Лекция 26 СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА

  Седативные средства усиливают процессы торможения и ослабляют процессы возбуждения в коре больших полушарий, регулируют высшую нервную деятельность и другие функции ЦНС, потенцируют эффекты снотворных, анальгезирующих и других нейротропных успокаивающих средств, облегчают наступление естественного сна, не вызывая миорелаксацию, атаксию, психическую и физическую зависимости. Название «седативные средства» происходит от латинского слова sedatio — успокоение.
Несмотря на наличие современных транквилизаторов, врачи продолжают назначать седативные средства для терапии невротических состояний в амбулаторной практике в связи с их хорошей переносимостью и отсутствием серьезных побочных эффектов.
В норме высшая нервная деятельность протекает в условиях равновесия процессов возбуждения и торможения. Работоспособность коры больших полушарий зависит от их силы и подвижности. Превышение естественного предела силы, уравновешенности и подвижности приводит к невротическому состоянию. Как правило, невроз возникает на фоне ослабления процесса торможения или усиления процесса возбуждения. Бромиды потенцируют торможение, а снотворные средства уменьшают возбуждение.
БРОМИДЫ
НАТРИЯ и КАЛИЯ БРОМИДЫ известны в медицине с 1826 г. Действующим компонентом является анион брома. Недиссоциирующие органические соединения брома не обладают седативным влиянием.
Соли брома представляют собой гигроскопические порошки, при приеме внутрь оказывают сильное раздражающее действие на кишечник, поэтому применяются в форме растворов или микстур с крахмальной слизью.
Механизм седативного действия бромидов был установлен И. П. Павловым и его учениками методом условных рефлексов. В докторской диссертации сотрудника И. П. Павлова И. П. Никифоровского (1910) показано, что бромиды ускоряют угасание условных рефлексов, основанных на процессах возбуждения; облегчают выработку тормозящих условных рефлексов, улучшают дифференцировку возбуждающих и тормозящих раздражителей. Таким образом, бромиды усиливают торможение в коре больших полушарий.
Дальнейшие исследования И. П. Павлова по выяснению механизма седативного влияния бромидов были проведены на собаках, пострадавших от наводнения в Ленинграде в 1924 г. У животных, спасенных из залитых водой помещений, оказались нарушенными прочно выработанные условные рефлексы, исчезла дифференцировка (тормозящие раздражители стали вызывать возбуждение). Лечение заболевших собак бромидами быстро приводило к восстановлению исходной условнорефлекторной деятельности. Оптимальный терапевтический эффект проявлялся при использовании бромидов только в индивидуальных дозах. При сильном типе высшей нервной деятельности требовались большие дозы, при слабом типе — малые дозы.
Вероятно, анионы брома вытесняют анионы хлора из межклеточной жидкости в головном мозге. При насыщении крови бромидами примерно на 60 % от общего содержания хлоридов наступает глубокое угнетение дыхательного центра.
Бромиды в больших дозах, усиливая торможение в двигательных зонах коры больших полушарий, оказывают противосудорожное действие при эпилепсии. В токсических дозах соли брома вызывают сон и кому.
Растворимые бромиды хорошо всасываются из кишечника, создают высокую концентрацию в крови и межклеточной жидкости, плохо проникают в клетки. Концентрация аниона брома в головном мозге в 3 — 4 раза меньше, чем в крови.
Бромиды значительно кумулируют. При однократном введении собакам натрия бромида в средней дозе концентрация брома в крови через 12 сут. оставалась увеличенной в 2,5 — 3 раза, снижалась лишь спустя 20 дней. Бромиды выводятся почками. Реабсорбция анионов брома и хлора в почечных канальцах происходит по конкурентному принципу. Небольшая часть дозы бромидов выделяется из организма слезными, потовыми, бронхиальными, слюнными железами, при этом из-за
раздражающего действия усиливается секреторная функция желез.
Натриевую и калиевую соли брома назначают при невротических состояниях, истерии, бессоннице с нарушением засыпания, артериальной гипертензии. Дозу подбирают индивидуально. При сильном типе высшей нервной деятельности бромиды используют в дозах 0,1 — 1 г, при слабом типе — в дозах 0,01 — 0,1 г 3 — 4 раза в день. Терапевтический
эффект бромидов появляется только через 2 — 3 дня курсового назначения и сохраняется несколько дней после отмены. Длительность курса терапии составляет 2 — 3 нед.
Симптомы хронического отравления бромидами — сонливость, ослабление памяти, зрительные галлюцинации, бред, дрожание рук, век, языка, расстройство речи, снижение аппетита, запор. Возникают также конъюнктивит, насморк, бронхит, угреподобная сыпь на коже (бромодерма).
При первых симптомах интоксикации бромиды отменяют, их элиминацию ускоряют, употребляя 3
  • 4л жидкости с 5 — 10г поваренной соли. В первичной моче реабсорбция хлоридов преобладает над реабсорбцией бромидов, что повышает выведение последних из организма.

