Понятие индивидуально-профессионального конструкта

Эта глава посвящена очень интересной и во многом нетрадиционной форме оказания психологической помощи. Речь пойдет о телефонном консультировании, но с определенной позиции — позиции консультанта. Очень хочется «залезть к нему внутрь» и посмотреть на беседу его глазами. Как он понимает то, что происходит между собеседниками, и благодаря каким психотехническим механизмам он видит то или иное?

Представьте, что вы познакомились с какой-либо консультативной беседой (услышали аудиозапись, посмотрели видеозапись). Если вы выскажете свои впечатления о ней и послушаете мнение других, максимально пытаясь развернуть их интерпретацию, то окажется, что в основе таких аргументов присутствуют некоторые моменты взаимодействия в диаде «клиент—консультант», в отношении которых у наблюдателей возникают разные точки зрения. Вы можете не соглашаться с самими интерпретациями, но если они основаны на реальных и фиксируемых аспектах взаимодействия в беседе, то ваша собственная аргументация должна учитывать эти аспекты. Таким образом, некоторый факт или аспект взаимодействия становится психологическим фактом в структуре вашего внимания. Факт становится собственно психологическим фактом, когда мы вырабатываем наше отношение к нему. Первичное понимание процесса психологической беседы адекватно может быть описано через систему психологических фактов. Так, отдельная реплика в диалоге может оказаться без нашего внимания или превратиться в важное свидетельство развития психологического события. В последнем случае мы имеем дело с психологическим фактом, так как реплика представляется для нас значимой, хотя подчас мы затрудняемся развернуто ответить, почему. Обмен репликами, резкое изменение интонации, определенный смысловой блок, поворот темы, рефлексируемое переживание — примеры психологических фактов. Они играют определенную роль в понимании взаимодействия в беседе, если мы задаем себе вопросы: «Что они значат для участников диалога, каков их психологический смысл, и о чем они нам говорят?». Изменим контекст — предположим, у вас изменилось отношение к взаимодействию под влиянием коллег, других наблюдателей. Означает ли это, что факты исчезают из вашего сознания? Мы предполагаем, что нет, при условии, что вы творчески и критично анализируете беседу. Может поменяться «знак», «модус», «масштаб»; иная точка зрения лишь еще ярче обозначает психологический факт. При повторном прослушивании (просмотре) консультации вы будете более внимательны и чутки к малейшем нюансам взаимодействия.

Любой практический психолог на определенном этапе профессионального развития сталкивается с необходимостью создания своей индивидуальной консультативной (психотерапевтической, психокоррекционной) модели, значимым компонентом которой является его собственная индивидуальность, взятая в процессе осознанных профессиональных навыков и умений. Неустранимая субъективность этого долгого процесса является закономерным лейтмотивом профессионального становления. Применительно к психологической реальности телефонного диалога это означает, что ее анализ всегда будет нести отпечаток авторства: реальность (психологическая реальность как совокупность психологических фактов) телефонного диалога, о которой мы будем говорить в этой главе, предстает перед нами как то, что постоянно создается всякий раз, когда мы помещаем ее в поле столкновений разнонаправленных суждений, а не как то, что есть на самом деле. Отсюда становится понятной наша дидактическая задача: создать условия, в которых ваша собственная познавательная активность будет направлена на продуцирование различных рефлексивных структур понимания, выходящих за пределы прагматических аспектов телефонного консультирования («как надо консультировать») и вызывающих к жизни соответственно разнообразные линии интерпретаций и анализа.

В этой главе мы используем ряд рабочих понятий — индивидуально-профессиональных конструктов, фиксирующих значимые аспекты профессиональной деятельности и задающих «опоры» в понимании развития беседы. Вот некоторые из них: —

проблемная ситуация; —

чувства в контексте проблемной ситуации; —

действия в контексте проблемной ситуации; —

психологическая настройка; —

первичная категоризация; —

появление клиента.

Индивидуально-профессиональный конструкт и необходимость описания психологической реальности. Конструкт возникает тогда, когда нам необходимо осмыслить и описать развитие процессов понимания, приводящих к возникновению психологических фактов. Конструкты рождаются тогда, когда возникает необходимость в трансляции профессионального опыта, в большей его структурированности. Конструкт хорошо виден в «темноте» полной неопределенности, поэтому манит к себе, заставляя двигаться. Но нет никакой уверенности, что этот путь правильный. Ваша победа — это освоение субъективного пространства. Конструкт создает предпосылки для этой победы.

