ГЛАВА 12. ОПЕРАЦИИ ПРИ ОСТРЫХ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПРИДАТКОВ МАТКИ

  Острые воспалительные заболевания придатков матки (ОВЗПМ), включающие сальпингит, сальпингоофорит, пиосальпингоофорит, тубоовариальный абсцесс, длительное время считали противопоказанием к лапароскопии из-за опасности генерализации инфекционного процесса. В начале 70-х годов при картине острого живота на фоне воспалительного процесса не проводили даже диагностическую лапароскопию. В последующем сначала хирургами [1—3], а затем и гинекологами [4] было показано, что острые воспалительные процессы в брюшной полости не только не служат противопоказанием к лапароскопии, но зачастую и определяют показания к ней, так как диагностическая значимость эндоскопии при неотложных состояниях чрезвычайно велика.
Т.В. Иванова, изучая клиническую картину различных патологических процессов, приводящих к острому животу, детально проанализировала истории болезни 247 больных, поступивших в стационар с диагнозом: «острый аппендицит». У 165 из них во время лапаротомии были выявлены ОВЗПМ. Изучение данных анамнеза и клинических признаков заболевания не позволило выявить наличие особых, патогномоничных симптомов [5].
Несмотря на то что ОВЗПМ и аппендицит имеют свои характерные черты, их дифференциальная диагностика достаточно сложна. Каждый симптом — характер начала заболевания, температурная реакция, содержание лейкоцитов в крови, болевой синдром — может возникать как при остром аппендиците, так и при ОВЗПМ. Вот почему дифференциальная диагностика только на основании анализа этих признаков практически не представляется возможной.
В работе С.В. Штырова обоснована целесообразность диагностической лапароскопии при остром животе и клинической картине, указывающей на возможность ОВЗПМ [6]. Из 1030 наблюдаемых больных у 48 выявлен простой или деструктивный аппендицит, у 8 — перекрут жировой подвески сигмовидной кишки, у 435 — трубная беременность, у 238 — катаральный сальпингит, у 180 — гнойный сальпингит, у 41 — пиосальпинкс, у 5 — пиовар, у 25 — гнойные тубоовариальные образования (4 из них с разрывом).
В настоящее время есть немало работ, свидетельствующих о целесообразности лапароскопии и для диагностики, и для лечения ОВЗПМ. Авторы доказали, что только лапароскопия при ОВЗПМ позволяет ограничиться органосохраняющими операциями [6—11, 13].
Органосохраняющие операции при ОВЗПМ в свою очередь позволяют сохранить в последующем репродуктивную функцию. Так, по данным Г.М. Савельевой и соавт. (1999), из 289 пациенток, подвергшихся лапароскопии по поводу ОВЗПМ, у 60 в последующем наступила маточная беременность [12]. После опорожнения тубоовариального абсцесса (42 пациентки) проходимость маточных труб была восстановлена у 9, а беременность наступила у 4. Необходимо отметить, что органосохраняющие мероприятия были неэффективными у пациенток с пиоварами (4) и гнойными тубоовариальными образованиями придатков матки (4); эти больные в прошлом перенесли инвазивные вмешательства в полости матки или длительно использовали ВМК.
Чрезвычайно важно внедрение эндоскопического метода лечения ОВЗПМ в связи с увеличением частоты этих заболеваний, особенно у женщин репродуктивного периода. Нередко неадекватное лечение ОВЗПМ в последующем приводит к потере трудоспособности, бесплодию, инвалидности.
Лапароскопия позволяет не только уточнить форму ОВЗПМ и выявить характер возбудителя на основании бактериологического исследования экссудата, но и активно вмешаться в течение патологического процесса.
Необходимо отметить важный момент, во многом предопределяющий оперативную тактику при лапароскопии (в отличие от чревосечения). Лапаротом- ный разрез зачастую обязывает хирурга производить более радикальные вмешательства даже у пациенток молодого возраста. Лапароскопическая техника позволяет избрать органосберегающую тактику при патологических состояниях органов малого таза, ранее считавшихся абсолютными показаниями для удаления органов. Это стало возможным благодаря внедрению современных эндоскопических технологий, включая динамическую лапароскопию. Для опытного врача-эндоскописта в процессе динамического наблюдения за течением воспалительного процесса в раннем послеоперационном периоде возможно своевременное изменение тактики ведения больной в сторону более радикального метода — перехода к лапаротомии. 

Источник: Савельева Г.М., Фёдоров И.В., «ЛАПАРОСКОПИЯ В ГИНЕКОЛОГИИ» 1999

А так же в разделе «  ГЛАВА 12. ОПЕРАЦИИ ПРИ ОСТРЫХ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПРИДАТКОВ МАТКИ »