Глоссалгия

  В современной стоматологии глоссалгия относится к наименее изученным заболеваниям. Существует еще другое название — глоссодиния, которое В. В. Михеев и Л. Р. Рубин (1966), авторы монографии по нейростоматологпи, отождествляют с глоссалгией. Е. С. Яворская (1972) считает, что глоссодиния и глоссалгия по клинической картине и патогенезу представляют разные сенсорные феномены общей локализации. Для глоссодинии характерны парестезии, а для глоссалгии — боли. Но разграничить парестезии и боли во многих случаях трудно, а разобраться в патогенетических особенностях заболевания попросту невозможно, особенно в амбулаторных условиях. Поэтому в настоящей работе мы по примеру большинства специалистов глоссалгию и глоссодинию рассматривали как единое заболевание.
Глоссалгия проявляется в виде пощипывания, покалывания, жжения, саднения, иногда ломоты и онемения в половине или во всем языке, обычно захватывая его кончик. Одновременно больные могут ощущать тяжесть, неловкость, чувство набухания в языке. Нередко болезненные ощущения распространяются на дно полости рта, щеки, губы, небо, глотку и пищевод. В тяжелых случаях парестезия захватывает участки кожи среднего отдела лица. У пожилых и старых женщин иногда наряду с полостью рта парестезии проявляются во влагалище и заднем проходе.
Интенсивность болезненных ощущений при глоссалгии имеет индивидуальную вариабельность — от весьма выраженных до незначительных. У одних ощущения носят постоянный характер, у других имеются светлые периоды. Отмечаются изменения интенсивности болезненных ощущений в течение суток, но они не носят закономерного характера. Единственное, что утверждают почти все больные — это исчезновение или значительное уменьшение ощущений во время приёма пищи.
Многие больные, особенно пожилые, жалуются на сухость во рту. Следует отметить, что глоссалгией обычно страдают пожилые люди, хотя наблюдается заболевание и у лиц молодого возраста. У пожилых и старых пациентов, даже не страдающих глоссалгией, часто имеется сухость в полости рта, что, по-видимому, связано с угасанием функции слюнных желез. Поэтому у таких пациентов сухость во рту сомнительно ставить в прямую связь с глоссалгией. У лиц более молодого возраста пониженная саливация может зависеть от функциональных сдвигов со стороны вегетативной нервной системы. Для больных глоссалгией характерна канцерофобия, переходящая у особо мнительных субъектов в невроз навязчивого состояния.
Внимательное обследование больных в большинстве случаев позволяет обнаружить различные изменения со стороны языка: отечность, выраженную в большей или меньшей степени, признаки десквамативного глоссита, гипертрофию нитевидных и листовидных сосочков, гиперплазию лимфатических фолликулов.
Существуют различные взгляды на этиологию и патогенез глоссалгии. Т. И. Анисимова (1957), Т. Т. Школяр (1957) и другие у большинства больных глоссалгией обнаружили то или иное заболевание желудочно-кишечного тракта. То обстоятельство, что большинство больных глоссалгией были пожилые женщины, дало основание А. И. Евдокимову с соавторами (1974) считать, что расстройства нейро-эндокринного характера в гинекологической сфере,
особенно в сочетании с болезнями желудка и кишечника, обусловливают возникновение глоссалгии. Эти авторы справедливо подчеркивают, что глоссалгия не наблюдается у лиц, не страдающих другими заболеваниями. Поэтому ее правильно относить к числу синдромов. Болезненные ощущения в известных зонах при глоссалгии могут сочетаться с имеющимися при этом заболеваниями благодаря нервным связям между внутренними органами, между органами и тканями полости рта, а также центральной нервной системой. В этих связях непременное участие принимает вегетативная нервная система. Нарушения со стороны последней, как показали исследования Ю. Н. Судакова (1964) и А. Г. Жуковой (1973), могут иметь существенное значение в развитии глоссалгии.
Среди причин глоссалгии называют электротоки, возникающие при наличии в полости рта зубных протезов из разных металлов, указывают на имевшуюся в анамнезе травму языка, связывают глоссалгию с кандидомикозом. Все перечисленные факторы в развитии заболевания вероятнее всего играют роль провоцирующих моментов.
При лечении глоссалгии следует уделять внимание терапии заболеваний, на фоне которых она развилась. Должно быть устранено невротическое состояние, обычно имеющее место при соматических заболеваниях, и в частности одна из его проявлений — канцерофобия. Подлежат устранению возможные источники раздражения языка.
В связи с недостаточной изученностью причин и механизма развития при лечении глоссалгии, помимо воздействия на предполагаемый этиологический фактор, применяются средства, направленные на снятие возбуждения с нервных окончаний, ганглиев, проводящих путей, подкорковых и корковых центров головного мозга. В арсенале лечебных средств, применяемых при глоссалгии, имеются местные анестетики, облепиховое масло, декамин, электрофорез витамина Bi и натрия, гальваническая ванночка, для языка, диадинамические токи, инъекции витамина В; и Вi2, гальванический воротник, электросон и многие другие (Е. В. Боровский и Ю. Д. Барышева, 1957; Н. Д. Лакосииа, 1957; М. А. Макиенко, 1957; Е. В. Бененсон и Н. М. Натан- зон, 1964; Г. А. Милованов, 1965; Р. Я- Пеккер, 1967; Г. В. Масленникова, 1968; Б. П. Лисовецкий, 1974).
