Менингит и менингоэнцефалит


Менингит представляет собой одно из наиболее грозных осложнений гнойных заболеваний лица и шеи (Кольцова Л.А. и соавт., 1975).
Гнойный менингит нередко развивается как прямое следствие токсико-инфекционного отека оболочек головного мозга. Распространение инфекции на оболочки головного мозга приводит к резкому ухудшению общего состояния больного. Больные жалуются на распирающую головную боль в области лба, висков, затылка. Часто возникает рвота. Появляется повышенная чувствительность к внешним раздражителям, светобоязнь. Нередко больной принимает вынужденное положение — лежит на боку с запрокинутой головой и прижатыми к животу коленями. Заболевание сопровождается выраженной лихорадкой (температура тела повышается до 40°С), ознобом, проливным потом, тахикардией.
Наиболее характерные признаки менингита— менингеальные знаки: ригидность мышц затылка, симптомы Кернига, Брудзиньс- кого, Оппенгейма. Ригидность мышц затылка регистрируют у всех пациентов. Часто выявляют симптом Кернига. Симптом Брудзиньс- кого бывает положительным у 15—20% больных.
Практически во всех случаях отмечают поражение черепных нервов. Чаще всего поражаются глазодвигательные (косоглазие, птоз, снижение зрачковых реакций), лицевой и тройничный нервы. Необходимо отметить, что при оценке состояния черепных нервов и исследовании ригидности мышц затылка нередко возникают определенные сложности вследствие воспалительных изменений лица и шеи, обусловленных основным заболеванием и оперативным вмешательством. В части случаев провести в полном объеме исследование черепных нервов, чувствительных и двигательных функций не удается, так как больных госпитализируют в состоянии сопора. Иногда диагноз менингита и менингоэнцефалита фиксируют только при патологоанатомическом исследовании.
В наших наблюдениях наличие характерных жалоб и неврологической симптоматики отмечали у 22,7% больных при поступлении в стационар, у 31,8% — на 2-3-и сутки и у 18,2% — на 4-5-е сутки. Все больные предъявляли жалобы на сильную распирающую головную боль без четкой локализации. Более половины больных также отмечали слабость или неловкость в правых или левых конечностях. Нарушения сознания (заторможенность, сопор) были у 77,3% больных. У части больных наблюдали эпилептиформные припадки, светобоязнь, вынужденное положение в постели.
При менингите, наряду с воспалением оболочек мозга, всегда в той или иной степени поражается вещество мозга. Появление очаговых симптомов при менингите может быть обусловлено отеком прилегающего к оболочкам вещества мозга или распространением на него воспалительных изменений, т.е. развитием менингоэнцефалита. Очаговая симптоматика у части больных (27,3%) регрессирует в течение 4—7 сут, в таких случаях мы расцениваем ее как проявление менингита. Однако у большинства больных (72,7%) очаговая симптоматика стойкая и выраженная, что свидетельствует о развитии и прогрессировании менингоэнцефалита. В некоторых случаях менингоэнцефалит возникает без предшествующих менингеальных явлений. При менингоэнцефалите, помимо менингеального синдрома, появляются стойкие очаговые симптомы, в частности парезы и параличи конечностей, нистагм, асимметричное повышение сухожильных рефлексов, симптом Бабинского. Часто возникают эпилептиформные припадки. Менингоэнцефалит, как правило, сопровождается резко выраженными изменениями психики (психомоторное возбуждение, бред) и глубокими нарушениями сознания (спутанность, сопор, нередко быстро переходящий в кому).
Скудность клинических признаков на ранних стадиях заболевания делает необходимым проведение дополнительных методов обследования (КТ). Существенное значение для подтверждения
диагноза имеют консультации смежных специалистов (невролог, окулист).
Достоверный признак гнойного менингита (менингоэнцефали- та) — воспалительные изменения в ликворе. Поэтому при подозрении на менингит необходимо провести поясничную пункцию. При гнойном менингите ликвор мутный, густой, вытекает под повышенным давлением (4,9-5,8 кПа или 500—600 мм вод. ст.). При исследовании ликвора обнаруживают выраженный нейтрофильный плеоцитоз до нескольких десятков тысяч клеток в 1 мкл, повышение концентрации белка.
Таким образом, менингит и менигоэнцефалит следует заподозрить при наличии выраженной головной боли, тошноты, нарушений сознания, поражений черепных нервов, парезов и параличей. Для подтверждения диагноза необходимо исследование ликвора.

Источник: Под ред. А.Г. Шаргородского, «Клиника, диагностика, лечение и профилактика воспалительных заболеваний лица и шеи (руководство для врачей)» 2002

А так же в разделе «Менингит и менингоэнцефалит »