшивает к клетчатке кожи внутренней поверхности ушной раковины. Затем иссекает избыток кожи и зашивает рану; вдоль созданного завитка укладывает тонкий марлевый валик и фиксирует его несколькими матрацными швами к коже сосцевидной области.
Операции при прирастании мочки уха. Если тканей достаточно, то производят клиновидное иссечение (рис. 279); если мало, то пользуются схемой разрезов, представленной на рис. 279, б. Если мочка полностью приросла и ткани рубцово изменены, то прибегают к операции Диффенбаха (рис. 279, в). 

Источник: ПОД РЕДАКЦИЕЙ ПРОФ. Н. М. АЛЕКСАНДРОВА, «КЛИНИЧЕСКАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ ХИРУРГИЯ» 1985

А так же в разделе «ОПЕРАЦИИ ПРИ ЧРЕЗМЕРНО ОТСТОЯЩИХ И УПЛОЩЕННЫХ УШНЫХ РАКОВИНАХ (ЛОПОУХОСТИ) »