Сотрудник нашего базового отделения А. О. Калаус (1973) провел лечение светом гелий-неонового лазера Л Г-75 61 больного глоссалгией, среди них 14 мужчин и 47 женщин. Подавляющее большинство больных были в возрасте старше 50 лет. По длительности заболевания больные распределялись следующим образом: до одного года—17 человек, до двух лет — 27, до пяти лет—11 и более пяти лет — 6 человек.
Облучался язык по трем полям —кончик и обе боковые поверхности. Кроме того, во время сеанса облучения световому воздействию подвергалось пять так называемых активных точек: на уздечке языка, на подъязычных валиках справа и слева, чуть ниже уровня центра нижнего края тела подъязычной кости в центре'яремной вырезки. Каждое поле и каждая активная точка облучались в течение 15 секунд. Курс лечения состоял из 10 сеансов. Повторные курсы лазерной терапии назначались в случае отсутствия лечебного эффекта либо при быстром возобновлении болезненных ощущений.
У большинства больных после одного-двух сеансов облучения отмечалось притупление болезненных ощущений и даже их исчезновение. У некоторых возникало чувство онемения в языке, которое проходило к 4—5-му сеансу облучения.
11 больных по разным причинам не закончили лечения. Один курс лазерной терапии получили 25 больных. При контрольном осмотре через 6 месяцев у двух больных лечение оказалось неэффективным. Некоторое время после курса светолечения они чувствовали облегчение, но затем все болезненные явления возобновились. У трех больных констатирован стойкий положительный результат. Остальные пациенты через 3—6 месяцев после лазерной терапии жаловались на незначительные болезненные ощущения.
В качестве примера эффективности лазерной терапии приводим два наблюдения.
1. Больная М., 30 лет. Жалобы на неприятные ощущения в виде пощипывания в правой половине языка и на кончике его, усиливающиеся к вечеру. Болеет около года. На спинке языка справа небольшие участки десквамации. Сопутствующие заболевания не отмечены. Проведен курс лазерной терапии из 10 сеансов облучения. Болезненные ощущения прекратились после второго сеанса. К концу лечения явления десквамативного глоссита исчезли. При осмотре через шесть месяцев жалобы на изредка появляющееся чувство жара в кончике языка, явлении десквама- цпи нет.
2. Больная Б., 52 лет. Жалобы на жжение, саднснпе и чувство рас- пирания в языке. Жжение периодически распространяется на подъязычные валики. Впервые болезненные ощущения появились более трех лет назад в виде покалывания в кончике языка. Периодически неприятные ощущения исчезали, но возобновлялись с возрастающей силой и захватывали большие участки, язык отечен. У больной имеется выраженная канцерофобия, из сопутствующих заболеваний — спастический колит. Проведено 10 сеансов лазерной терапии. После первого облучения язык онемел, после шестого неприятные ощущения исчезли. В момент контрольного осмотра через шесть месяцев жалоб нет. За прошедший после светолечения период несколько раз в языке появлялось ощущение «пол- занья мурашек», которое особого беспокойства не причиняло.
Два курса светолечения получили 16 человек, из них четверо не отметили какого-либо улучшения. У двух болезненные ощущения исчезли после второго курса лазерной терапии и не возобновлялись при наблюдении в течение 6 месяцев. Остальные больные, из числа получивших два курса, отмечали заметное улучшение.
Три курса лечения проведены 7 больным с улучшением у четверых, а четыре курса — двум больным с улучшением у одного. Как показал анализ историй болезни, наименее благоприятные результаты были у пожилых пациентов с длительным анамнезом заболевания. С увеличением числа курсов светолечения возрастал удельный вес неблагоприятных результатов, так как повторные курсы требовались в случаях, упорно не поддающихся лечению.
Приводим одно наблюдение.
Больная У., 57 лет. В течение пяти лет беспокоят жжение и зуд в кончике и боковых поверхностях языка, периодически «язык как чужой». При осмотре язык отечен — имеются отпечатки зубов на боковых его поверхностях — у корня обложен. Болеет гепатохолециститом и норма- цидным гастритом. Проведено 10 сеансов лазерной терапии (сочетанное облучение языка и «активных» точек). После лечения наступило незначительное улучшение, но через две недели жалобы возобновились. После второго десятисеансного курса лазерной терапии осталось чувство зуда в прежних местах. Через два месяца жжение охватило не только весь язык, но распространилось на зев. Интенсификацию болей больная связывает с обострением гепатохолецистита. Третий курс лазерной терапии заметного улучшения не дал.
В приведенном наблюдении характерны не только давность заболевания и возраст пациента, важным обстоятельством является обострение хронического заболевания печени и желчного пузыря.
