Откуда берутся толстяки?

    Одна из наиболее актуальных задач в профилактике многих болезней и оздоровлении быта — упорядочение питания. Хлеб наш насущный оказывает вовсе не однозначное воздействие на организм человека. Примерно треть населения земли страдает от недоедания. В то же время в странах с высоким жизненным уровнем систематическое переедание вызывает серьезную озабоченность медиков. Исследования определили почти прямую и полную зависимость между избыточным весом и ранней, смертностью. Так, в возрасте 50—55 лет у мужчин, вес которых превышал норму на 20 процентов, смертность оказалась на 20 процентов выше средней. А в случаях, когда вес был больше нормального на 35 процентов, показатель смертности возрастал на 40 процентов и выше. Полный мужчина редко доживает даже до 70-летнего возраста. Надо полагать, есть смысл приложить усилия для нормализации своего веса.

Лишний вес прежде всего пагубно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы. Жир, накопившийся в брюшной полости, ведет к высокому стоянию диафрагмы и мешает дыхательным движениям. Сердце как бы окутывается жировым панцирем, который препятствует сокращениям сердечной мышцы. Уже в (молодом возрасте почти половина людей, имеющих даже сравнительно небольшой избыточный вес, страдает одышкой — ожиревшее сердце не справляется с нагрузкой. С возрастом этот процесс прогрессирует, даже если вес существенно не увеличивается (а он, как правило, нарастает). Это и ведет к ранней смертности.

По данным недавних обследований, различными степенями ожирения (от 15 до 30 процентов выше нормы — первая степень, от 30 до 50 — вторая, от 50 до 100—третья, выше 100 процентов — четвертая) в США страдает более 35 процентов населения, в ГДР — около 30 процентов, в Болгарии — 22 процента. У нас ожирение зафиксировано у 22 процентов сельского населения и у 28 процентов горожан.

Я спрашиваю профессора Пропастина о физиологическом механизме ожирения.

Профессор утверждает, что самой распространенной причиной ожирения является нарушение функций пищевых центров, расположенных в головном мозге. Этих центров два — центр голода и центр сытости. В экспериментах над крысами установлено, что при разрушении центра голода животные перестают ощущать потребность в пище, отказываются от еды и погибают. При разрушении центра сытости животные начинают есть чрезмерно много, катастрофически быстро жиреют, и их тоже ждет ранняя смерть. Здоровым организм остается только при нормальном равновесии функций обоих центров.

Организм никогда не работает на. пределе. Чтобы обеспечить бесперебойность обменных процессов, часть питательных веществ он откладывает про запас — аккумулирует их в клетках и тканях, образуя так называемые депо. В этих депо накапливаются жиры, а также углеводы. Их количество, сохраненное в депонированном состоянии, и определяет изменения веса тела. Если поступление калорий с нищей соответствует энерготратам, вес поддерживается на постоянном уровне. Когда «приход» превышает «расход» энергии, создаются чрезмерные запасы в депо, растет вес. Здоровый организм автоматически регулирует баланс прихода и расхода с помощью изменения уровня питательных веществ в крови. По мере отложения запасов в депо кровь становится «голодной», она тут же информирует об этом центр голода, возбуждая его. У людей полных интенсивность заполнения депо выше нормальной, и кровь у них приобретает «голодные» свойства прежде, чем наступает истинный голод.

Группу худых и группу тучных людей попросили прийти в лабораторию натощак. Часть участников эксперимента накормили бутербродами, а затем всем предложили есть печенье. Худые, которым не досталось бутербродов, съели печенья намного больше, чем те, кто успел поесть. Тучные же, независимо от того, достались им бутерброды или нет, съели печенья одинаково много. Вывод: полные люди, как правило, не знают, когда они голодны, а когда сыты, они готовы есть всегда, как только для этого представляется возможность.

