5.2.2. Использование рисполепта (рисперидона) в терапии ПВА у больных с аффективной патологией


Несомненно, что выбор препарата, тактика и стратегия тимоаналептичес- кой терапии зависела от клинических особенностей депрессивного синдрома.
При депрессивных синдромах полиморфной структуры (которые являлись наиболее частыми у данного контингента больных), при которых апатия, тоска, тревога, деперсонализация и другая депрессивная симптоматика сосуществовали вместе и неравномерно меняли свою интенсивность в течение времени, а также при глубоких, тяжелых формах депрессивного синдрома, монотерапия, как правило, не давала положительных терапевтических результатов.
В таких случаях в терапевтические схемы добавлялись нейролептики, применялись, как правило, атипичные антипсихотики: рисполепт, флюанксол.
Предпочтительный выбор атипичных антипсихотиков был продиктован наиболее частой причиной - резистентностью к терапии классическими
нейролептиками, которая развивалась либо потому, что пациенты значительнодолгое время принимали один препарат, либо назначались терапевтически недостаточные дозы классических нейролептиков из-за непереносимости побочных эффектов. Кроме того, большинство больных, принимавших участие в исследовании, были неоднократно госпитализировавшиеся лица в связи с низким качеством ремиссий, сформированных на фоне терапии традиционными нейролептиками.
Рисполепт назначался после купирования ААС больным (15 человек) с тяжелыми депрессивными расстройствами, при депрессивно-бредовых состояниях, которые особенно часто наблюдались у больных с шизоаффек- тивным расстройством. Доза препарата составляла от 2 до 8 мг в сутки на 2-3 приема в течение дня. Длительность приема рисполепта составляла 45 дней (6 недель). Группа сравнения (15 человек) получала галоперидол в дозах от 15 до 40 мг в течение дня той же длительностью. Сравнивались антипсихотическое действие препаратов, влияние на сопутствующую аффективную патологию и патологическое влечение к алкоголю.
Результаты исследования показали, что рисполепт у данных больных обладал хорошей терапевтической эффективностью. При этом следует отметить, что скорость развития терапевтических эффектов в первые две недели была одинаковой в двух группах, а затем редукция аффективно-бредовой симптоматики в основной группе была более выраженной (рис. 1).

Рис. 1. Влияние рисполепта на патологическое влечение к алкоголю и депрессивно-бредовую симптоматику в сравнении с галоперидолом
Терапевтический эффект рисполепта в основной группе проявлялся к 5- 10-му дню лечения. Купирование дисфории, раздражительности, тревоги происходило в первую очередь. Следует отдельно отметить, что рисполепт влиял и на пониженный фон настроения, астению, апатию.
Кроме того, минимальная выраженность экстрапирамидных побочных явлений сделала терапию рисполептом более приемлемой для изученной группы пациентов, так как влияло на более устойчивое сотрудничество врача и больного, обеспечивало благоприятную почву для формирования установки на длительную поддерживающую терапию.
При приеме рисполепта ни в одном случае не было выявлено побочных эффектов препарата и экстрапирамидных нарушений. В контрольной группе экстрапирамидные расстройства встречались достаточно часто, их проявления были характерными бутирофенононвых производных.
Длительный и постоянный прием рисполепта оказывал положительное влияние на патологическое влечение к алкоголю, аффективную симптоматику, поведенческие расстройства. Наиболее высокая эффективность препарата была при преобладании в клинической картине заболевания затяжных ас- тенодепрессивных и апатических состояний (7 пациентов). Применение рисполепта в таких случаях способствовало быстрой редукции астено-депрес- сивной симптоматики и стабилизации эмоциональных расстройств.

Использование шкалы общего клинического впечатления (диаграмма 2) позволило подтвердить достаточную эффективность рисполепта.
Очень важным вопросом при создании терапевтических программ является повышение качества ремиссий. На фоне длительной терапии риспо- лептом наблюдалось значительное улучшение психического состояния пациентов, их социального функционирования (повышение социального статуса, интеллектуальных возможностей, расширение сферы общения) по сравнению с предыдущими курсами терапии уже к 6-й неделе лечения. На фоне приема галоперидола такого улучшения не наблюдалось.
Таким образом, проведенное исследование показало, что группа атипичных антипсихотиков (а в частности рисполепт) имеет более широкий спектр клинического действия по сравнению с традиционно применяемыми нейролептиками и может успешно конкурировать с ними во многих клинических ситуациях. 

Источник: Гуревич Г.Л., «Коморбидные расстройства в наркологической практике.» 2007

А так же в разделе «5.2.2. Использование рисполепта (рисперидона) в терапии ПВА у больных с аффективной патологией »