Для сравнения эффективности лазерной терапии и других методов лечения нами (Д. Л. Корытный, Е. Н. Жнт- ковская, 1974) были взяты под наблюдение 60 больных глоссалгией, в основном женщин (52), в возрасте от 30 до 70 лет. Давность заболевания у них колебалась от нескольких месяцев до десяти лет.
Больные были разделены на две группы, одинаковые по числу с учетом возраста и продолжительности заболевания. Больным первой группы вводили витамин Bi2 по 500 микрограмм (до 15 инъекций на курс лечения). Больным второй группы облучали язык светом гелий-неонового лазера
Л Г-75 по пяти полям с экспозицией 15 секунд на каждое. В данном случае проверялась эффективность только местного облучения языка. Курс лечения состоял из 8—10 сеансов облучения. Результаты учитывались непосредственно после последнего сеанса светолечения, а отдаленные — через 7—12 месяцев.
В первой группе непосредственно после курса инъекций витамина Bi2 улучшение было констатировано у 25 человек. Но при проверке через 7—12 месяцев было установлено, что у 12 пациентов болезненные ощущения возникли с прежней силой. Непосредственно после лазерной терапии исчезновение болей и парестезий либю их резкое уменьшение наблюдалось у 23 больных. Спустя 7—12 месяцев повторный курс лечения в связи с возобновлением болезненных ощущений потребовался всего 6 пациентам.
Представляют интерес данные электрометрии поверхности языка, производившейся до н после лечения у больных обеих групп, которая позволила определить проводимость и вынести суждение об электрохимических свойствах изучаемой ткани. Предварительное исследование показало, что у практически здоровых людей значение суммарного электрометрического показателя, выведенного на основании семи измерений поверхности языка, колебалось от 36 до 73 микроампер, а усредненная величина, определенная на основании исследования 30 человек, равнялась 51 ±2,3 микроампер. Исходные электрометрические показатели у больных глоссалгией находились в пределах от 36 до 140 микроампер. Для большинства больных были характерны повышенные показатели, хотя встречались лица с нормальной электрометрической картиной языка. Поэтому в группе больных, пользовавшихся лазерной терапией, средний показатель был равен 85±5,3 микроампера, примерно таким же он был и во 2-й группе. Проведенное лечение способствовало существенному снижению электрической характеристики языка у больных обеих групп. Усредненные величины после лечения равнялись: в первой группе — 57±3,5, во второй — 57±3,2 микроампера.
Сопоставление изменений электрометрических показателей с оценкой результатов лечения показало, что при благоприятном результате, как правило, электрическая активность языка снижалась до нормы, если исходные данные были высокими. Проведенные наблюдения показывают, что электрометрия является объективным тестом при обследовании больных глоссалгией и оценке результатов их лечения. В клинике заболевания, где почти все вопросы
диагностики и лечения решаются на основании жалоб больных, использование объективного метода может быть особенно ценным.
Сравнение лечебного действия местного облучения языка при глоссалгии светом гелий-неонового лазера с результатами витаминотерапии этого же заболевания позволяет заключить, что непосредственная эффективность лазерной терапии находится примерно на уровне лечебного действия витамина В12- В свете отдаленных результатов лазерная терапия дает более длительный аналгезирующий эффект. Кроме того, при использовании светолечения отпадает необходимость в инъекциях, которые большинством больных воспринимаются негативно. К преимуществам красного света следует отнести тот факт, что после неэффективного лечения витамином Bi2 лазерная терапия давала положительный результат. Приводим одно наблюдение.
Больная 3., 61 год. Жалобы на жжение в области кончика языка, на десне с вестибулярной стороны в области нижних фронтальных зубов и в нижней губе, появившееся год назад. Отмечает постоянную сухость во рту. Чувство жжения притупляется во время приема пиши, если еда неострая и несоленая. Язык складчатый и несколько отечный. Назначено десять инъекций витамина В19 по 500 микрограмм. После окончания курса витаминотерапии в течение нескольких дней было некоторое облегчение, затем жжение возобновилось. Назначен курс лазерной терапии, состоящий из 10 сеансов облучения языка по пяти полям по 15 секунд на каждое. Начиная с третьего сеанса, жжение в языке, десне и губе исчезло. Суммарный электрометрический показатель до светолечения — 111 микроампер, после последнего сеанса облучения — 68 микроампер. При осмотре через 10 месяцев язык складчатый, отечности нет. Жалобы на редкое покалывание в кончике языка при приеме острой и горячей пищи. Десна и губа не беспокоят.
Приведенные данные свидетельствуют о несомненном лечебном действии красного света, излучаемого гелий- неоновыми лазерами, при глоссалгии. Как и при лечении других заболеваний, в случае глоссалгии красный свет выступает в качестве фактора патогенетической терапии. Поэтому лазерная терапия должна сочетаться с лечением заболеваний, составляющих фон для глоссалгии.

Источник: Корытный Д. Л., «Лазерная терапия и ее применение в стоматологии.» 1979

А так же в разделе «  Глоссалгия »