ОШИБКИ ПРИ КОСМЕТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ

  Ошибки при производстве косметических операций возможны и в большинстве случаев зависят от недостаточной опытности хирурга или от неточно продуманного плана операции. Рассмотрим те ошибки, с которыми чаще приходится встречаться.
При пересадке каких-либо тканей не следует прибавлять в растворы для местной анестезии адреналин, так как после прекращения его действия может наступить кровотечение, хотя бы незначительное, которое будет препятствовать гладкому приживлению трансплантата. Кроме того, адреналин, сокращая просвет сосудов, препятствует быстрому склеиванию трансплантата с окружающими тканями. После взятия
трансплантата ни в коем случае нельзя завертывать его в марлю, помещать в какой-либо раствор. Трансплантат немедленно после взятия должен быть перенесен в заранее подготовленное для него ложе.
При свободной пересадке кожи, если она берется в виде толстых лоскутов, донорскую поверхность надо обязательно зашить после иссечения оставшихся глубоких слоев кожи. Если это не будет сделано, рана, откуда взята кожа, будет гранулировать и рубцеваться очень продолжительное время.
При выборе места, откуда берется кожный лоскут, следует помнить, что у некоторых молодых людей, даже в 18—20 лет, рост волос на животе, бедрах и даже на щеках еще не выявился. У них кожу, если она предназначена для покрытия носа, ушей, век и др., следует брать на таких участках тела, где волосы не растут (внутренняя поверхность плеча, внутренняя поверхность бедра, заушная область и т. п.). Отмечено, что после пересадки кожи рост волос усиливается; например, лоскут с наружной поверхности бедра после пересадки на слизистую щеки дает настолько обильный рост волос, что волосы достигают 8—10 см длины. То же может быть и при образовании кончика носа из лоскута на ножке со щеки (рис. 218).
Не рекомендуется также брать для носа кожу с бедра или спины, так как она будет резко отличаться по своей фактуре от окружающей кожи. В этих случаях кожу следует брать с внутренней поверхности плеча, в заушной области, верхнего отдела грудной клетки. Если по ходу операции выявляется, что взятый лоскут нельзя сейчас же пересадить (кровотечение), его следует временно сложить вдвое раневыми поверхностями друг к другу (тонкие слои кожи всегда свертываются сами в сторону раневой поверхности).
В послеоперационном периоде после свободной пересадки кожи можно иногда наблюдать, что поверхностные слои кожи отслаиваются в виде прозрачного пузыря, под которым видна цианотичная окраска более глубоких слоев кожи. Было бы грубой ошибкой считать, что такая кожа не прижила. Обычно кожа приживает хорошо, а отслойка поверхностных слоев есть результат временного нарушения питания. При отслойке поверхностных слоев кожи последние следует срезать ножницами.
Повязку, наложенную на свободно пересаженный лоскут кожи, не следует снимать раньше чем через 12—14 дней. Накануне снятия повязки рекомендуется пропитать ее вазелиновым маслом, закрыть компрессной бумагой с ватой и забинтовать. Это дает возможность на другой день снять повязку легко, не боясь повредить пересаженный лоскут. Такая опасность всегда существует, если снимать повязку сухую.
Жир при свободной его пересадке имеет наклонность к резкому сокращению вследствие рубцевания поврежденных жировых долек поэтому лоскут жировой клетчатки следует брать на одну треть больше" чем требуется для устранения деформации, и прикреплять по краям к окружающим тканям.
При пересадке хряща под кожу спинки носа следует от- препаровывать кожу обязательно во всю ее толщу. В тонко отслоенной коже может развиться цианоз вследствие недостаточного венозного оттока.
Бороться с цианозом почти невозможно, и это ведет к совершенно справедливому неудовольствию пациента.
Ошибкой, чреватой серьезными осложнениями, надо считать введение хряща под кожу спинки носа с насилием или введение хряща слишком большого размера, а также при недостаточно широко отслоенной коже. Такое насилие почти всегда ведет к образованию пролежня или, в лучшем случае, к побледнению кожи.
И. А. Дардык предлагает для борьбы с побледнением кожи подтянуть с боковых поверхностей носа кожу вверх и к середине спинки, приклеив к коже боковых поверхностей полоски марли, которые соединяют резиной и подтягивают к головной повязке на 1—5 дней.
