ЯЗЫК И ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ  

  Фонологический уровень языка
Мы исследовали восприятие звуков речи — как отдельных звуков (гласных и согласных), так и более длинных сегментов — слогов и слов. Использовались естественные звуки речи и синтетические. В целом эти исследования показали, что при угнетении левого полушария происходит нейтрализация фонемных оппозиций, т.е. перестают различаться фонемы, противопоставленные по одному из дифференциальных признаков. Например, звонкость — глухость: ба-па, ва-фа. Равным образом, в этом состоянии нарушен правильный выбор звуков в собственной речи. Появляются звуковые замены, которые характеризуются теми же закономерностями. Иными словами, при угнетении левого полушария деградирует фонологическая система языка. Таким образом, фонологическое кодирование и декодирование звуковой речи является функцией левого полушария. Левое полушарие «одевает» мысль в звуковую одежду и «раздевает» ее. Угнетение правого полушария не только не ухудшает, но Даже улучшает функционирование фонологической системы.
Морфологический уровень языка
Тщательный анализ большого количества высказываний больных показал, что осознание морфологической членимости слова, а также языковые механизмы словоизменения и словообразования связаны с деятельностью левого полушария. Таким образом, морфологиический уровень языка также обеспечивается левым полушарием (Балонов и др., 1979).
Синтаксический уровень языка

Анализ большого количества текстов, высказываний, пересказов рассказов при угнетении каждого из полушарий, анализ глубины грамматических конструкций показал, что синтаксическое структурирование речи, построение связных высказываний также обеспечивается левым полушарием. При угнетении этого полушария больные предпочитают самые простые конструкции: в основном двухсловные сочетания или высказывания отдельными словами, синтаксически между собой не связанными. При угнетении правого полушария синтаксические высказывания больных усложняются даже по сравнению с обычным их состоянием. Увеличивается количество распространенных, т.е. наиболее сложно синтаксически организованных предложений (рис. 9-1). То же относится и к пониманию синтаксических конструкций. Таким образом, и построение синтаксических конструкций любой сложности, и понимание конструкций любой сложности —
функция левого полушария. Анализ высказываний больных показал также, что при угнетении одного из полушарий изменяется таксономический состав слов[**]. Так, при угнетении левого полушария достоверно снижается удельный вес служебных слов (предлогов, союзов, частиц), местоимений и глаголов, которые не имеют лексического вещественного значения и несут в предложении формально-грамматические функции, т.е. страдает абстрактная лексика и лексика, необходимая для построения сложных синтаксических конструкций (рис. 9-2) (Балонов и др., 1979).

Рис. 9-2
Классификация утвердительных конструкций «Ваня побил Петю» (А1), «Петю побил Ваня» (А2), «Петя побит Ваней» (АЗ), «Ваней побит Петя» (А4), «Петя побил Ваню» (Б1), «Ваню побил Петя» (Б2), «Ваня побит Петей» (БЗ), «Петей побит Ваня» (Б4) Обозначения те же, что на рис. 8-4

Источник: В.Л .Деглин, «Лекции о функциональной асимметрии мозга человека» 1996

А так же в разделе «  ЯЗЫК И ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ   »