Чаще всего полные люди неподходящим образом реагируют и на другие сигналы организма, посылаемые с целью подавить стремление к еде. Один из подобных сигналов вызывается чувством страха. В эксперименте, доказано, что при появлении такого мощного раздражителя, как страх, у животных, а также у людей с нормальным функционированием центров голода и сытости кровь немедленно отливает от желудка к мышцам. Желудочные сокращения приостанавливаются, человек готов к борьбе или к бегству. А вот полные в стрессовом состоянии могут съесть даже больше, чем обычно. Еда для них — это не естественная потребность здорового организма, а удовольствие от самого процесса жевания и поглощения пищи, своего рода компенсация при эмоциональных  расстройствах и  отсутствии   душевного комфорта.

Цена такой «компенсации» достаточно высока: предрасположенный к полноте человек, принимающий ежедневно калорий всего лишь на 5 процентов больше нормы, за два месяца может прибавить один килограмм веса.

Тучные люди не только едят больше худых, но и двигаются меньше их. Подсчитаны расстояния, которые в течение дня преодолевают люди одного возраста и одной профессии. У худых эти расстояния почти вдвое превышают ежедневные дистанции тучных людей.

Считают, что если отец и мать склонны к полноте, то и ребенок чаще всего будет таким же. Однако такая генетическая предрасположенность отнюдь не носит фатального характера и вполне поддается регуляции. Установлено, что проявляется она лишь тогда, когда бывает спровоцирована систематическим перееданием. Именно поэтому родители, склонные к полноте, должны с   самых   первых  месяцев   ограждать своих   детей   от переедания.

Борясь с лишним весом, надо помнить, что успех будет тем более прочным, чем на более длительный срок растянут процесс похудения. К сожалению, слишком часто случается так, что, приняв решительные меры и быстро сбросив вес, человек довольно скоро возвращает свои килограммы, вернувшись к прежнему режиму -питания и движения. Только прочная психологическая настройка на постоянные умеренные ограничения в еде и увеличение двигательной активности гарантирует надежное снижение веса.

В детстве и юности, если человек развивается нормально, то есть достаточно много двигается: бегает, играет, плавает, танцует, он может даже при обильном питании оставаться худым. Большое количество энергии у него расходуется не только в процессе физической активности, но и на биологическое формирование организма: рост костей, мышечной ткани, организацию всех его систем, особенно эндокринной. Поэтому вес такого ребенка нередко отстает от принятой нормы, однако это вовсе не должно беспокоить родителей.

Их забота будет разумной тогда, когда она ограничится организацией спортивных занятий ребенка при объеме питания, отвечающем его аппетиту. Однако полные, постоянно жующие родители всячески стремятся сделать такими и своих детей. Нередко, попутно ломая насилием и психику ребенка, эти неразумные усилия увенчиваются успехом. В итоге в последние годы все чаще фиксируется детское и юношеское ожирение: благосостояние людей,   к   сожалению,   опережает  рост   их   культурного    уровня.

Родителям следовало бы отрешиться от отживших взглядов и принять к сведению единодушное мнение всех педиатров: перекормленный ребенок — это в потенции больной взрослый, детская полнота — не здоровье, а болезнь.

У больных ожирением жировых клеток в три раза больше, чем у людей нормального веса, а жира содержат эти клетки в полтора раза больше. Никакими ухищрениями эти клетки из организма изгнать нельзя; раз появившись, они остаются в нем на всю жизнь. Все способы похудения в конечном итоге сводятся лишь к сокращению количества жира в этих клетках. Вот почему так важно еще в раннем возрасте оберегать человека от излишнего веса.

Обычно к 22—30 годам обмен веществ находится на максимальном уровне. Для нормальной жизнедеятельности требуется много высококачественной, калорийной пищи. Позднее, когда завершается биологическое формирование организма, из-за снижения физической активности мышцы усваивают все меньше глюкозы, ее избытки превращаются в жир. Так и происходит возрастное увеличение веса. В этот период необходимо решительно пересмотреть свой рацион питания. Сделать это нелегко, так как обильное питание становится привычным, развивается вкус к все-1 возможным деликатесам, возникает немало соблазнов.

Источник: Стив Шенкман, «Мы - мужчины» 1977

А так же в разделе «Откуда берутся толстяки? »