ОПЕРАЦИИ ПРИ ЛЫСИНАХ ВОЛОСИСТОЙ ЧАСТИ ГОЛОВЫ


Лысины разнообразной величины и формы являются обычно следствием возрастных изменений у мужчин. Но они, как правило, не служат объектом хирургических вмешательств.
По-иному рассматривают дефекты волосяного покрова на голове, вызванные механической травмой, ожогами, последствием удаления опухолей, пигментных пятен, рентгеновского облучения, кожных заболеваний, раннего облысения и т. д. Кожа на месте облысения может быть нормальной, но чаще всего она бывает рубцово-измененной, малоподвижной или совсем неподвижной.
Необходимо отметить, что не все части волосяного покрова головы обладают одинаковой эстетической ценностью. Иногда относительно большие участки облысения, расположенные в не очень заметных местах, меньше беспокоят больных, чем меньшие по размеру, но локализующиеся на более видных областях. Последнее относится в первую очередь к передней височно-лобной полосе волосяного покрова с выступами впереди ушных раковин (бакенбардами). Далее следуют задняя граница волос затылочной области (у мужчин) и область так называемой макушки.
При планировании операции по устранению или маскировке облысевших участков нужно всегда иметь в виду, что возмещение безволосой части возможно осуществить только с использованием кожи волосистой части головы, т. е. путем местной пластики. Любые другие методы в этой области непригодны.
Следует учитывать и то обстоятельство, что galea aponeurotica лишает возможности растягивать лоскуты, т. е. искусственно увеличивать их размеры. И, наконец, при выкраивании лоскутов нужно считаться с тем, что сосуды в области покровов головы идут с периферии в центр. При сохранении в лоскутах крупных питающих сосудов можно выкраивать лоскуты длиной, в 3 раза и более превышающие ширину основания.

Рис. 202. Пластика облысевшего участка в области лобно-височной полосы забраловидным лоскутом из теменной области (схема).
Рис. 203. Больная до операции (а) и после операции перемещения лоскута в височную область (б).
Образовавшаяся раневая поверхность закрыта облысевшим лоскутом височной области.
Рис. 204. Закрытие в два этапа дефекта волосистой кожи головы с применением встречных тре-
угольных лоскутов по А. А. Лимбергу (схема).
Уменьшить кровотечение во время оперативных вмешательств можно тугой инфильтрацией области разрезов раствором новокаина с адреналином. Если операцию производят под эндотрахеальным наркозом, то иногда возникает необходимость в предварительном наложении обкалывающих швов.
При рассмотрении вопросов, связанных с оперативным вмешательством по поводу облысения, может быть принято два основных решения: 1) переместить облысевший участок головы в малозаметную зону, что можно сделать либо простым обменом тканей, либо иссечением безволосой, рубцовой кожи, перемещением на ее место кожи с волосами и закрытием образовавшейся раны свободным кожным трансплантатом; в этих случаях маскировка лысины значительно облегчается соответствующей прической; 2) ликвидировать участок облысения или возникающий дефект кожи при удалении опухоли применением методов местной пластики.

Рис. 205. Пластика дефекта кожи после иссечения пигментного пятна, а — больной до операции; б — линии разрезов; в — после операции; г — отдаленный результат
Ниже представлены некоторые варианты пластических операций в случаях очагового облысения. При отсутствии волосяного покрова в области передней лобно-височной полосы можно воспользоваться забраловидным лоскутом волосистой части теменной области для того, чтобы переместить его к линии нормального роста волос (рис. 202). Образующуюся раневую поверхность в теменной области закрывают свободным кожным трансплантатом, взятым при нормальной коже из лобно-височной области.
При локализации безволосой кожи в височной области целесообразно использовать или лоскут из теменной области, или ротационный лоскут с основанием в пред- или позадиушнои области в зависимости от наличия в них волос (рис. 203).
Частичный дефект волосистой кожи головы может быть устранен перемещением фигур встречных треугольных лоскутов по А. А. Лимбергу, наложенных одним из боковых разрезов на край дефекта, как это делается при закрытии ромбовидного, четырехугольного или круглого дефекта (рис. 204). Естественно, что при наличии большого участка облысения одномоментное его закрытие за счет окружающей волосистой кожи произвести невозможно. В этих случаях приходится расчленять операцию на несколько этапов.
Варианты устранения или маскировки дефектов волосистой кожи головы весьма многочисленны, и успех оперативного вмешательства определяется знанием методик местной пластики на мягких тканях, тщательностью планирования операции и ее выполнения (рис. 205).
При раннем облысении у мужчин (в возрасте 18—25 лет) в последние годы предложены хирургические приемы, которые по замыслу их сторонников должны привести к прекращению выпадения волос и даже к росту новых. Эти вмешательства основываются на идее, что раннее облысение связано с постепенной атрофией волосяных луковиц под действием чрезмерного натяжения мышечно-апоневротического слоя в период усиленного роста волос головы, особенно в период полового созревания [Schein, Hymplick, 1910].
Подобное воззрение на этиологию раннего облысения породило различные методы операций типа фронтолотомии и галеотомии. Сторонником первого из них является Kessler (1962). Он предлагает производить вертикальный разрез кожи по средней линии лба до переносицы и после мобилизации краев раны иссекать сухожилие между лобными мышцами.
Для достижения малозаметного рубца в области лба Hymplick производит разрез в горизонтальном направлении по естественной складке. Мобилизуя кожу и достигнув уровня апоневроза, он ножницами рассекает соединение лобной мышцы с апоневротическим шлемом.
Для снятия большого натяжения апоневротического шлема некоторые хирурги рассекают не только лобную, но и затылочную мышцу. Это осуществляется из разрезов над бровями и сзади ушных раковин. Предложены и другие модификации операций, преследующие те же цели.
Упомянутые здесь предложения производить при раннем облысении локальные вмешательства основываются, с нашей точки зрения, на малообоснованных физиологических предпосылках. Это подтверждается результатами практических действий. Так, на 37-м заседании секции пластической хирургии (октябрь 1965 г.) В. И. Кривошеее на основании анализа 578 операций по снятию натяжения мышечно-апоневротического слоя пришел к выводу, что в ряде случаев в первые 2—4 мес действительно наблюдается прекращение выпадения волос, но через 4—6 мес оно возобновляется. Об этом свидетельствуют и другие авторы. Все это не дает оснований для широкого производства подобных операций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вернадский Ю. И. Новые принципы хирургического лечения некоторых форм гемангиом мягких тканей лица и адамантином нижней челюсти.— В кн.: Вопросы онкологии в стоматологии: Тезисы докладов VII пленума Всесоюзн. научн. об-ва стоматологов и 3-й выездной сессии ЦНИИС. М., 1965, с. 6—8.
Гребенюк В. И. Конусное сверло для трепанации черепа.— Вопр. нейрохир., 1958, № 2, с. 18.
Красовитов В. К- О лечении больших отрывов кожи и отслоений ее реплантацией оторванных кожных лоскутов.— Сов. мед., 1937, № 4, с. 24.

Источник: ПОД РЕДАКЦИЕЙ ПРОФ. Н. М. АЛЕКСАНДРОВА, «КЛИНИЧЕСКАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВАЯ ХИРУРГИЯ» 1985

А так же в разделе «ОПЕРАЦИИ ПРИ ЛЫСИНАХ ВОЛОСИСТОЙ ЧАСТИ ГОЛОВЫ »