Характеристика адаптационных показателей гомеостаза при двукратной и предперфузионной заготовках аутокрови

  Для организма пациента забор аутокрови является фактически кровопотерей и сопровождается напряжением соответствующих механизмов адаптации. Происходящие при этом изменения у конкретного больного могут носить как физиологический, при- способительныи, так и патологический характер и могут оказаться клинически значимыми не только в ближайшее время после забора аутокрови, но и в интра- и послеоперационном периодах, поскольку операция представляет собой сложное воздействие, где интеграция как антигенных, так и физических нагрузок ставит организм больного в условия чрезвычайной напряженности, приводит в состояние так называемого операционного стресса [28, 60], который является ни чем иным, как описанным Г. Селье стресс-синдромом [72], интенсивным и затянутым во времени [23]. Окончательный исход операции зависит от большого числа факторов. Помимо характера и качества выполнения операции и анестезиологического обеспечения важнейшую роль играет резистентность организма пациента, уровень его компенсаторных возможностей, которые в условиях операционного стресса либо позволяют обеспечить поддержание гомеостаза на адекватном уровне, либо могут оказаться несостоятельными [28, 60]. Тогда при безупречной операционной технике и адекватном анестезиологическом обеспечении состояние резистентности организма больного приобретает первостепенное значение и определяет исход операции.
Изучение адаптационных реакций и состояние резистентности организма под влиянием предоперационной и предперфузионной заготовок аутокрови у кардиохирургических пациентов в периоперационном периоде было основано на исследовании динамики адаптивных гормонов, индекса гормональной адаптации, а также лимфосегментарного индекса [10]. Результаты определения показателей, характеризующих адаптационные возможности организма пациентов, представлены в таблице 6.7.
Межгупповых отличий в исходных значениях исследуемых показателей у пациентов группы сравнения, прооперированных

с использованием компонентов донорской крови, и группы пациентов, прооперированных с использованием кровесберегающих методов, не обнаружено. Через 20 мин после первого этапа заготовки аутокрови у пациентов группы, прооперированных с использованием заготовки аутокрови, имело место незначительное повышение уровня кортизола, умеренное уменьшение количества лимфоцитов при умеренном повышении количества сегментоядерных нейтрофилов, что сопровождалось увеличением лимфосегментарного индекса до значений 0,69±0,12 ед., соответствующих состоянию ’’спокойная активация" по Л.Х. Гаркави (1979) [13]. Через 20 мин после выполнения второго этапа заготовки аутокрови изменение показателей имело такую же направленность, но увеличение лимфосегментарного индекса происходило до значений 0,63±0,22, соответствующих состоянию "реакция тренировки" по Л.Х. Гаркави (1979). Концентрация инсулина и значение лимфосегментарного индекса не изменились на исследуемых этапах по сравнению с исходными значениями (табл. 6.7).
В ответ на двухэтапную заготовку аутокрови на этапе "перед операцией" у пациентов группы с заготовкой аутокрови не наблюдалось изменения вида адаптационной реакции организма, поскольку не было выявлено изменений как в концентрации адаптивных гормонов и их соотношении, так и в уровне лимфосегментарного индекса. Это означает, что забор аутокрови за 2 дня до операции не изменил уровень резистентности организма наших пациентов.
Как и предполагалось, операционный стресс способствовал изменению исследуемых параметров в обеих группах. На следующие сутки после операции наблюдалось увеличение уровня кортизола в 2 раза и инсулина в 1,8 раза по сравнению с исходным уровнем в обеих группах пациентов. Соответственно, влияние факторов операционной агрессии сказалось и на индексе гормональной адаптации, повышение которого мы наблюдали в обеих группах. Однако в группе сравнения, где пациентам переливались компоненты донорской крови, повышение гормонального индекса составило 37% (рlt;0,05), в то время как в группе пациентов с применением кровесберегающих методик имелась лишь тенденция к повышению такового.
Наблюдаемая нами разбалансированность в системе адаптивных гормонов сохранялась на 2-е сут после операции у пациентов группы сравнения. В группе пациентов, прооперированных с использованием заготовки аутокрови, на 2-е сут после операции достоверно снизился индекс гормональной адаптации. Отсюда можно полагать, что для группы сравнения состояние гормонального гомеостаза соответствовало обычной реакции на операционное стрессирующее воздействие, сохраняющееся на 2-е сут после операции. В группе пациентов с использованием заготовки аутокрови динамика исследуемых гормонов была менее выражена и характеризовалась сохраняющимся балансом гормональной регуляции.
Мы полагаем, что обнаруженные нами эффекты предопера- ционнои и предперфузионнои заготовки аутокрови опосредовались через изменение индекса кортизол/инсулин, которое, по мнению Л.Е. Панина (1983), свидетельствует о снижении интенсивности стресс-реакции в раннем послеоперационном периоде [54]. Вероятно, это происходило за счет преобладания у пациентов этой группы анаболических реакций, обеспечивающих увеличение функциональных резервов организма и повышение уровня резистентности.
Лимфосегментарный индекс, также характеризующий адаптационные реакции организма, в 1 -е сут после операции в обеих группах предполагаемо снижался. На 2-е сут наблюдалось повышение ЛСИ в группе с использованием заготовки аутокрови по сравнению с предыдущим этапом исследования, что указывает на ослабление стрессорного воздействия оперативного вмешательства. По мнению Л.Х. Гаркави (1979) этот факт соответствует адекватной адаптационной реакции в отличие от показателей группы сравнения, где 2-е сут после операции по-прежнему характеризовались стресс-реакцией (ЛСИlt;0,3).
На основании данных, полученных после операции, можно предположить, что применение заготовки аутокрови, вероятно, приводило к запуску адаптационных механизмов (реакция спокойной активации, реакция тренировки), способствующих повышению резистентности организма к операционному стрессу и кровопотере. Речь может идти о включении тренирующего адаптационного механизма процедурой эксфузии крови.

Источник: Шипулин В.М., Подоксенов Ю.К., Свирко Ю.С., «Кровесбережение в кардиохирургии.» 2010

А так же в разделе «  Характеристика адаптационных показателей гомеостаза при двукратной и предперфузионной заготовках аутокрови »