При введении хряща под кожу носа верхний конец его обязательно должен быть помещен под надкостницу носовых костей. Ввести его не удается только в случаях, когда надкостница мало отслоена. Если этого не сделать, то хрящ или сместится, или будет выстоять кожей. Чтобы проверить, правильно ли введен хрящ, надо слегка надавить пальцем на кончик носа, при этом, если второй конец хряща не лежит под надкостницей, он резко поднимет кожу спинки носа.
После введения хряща всегда нужно проверить, правильно ли он лежит. Здесь можно допустить ошибку, если смотреть на больного, стоя справа или слева от него. Проверять правильность положения хряща следует, стоя позади головы больного.
При операции по поводу торчащих ушей, когда хирург прибегает к иссечению части хрящей ушной раковины, следует строго следить за тем, чтобы не иссечь тканей больше, чем следует. Приплюснутые уши так же некрасивы, как и торчащие. Иссекать хрящ следует в несколько приемов, прекратив иссечение, когда ухо не будет иметь наклонность принимать прежнее положение вследствие упругости оставшегося хряща.
Операция по поводу морщин лица — одна из самых распространенных косметических операций. При этой операции могут быть следующие ошибки. Прежде всего неправильное введение раствора новокаина для обезболивания. Следует помнить, что вводить новокаин следует не глубже кожной клетчатки. Более глубокое введение (под фасцию) может повести к временному параличу ветвей лицевого нерва, что особенно волнует врача во время операции, если он не уверен, что операция сделана правильно и не поврежден нерв. Разумеется, что и
больной после операции будет крайне взволнован, так как всегда он опасается, что ему могут поранить нерв.
Явление паралича лицевого нерва после анестезии самостоятельно исчезает через 30—50 минут. Больного для его успокоения следует наблюдать до полного исчезновения явлений паралича.
Вторая ошибка при операциях по поводу морщин возможна при наложении швов на кожу в области мочки уха. Дело в том, что кожа щеки, отпрепарованная в этой области, после наложения двух глубоких фиксирующих швов над ушной раковиной и позади нее, будучи натянута, закрывает нижнюю половину уха вместе с мочкой. Чтобы правильно наложить здесь швы, кожу, покрывающую мочку, приходится разрезать. Это нужно сделать точно на таком протяжении, при котором освобожденная мочка легла бы свободно над разрезанной кожей. Если разрез сделать больше, чем следует, то при наложении швов мочка окажется вытянутой, что потребует нового хирургического вмешательства.
Следует указать также на возможность образования гематом по ходу линии шва. Чаще это наблюдается при применении адреналина.
Мы рекомендуем всегда снимать повязку на следующий день после операции. Если будет обнаружена гематома, то она легко устраняется простым выдавливанием после снятия одного шва. Наиболее целесообразно удалять гематому спустя 7—8 дней после осумкования. После выдавливания скопившейся крови надо наложить давящую повязку.
Иногда за ухом в области вершин разреза наблюдается некроз кожи на протяжении 0,5—1 см. Чтобы избежать этого осложнения, вершину разреза всегда следует делать закругленной, а не в виде острого угла.
Не следует спешить со снятием основных глубоких швов, особенно за ухом. Это может повлечь за собой растягивание линии шва, а иногда и расхождение. Основные швы снимают не раньше чем через 10—12 дней после операции.
В послеоперационном периоде больные нередко жалуются на болезненность при движениях головой, на то, что они не могут лежать на боку из-за болей в области швов. Объясняется это тем, что излившаяся кровь засыхает, образуются корки, а кончики волосяных швов внедряются в кожу. Поэтому предпочтительно менять повязку на следующий день после операции, пока излившаяся кровь не засохнет. Что же касается волосяных швов, то следует не обрезать, а связывать концы пучками по нескольку швов вместе. Если повязка тяготит больного, можно сменить ее через 3—4 дня на наклейку.
Приведенные указания, естественно, не исчерпывают все возможные ошибки. Врач должен помнить, что каждая допущенная им ошибка наносит тяжелую психическую травму больному человеку, который обратился к нему за помощью. 

Источник: Н.М. МИХЕЛЬСОН Г. В. КРУЧИНСКИЙ, Л. А. КРИКУН, Г. И. ПАКОВИЧ, К. Ф. СИБИЛЕВА, «Косметические операции лица» 1965

А так же в разделе «  ОШИБКИ ПРИ КОСМЕТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ »