Определение степени толерантности пациентов к гипоксии для выбора рациональной гемотрансфузионнои тактики


Все чаще гипоксическое воздействие стало применяться для определения функционального состояния организма как здоровых людей, так и больных для прогнозирования их адаптацион-
ных резервов, поскольку доказанным является положение об информативности факторов естественной резистентности для определения таковых [1, 15, 32].
Известен факт наличия у людей различной чувствительности и реактивности к дефициту кислорода, обусловленных определенной биохимической индивидуальностью организма [20]. В основе этих различий может лежать биохимическая гетерогенность в процессах окислительного метаболизма либо определенные особенности в реализации ответной компенсации, что нашло отражение в различных описаниях в ответ на гипоксию. Несомненно, что сочетание физиологических вариаций системы внешнего дыхания, гемодинамики, транспорта газов кровью, индивидуальных различий в системе тканевого дыхания и степени атеросклеротического поражения не может не проявиться в функциональных отличиях того или иного индивида [20].
В работах ряда авторов убедительно показано, что факторы естественной резистентности являются наиболее информативными показателями для прогноза послеоперационного течения, а возможность контролировать реакцию организма на хирургическое вмешательство благоприятно влияет на течение послеоперационного периода [17, 60].
При изучении различных вариантов функциональных проб исследователями была предложена газовая гипоксическая смесь с 10% содержанием кислорода как нагрузочный тест для функциональной диагностики компенсаторных возможностей организма пациентов перед операцией и наркозом [60, 90]. Гипоксическая проба позволяет определить индивидуальный гипоксический порог - уровень концентрации кислорода во вдыхаемой газовой смеси, при котором еще не возникает негативных явлений в организме.
Всем пациентам в группе с использованием кровесберегающих мероприятий выполняли общую гипоксическую пробу, которая была выбрана нами в качестве нагрузочного теста для функциональной диагностики компенсаторных возможностей организма больных и представляла собой сеанс дыхания гипоксической газовой смесью с 14% (ГГС-14), 12% (ГГС-12) или 10% (ГГС- 10) содержанием кислорода в течение 40 мин [5, 8].

Рис. 4.2. Проведение общей гипоксической пробы
Пробу начинали с дыхания газовой смесью с 10% содержанием кислорода (рис. 4.2). При появлении признаков непереносимости переходили к дыханию смесью с 12% содержанием кислорода, при сохранении этих признаков - с 14%. В исходном состоянии и на 10, 20, 30 и 40-й мин гипоксической пробы определяли частоту дыхания, дыхательные объемы, а также показатели кислородного баланса: насыщение гемоглобина артериальной крови кислородом методом пульсоксиметрии (Sp02), насыщение гемоглобина венозной крови кислородом (Sv02) и концентрацию в крови лактата с помощью анализатора Stat Profile М (Nova Biomedical), рассчитывали индекс экстракции кислорода (02Е1) [61,95].
Индивидуальную непереносимость кислородной недостаточности мы констатировали на основании признаков: повышенная бледность кожных покровов, гипергидроз, увеличение частоты пульса более чем на 30-40 ударов в мин, повышение артериального давления более чем на 25-30 мм рт. ст., появление одышки, чувства удушья, брадикардии, аритмии [51].
С целью подтверждения безопасности применяемых технологий у пациентов с признаками атеросклеротического поражения сосудов головного мозга оценивали цереброваскулярный резерв (пат. №53881, авторы: Рипп Е.Г., Рипп Т.М., Шипаков В.Е., Подоксенов Ю.К., Шипакова А.В., Свирко Ю.С., Шишнева Е.В.).
По результатам общей гипоксической пробы определяли толерантность организма больных к гипоксии и рассчитывали объем предоперационно заготавливаемой аутокрови, а также осуществляли прогнозирование гемотрансфузионной тактики в интра- и раннем послеоперационном периодах. 

Источник: Шипулин В.М., Подоксенов Ю.К., Свирко Ю.С., «Кровесбережение в кардиохирургии.» 2010

А так же в разделе «Определение степени толерантности пациентов к гипоксии для выбора рациональной гемотрансфузионнои тактики »