Психическое состояние


Сознание не помрачено. В месте, времени и собственной личности ориентирован полностью. Внешний вид не опрятный. Походка неуверенная. Дистанцию в общении соблюдает. Держится скованно. Выражение лица страдальческое. Говорит тихим голосом. На вопросы отвечает в рамках заданного, но односложно. Предъявляет множественные жалобы на слабость, недомогание, тремор, потливость, сердцебиение, тошноту, бессонницу. Просит дать ему выпить, выраженного влечения к алкоголю не скрывает. Умоляет о помощи, так как "очень устал". Соглашается лечиться столько, сколько врачи посчитают необходимым. Тяготится своим состоянием.
Анамнестические сведения излагает в целом последовательно, достаточно подробно. Отмечает, что в последние 1-2 года ухудшилась память на текущие события - "забываю, что кому обещал, с кем и о чем разговаривал". Охотно поддерживает тему злоупотребления спиртным. Считает, что справился бы с алкоголизмом и без медицинской помощи, однако в последнее время устал, ослабел и поэтому решил обратиться на лечение в больницу. Употребляемые количества алкоголя не скрывает, бравирует этим, с превосходством и восхищением рассказывает, что может выпить в течение вечера литр водки, а утром "похмелиться" и выйти на работу. Употребление наркотиков отрицает, не скрывает единичные пробы анаши. Характеризует себя человеком общительным, добрым, готовым ради друзей "на все", уточняет, что он - "человек настроения". Рассказывает, что с юношеского возраста появились колебания настроения, как правило, беспричинные. Отмечает, что "плохие дни" его "выматывают", а "хороших дней" он ждет "с нетерпением". Он может предчувствовать наступление того или иного периода, но предотвратить их не в состоянии. Находит оправдание своему пьянству, говорит, что "если не перебрать", то "водка - это лучшее лекарство". У пациента обнаруживается стойкая система алкогольных оправданий. О взаимоотношениях с родителями рассказывает неохотно, начинает вздыхать, пытается перевести разговор на другие темы. О матери отзывается нейтрально, считает, что она его "просто не понимает". Об отчиме говорит со злостью, заявляет, что он относится к нему плохо, предъявляет завышенные требования, наказывает физически, унижает, не дает денег, "...и все потому, что я ему не родной сын".
Суждения примитивные, инфантильные. Мышление ближе к конкретному. Снижена память на текущие события. Интеллектуальный уровень изначально невысокий. Словарный запас скудный. Суицидальных мыслей не высказывает. Критика к своему состоянию и заболеванию отсутствует. Установки на лечение формальные, вынужденные, обусловлены тяжелым физическим самочувствием. Психотической симптоматики нет. 

Источник: Гуревич Г.Л., «Коморбидные расстройства в наркологической практике.» 2007

А так же в разделе «Психическое состояние »