МЕХАНИЗМЫ СТАРЕНИЯ КОЖИ

  Проблема старения является одной из старейших проблем, которые поставил перед собой человек. Против старения и смерти люди боролись еще в глубокой древности. Отодвинуть на какой-то срок начало старения, а может быть, и преодолеть его — вот вопросы, во все времена приковывающие к себе внимание человечества.
У любого живого организма все основные процессы и превращения необратимы. С биологической точки зрения этот процесс необратимых превращений и следует считать старением [Нагорный А. В., 1963, и др.]. Таким образом, процессы старения идут параллельно процессам развития и начинаются с рождения. На этот диалектический процесс развития живой материи указал Ф. Энгельс в своем труде «Диалектика природы»: «Отрицание жизни по существу заложено в самой жизни, так что жизнь мыслится всегда в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,— смертью... Жить значит умирать».
И. В. Давыдовский (1966) делает логический вывод о том, что «фактически старение следует отнести не к моменту появления очевидных признаков старости, а к началу третьего десятилетия жизни, т. е. ко времени окончания процессов роста. С этим совпадают и все физиологические показатели, спад которых начинается с 30—35 лет».
Процессы старения в организме человека протекают неравномерно, наиболее полно и рано они проявляются на открытых участках тела — на лице и шее. Помимо возраста, причинами раннего старения лица могут быть: уменьшение массы тела, вызванное плохим питанием или соматическими заболеваниями, эндокринные расстройства, психологические травмы, передозировка ультрафиолетовых (солнечных) и рентгеновских лучей, слишком интенсивный массаж, неблагоприятные условия жизни и работы и т. п. [Рауэр А. Э., Михельсон Н. М., 1954; Wells G., 1954; Fomon S., 1960; Reidy J.; Conley J., 1962; Berson M., 1963, и др.]. В. Гюго образно писал о том, что «лицо человека отражает на себе состояние его совести и всю его жизнь: оно — итог множества таинственных воздействий, из которых каждое оставляет на нем свой след».
Преждевременному старению, по данным Ф. Буриана (1959), способствует ожирение, так как жир сам по себе несжимаем, он угнетает и «душит» некоторые ткани. Жир, скапливающийся на лице и шее, растягивая кожу, нарушает питание и уменьшает эластичность.
Раннее появление морщин в климатических условиях, неблагоприятных для кожи (повышенная инсоляция, холод и т. д.), наглядно продемонстрировала А. Ф. Ахабад- зе (1966). По ее данным, на 1000 населения распространенность морщин в южном городе Нальчике в возрастной группе женщин 30—39 лет составила 627,7. Частота возникновения морщин у женщин выше, чем у мужчин.
Существует мнение хирургов о том, что при определенных показаниях операции устранения морщин могут быть целесообразными в возрасте 16 лет [Wodak E., 1947; Dufourmentel L., 1957, и др.]. Не следует преуменьшать также значения причин социального характера. Установлено [Чеботарев Д. Ф., 1964; Рубакин А. Н., 1964; Converse J., 1964], что, например, выход на пенсию, связанный с отрывом от коллектива, нарушением устанавливающегося стереотипа, появлением чувства ненужности, одиночества,— все это вызывает преждевременное старение. Из этого и вытекает благородная задача советской геронтологии— необходимость сохранения трудоспособности пожилых и старых людей.
По данным R. Perlman (1954), J. Goldman (1957), Т. Cochrane (1960), И. В. Давыдовского (1966) и др., ведущим физиологическим процессом, характеризующим старение, является атрофия. Атрофия всех органов и тканей происходит по-разному, в неодинаковой последовательности и имеет различное клинико-физиологическое, биохимическое и морфологическое выражение.
Розовая, мягкая, теплая, эластичная кожа лица молодых людей в процессе старения становится вялой, желтоватой, атоничной, предрасположена к новообразовательному процессу (кератозы, гиперплазии, сенильные гемангиомы и др.). С 25 до 50 лет постепенно происходит истончение эпидермиса, усиливающееся после 55 лет. Аналогичные изменения происходят и в дерме. Во все возрастные периоды наблюдаются очаговые деструктивные изменения в волокнистых структурах, а также нарастающие с возрастом явления распада коллагеновых структур. Уменьшается количество клеточных элементов. Резко изменяются также эпидермальные придатки (потовые и сальные железы, волосяные фолликулы), что приводит к уменьшению их количества и изменению расположения по отношению к поверхности кожи [Кузнец М. Н., 1938; Шалыт Я- Л.; 1940; Калантаевская К- А., 1965, и др.].
С 30-летнего возраста отмечаются изменения в сосудистой системе кожи (гиперэластоз, усиленное развитие соединительной ткани, гипертрофия мышечных волокон, утолщение аргирофильных мембран и т. п.).Указанные выше морфологические нарушения протекают в различных отделах лица и шеи по-разному с присущими для каждого отдела особенностями [Жеребцов Л. Д., 1960].
Атрофии подвергается и подкожная жировая клетчатка [Володина 3. С., 1954; Хлыстова 3. С., 1955; Картамы- шев А. И., 1959], которая в глубокой старости может совсем исчезнуть, замещаясь грубыми коллагеновыми и эластическими волокнами, среди которых мало клеточных элементов. По данным М. Gonzalez-Ulloa и Е. Stevens (1965), подкожный слой у людей средней возрастной группы гомогенный, но немного истончен на щеках и в височной ямке. У стариков подкожная жировая клетчатка практически отсутствует. При этом кожа находится в контакте с более глубокими тканями, а в областях, обычно заполненных жиром, выявляется их рельеф (возвышения и западения).
Заметной атрофии подвергаются и костные ткани лица [Hollander М., 1957; Fomon S., 1960]. Утрата зубов ведет не только к значительному изменению альвеолярного края челюстей, но и к редукции жевательного аппарата [Герасимов М. М., 1955]. Изменяется направление краев альвеолярных отростков челюстей, края их обращены внутрь. Нарушается вся структура нижней челюсти, ветви ее становятся тоньше, угол между ветвями и телом — более тупым, вследствие чего подбородок выступает вперед и вниз, уменьшается высота нижнего отдела лица. Это компенсаторно-функциональное . приспособление обеспечивает смыкание передних частей челюстей, в результате чего сохраняется жевательный аппарат, который хотя и ослаблен, но все же работоспособен. Общепризнан факт постепенного фиброза и укорочения мышц лица [Fomon S., 1951; Hollander М., 1957; Conley J., 1962].

Источник: И.А.Фришберг, «Косметические операции на лице» 1984

А так же в разделе «  МЕХАНИЗМЫ СТАРЕНИЯ КОЖИ »