Индивидуально-профессиональный конструкт и «житейский» опыт консультанта. Задача конструкта — выстраивать понимание. В этом качестве он соотносится с научным концептом. Но конструкт несет на себе отпечаток имплицитных смыслов, неявных предположений и некритичных заимствований автора, тогда как за научным концептом — шлейф традиций, стремление к однозначности формулировки, четкость определения области использования, отрефлексированное место в системе научной теории. Поэтому как опора в понимании конструкт, приподнимаясь над физикалистской фактологией, теряя жесткую увязанность с реально наблюдаемым, в профессиональном сознании существует в качестве условной сущности, получающей самостоятельное развитие только в конгломерате индивидуальных психологических символов: конкретная область значения остается всегда недоопре- деленной. Консультант, оказавшись перед задачей объяснить свое понимание процессов взаимодействия, вынужден прибегнуть к конструкту ввиду отсутствия у него иных средств, описывающих психологическую реальность (совокупность психологических факторов) взаимодействия. В этой связи наиболее доступный и во многом традиционный путь рассуждений строится на актуализации аналогий («Это то, когда... но не совсем то»), которые уходят в глубь житейского опыта. Такой характер рассуждений представляется архитектоническим и имеющим давнюю культурную традицию. Сравните, например, с идеями X.Ортега-и-Гассета о роли научной метафоры: «В противовес поэзии научная метафора развивается от более сильного утверждения к более слабому, от большего к меньшему. Она сначала утверждает полное тождество, затем его отрицает, сохраняя утверждение в силе только для некоторой части объекта. <...> Когда ведический поэт хочет сказать “твердый, как скала” он выражается так: Sa parvato па acyutas (лат. ille firmus поп rupes) “твердый, но не скала”. Точно так же, песнопение Богу характеризуется певцом как “сладкое, но не блюдо”; ср. также “ревет, но не бык” (о потоке), “добр, но не отец” (о царе)»21. Любая приводимая аналогия не точна, она всегда шире смыслового поля конструкта. Но суть не в аналогиях, как, впрочем, и не в самих конструктах: суть в их столкновениях. Рассматриваемые под одним «радикалом» слабоосознанные и плохо рефлексируемые аспекты житейского опыта создают условия для диалогической напряженности, благодаря которой возникают психологические факты в понимании.

Индивидуально-профессиональный конструкт и профессиональное становление консультанта. Уже стало обычным противопоставлять теорию и практику. «А теперь забудь все то, чему тебя учили в институте», — говорят молодому инженеру на заводе. Не сталкивается ли телефонный консультант с похожей анекдотической ситуацией? «Симптомы» нигилизма, проявляющиеся на определенном этапе профессионального становления, можно объяснить разрывом в индивидуальном профессиональном сознании. В предельном варианте эти разрывы приводят к существованию в сознании нескольких пластов: —

житейский опыт; —

опыт-знание для себя; —

опыт-знание-представление, основанный на осознанных различных теоретических подходах и т.д.

В соответствии с нашими представлениями о сущности индивидуально-профессионального конструкта, можно также предположить, что конструкт возникает на определенном этапе профессионального развития и актуализируется в ситуации групповой дискуссии. Включение в дискуссию задачи составления прогноза развития психологического взаимодействия в беседе (например, в случае пофрагментарного прослушивания и анализа консультации) позволяет максимально развернуть веер возможных альтернатив, соотнеся их с рефлексивными «почему?» и «исходя из чего?». Акцентируя внимание на связях между описанием (наблюдением) происходящего в беседе и анализом, а также между анализом (интерпретацией) и прогнозом, групповая дискуссия проявляет возможные линии понимания и сталкивает их между собой. Напряженная ситуация совместного творческого поиска вызывает к жизни различные индивидуальные психотехнические средства понимания индивидуально-профессионального конструкта.

Если индивидуально-профессиональные конструкты обладают субъективной ценностью для консультанта при освоении телефонной психологической беседы, то они с необходимостью выходят за пределы той среды, в которой получили свое рождение, а именно: становятся теми средствами-орудиями, которыми пользуется консультант для авторской интерпретации концептуальных теоретических подходов и соответствующих им практик. Происходит переосмысление теоретических представлений на качественно новом уровне.

Источник: А. М. Айламазьян, «Метод беседы в психологии: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — «Психология». — М.: Смысл. — 222 с.» 1999

А так же в разделе «Понятие индивидуально-профессионального конструкта »