РАСТИТЕЛЬНЫЕ СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА
В медицинской практике используют препараты валерианы, пустырника, шлемника и пассифлоры.
ВАЛЕРИАНА ОБЫКНОВЕННАЯ (по названию местности Валерия в Паннонии на территории современной Венгрии) содержит в корнях и корневищах 0,5 — 2 % эфирного масла (борнеоловый эфир изовалериановой кислоты). В растении присутствуют также алкалоиды, сапонины, гликозиды валерозиды, валериановая кислота.
О влиянии валерианы на высшую нервную деятельность было известно еще в глубокой древности. Греческий врач Педаний Диоскорид (I в.) в сочинении «О лекарственных средствах» описал валериану как средство, способное «управлять мыслями». В Средние века валериану считали лекарством, приносящим благодушие, согласие и спокойствие.
Валериана оказывает местный, рефлекторный и резорбтивный эффекты. Рефлексы вызывают вкус и запах препаратов валерианы, возбуждающие окончания чувствительных нервов в полостях рта и носа.
Валериана усиливает в коре больших полушарий процессы торможения и возбуждения, ее эффект можно сравнить с влиянием комбинации бромидов и психостимулятора кофеина. В больших дозах валериана угнетает ретикулярную формацию среднего мозга.
Валериана ослабляет судороги, вызванные у экспериментальных животных стрихнином и бруцином, потенцирует действие снотворных средств, нейролептиков и транквилизаторов.
Клиническое значение имеет влияние валерианы на сердечно-сосудистую систему. Ее препараты усиливают сердечные сокращения, препятствуют тахикардии, обладают противоаритмическими свойствами, расширяют коронарные сосуды и улучшают кровоснабжение сердца, снижают АД, оказывая миотропное спазмолитическое влияние на артериолы.
Настой корня и корневища, настойку, жидкий и густой экстракты валерианы применяют при невротических состояниях, истерии, бессоннице, мигрени. Препараты валерианы показаны также при терапевтической патологии — кардионеврозе, экстрасистолии, пароксизмальной тахикардии, стенокардии, артериальной гипертензии, климактерических расстройствах, заболеваниях органов пищеварения, сопровождающихся спастической болью.
Лучшая лекарственная форма — настой корня и корневища валерианы из расчета 6 — 10г на стакан воды. Настой принимают по 1 — 2 столовых ложки в течение дня. Дозу увеличивают в то время суток, когда больной испытывает наибольшее волнение. Густой экстракт валерианы в таблетках удобен для быстрого приема.
Седативный эффект валерианы появляется через 15 — 20 мин, длительность курса терапии — 10 дней. Препараты валерианы не кумулируют.
Валериана входит в состав следующих комбинированных седативных средств:
ВАЛОКОРМИД (настойки валерианы, ландыша, красавки, натрия бромид, ментол);
ВАЛОКОРДИН, КОРВАЛОЛ (этиловый эфир а-бромизовалериановой кислоты, фенобарбитал, масло мяты перечной, спирт этиловый).
ПУСТЫРНИК ПЯТИЛОПАСТНЫЙ и ОБЫКНОВЕННЫЙ (сердечный) содержит алкалоиды (леонурин), флавоноидный гликозид, сапонины. Седативное действие травы пустырника вдвое сильнее, чем эффекты валерианы. Препараты пустырника не купируют судороги, усиливают
сердечные сокращения, препятствуют развитию тахикардии и аритмии, расширяют коронарные сосуды и периферические артериолы, снижают АД при артериальной гипертензии.
Настой травы, настойку и жидкий экстракт пустырника назначают при невротических состояниях, тиреотоксикозе, кардионеврозе, миокардите, стенокардии, в ранних стадиях артериальной гипертензии.
ШЛЕМНИК БАЙКАЛЬСКИЙ произрастает в Забайкалье и на Дальнем Востоке, официнальной частью являются корни и корневища, которые в течение нескольких лет накапливают действующие вещества — флавоноидные гликозиды байкалин и вогонин.
Седативное действие шлемника выражено еще в большей степени, чем пустырника, сочетается с противосудорожным эффектом при отравлении животных стрихнином. Шлемник усиливает сердечные сокращения, снижает их частоту, расширяет сосуды, уменьшает АД. Гипотензивное влияние обусловлено успокоением сосудодвигательного центра, блокадой симпатических ганглиев и a-адренорецепторов, стимуляцией центральных и периферических отделов блуждающего нерва.
Настойку шлемника применяют при невротических состояниях, бессоннице, в ранних стадиях гипертонической болезни. Курс терапии составляет не более 2 нед., так как в случае длительного применения шлемник снижает кислотность желудочного сока.
ПАССИФЛОРА в виде жидкого экстракта и настойки оказывает седативное и противосудорожное действие при невротических состояниях и бессоннице.

Источник: Венгеровский А.И., «Лекции по фармакологии» 2007

А так же в разделе «  Лекция 26 СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА »