Интеллектуальный акт


Счет и счетные операции являются одним из видов интеллектуальной деятельности, в частности мышления. «Если изучение проблемы мозговой организации речи имеет столетнюю историю, то можно с полным основанием сказать, что изучение проблемы мозговой организации мышления не имеет истории вообще» (СНОСКА: А.Р. Лурия. Основы нейропсихологии М : Изд-во МГУ, 1973 С. 307.).
В России разработка вопроса о структуре ИД и мышления проводилась и проводится на основе общей концепции строения активной психической деятельности, сформулированной в работах выдающихся психологов — Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина и др. В этих исследованиях мышление рассматривалось как конкретная, но сложная психическая деятельность, имеющая свои структуру и функции, которые проявляются в равной мере как в наглядно-действенном, так и в вербально-логическом видах мыслительного акта.
В настоящее время в отечественной психологии исследование ИД, мышления и их патологии, возникающей при поражениях мозга, осуществляется в русле концепции деятельности, разработанной Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым, внутри которой мышление стало рассматриваться как особый вид познавательной деятельности. Леонтьев определяет деятельность как совокупность процессов, объединенных их общей направленностью на достижение определенного результата, который является вместе с тем объективным побудителем деятельности, т.е. тем, в чем конкретизируется та или иная потребность субъекта. Мотив — это одна из важнейших структурных единиц деятельности. В реальной жизни мы всегда имеем дело с конкретной деятельностью человека, которая характеризуется предметом деятельности, мотивом и структурой, состоящей из действий и операций. Действие имеет интенциональный характер (т.е. что нужно делать), а операции отвечают на вопрос — как делать. Интеллектуальную деятельность мы рассматриваем прежде всего как деятельность.
Наши собственные исследования дали основание по-новому определить ИД, которая является, по нашему мнению, не суммой отдельных психических процессов, реализующих ИД, а их сложной совокупностью, т.е. представляет собой иное, качественно новое образование, формирующееся на основе ВПФ. Так же как слово, состоящее из отдельных морфем — это не просто их сумма, а качественно иное, новое явление более высокого порядка, так и ИД — это совокупность ВПФ качественно иного порядка, протекающих на высшем уровне, осуществляя высшие синтезы.
Именно в русле этой концепции деятельности мы изучали нарушение психических процессов — письма, чтения и счета — и их восстановление. ИД имеет не только сложное психологическое содержание, но и не менее сложную структуру и как процесс состоит из цепи взаимосвязанных действий.
Психологическая структура и процесс реализации интеллектуального акта включает прежде всего мотив, делающий задачу актуальной, а ее решение необходимым, и понимание проблемы (задачи). После этапа формулирования задачи и ее понимания следует ориентировочно-исследовательская деятельность. Это важный этап любого интеллектуального акта, так как субъект, решающий интеллектуальную задачу, прежде чем приступить к выполнению задания, должен сначала активно проанализировать условия задачи, сопоставить данные условия с искомым и снова сформулировать задачу на основе полученных данных, что в свою очередь приводит к более глубокому пониманию решаемой проблемы. Следующим этапом является выбор пути (стратегии) решения задачи (этап стратегии), после чего выбираются соответствующие средства и операции, адекватные решаемой задаче (этап тактики). Этот этап в отличие от первого является уже не столько творческим, сколько исполнительским. Следующий этап посвящен собственно решению задачи или нахождению ответа. С этой целью на основе полученной информации субъект составляет план, который реализует с помощью операций, соответствующих найденному решающему алгоритму задачи. В течение всего процесса решения любой психологической задачи субъект контролирует свои действия путем сличения результатов с исходными данными.
Таким образом, ИД человека — это активный процесс, направленный на определенную цель; она учитывает условия, в которых дана цель, протекает по типу выбора адекватных избирательных связей и опирается на систему операций, без которых достижение поставленной Цели невозможно. Являясь саморегулирующейся формой психической Деятельности, ИД предполагает и наличие процесса самоконтроля, благодаря чему осуществляется коррекция неправильных ходов, которые могут возникнуть в процессе решения той или иной интеллектуальной задачи. Строгая согласованность в работе всех этих компонентов ИД и обеспечивает направленное поведение человека в ситуации Решения любых задач и их правильное решение.
Известно, что ИД складывается из единой системы отдельных действий и операций или цепи действий (по А.Н. Леонтьеву), находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом; эти операции предполагают выделение адекватных связей и отбрасывание неадекватных, побочных связей. Решающий интеллектуальную задачу должен постоянно оценивать каждую операцию не отдельно, а в системе заданных логических отношений, контролировать каждый шаг решения и коррегировать ошибки. В этом и состоит процесс постоянного регулирования ИД при решении любой задачи, в нашем случае — и при выполнении письменных заданий, и при чтении текстов, и при решении счислительных задач, и при понимании числа и его состава.
Описанное строение ИД проявляется во всех ее видах — как при решении нагляднодейственных задач (например, конструкторских), так и в теоретических действиях, протекающих в речевом плане, в счете и счетных операциях. Такую чрезвычайно сокращенную форму уже сформировавшейся и автоматизированной ИД, которая присуща здоровому человеку, трудно подвергнуть анализу с точки зрения изучения строения интеллектуального процесса. Объективное изучение строения интеллектуальных процессов и выделение факторов, которые позволяют осуществить сложную мыслительную деятельность, представляет собой задачу, в которой существенную роль играет генетический метод. Теперь известно, что все виды ИД на ранних стадиях своего развития в генезисе проходят ряд этапов, постепенно совершенствующих умственное действие. Умственная деятельность формируется от развернутой материализованной (или материальной) формы действия к сокращенному действию, выполняемому сначала с помощью внешней речи, а затем «в уме». На уровне развитого интеллектуального действия у взрослого субъекта такие «свернутые», быстро протекающие операции составляют основу мыслительных процессов (Гальперин, 1959).
Существенную роль в изучении структуры ВПФ и интеллектуальной деятельности, их психологического содержания, взаимодействия играет относительно новый метод исследования — нейропсихологический (см. Введение). Основной предмет изучения этого метода — локальные поражения мозга. Используя его, можно исследовать разные нарушения мыслительных процессов, обусловленные выпадением разных компонентов психической деятельности, непосредственно вызванным локальным поражением мозга. Именно поэтому при изучении строения высших психических процессов, в частности ИД, а также при изучении путей, возможностей и методов восстановления пострадавших ВПФ нейропсихология весьма эффективна.
Как показывает клиника мозговых поражений, нормальный интеллектуальный процесс может нарушаться при различных очаговых поражениях мозга, причем вид нарушения зависит от топики поражения мозга. С помощью нейропсихологического метода удалось выделить факторы, которые лежат в основе нарушения ИД, и установить, что различные локальные поражения мозга приводят к различным по механизмам и структуре нарушениям ИД.
Счет и счетные операции, представляя собой одну из наибольших трудностей при обучении детей в школе, отвечают всем характеристискам ИД, являясь одним из ее видов, весьма сложным и по генезу, и по структуре и по протеканию. При поражениях мозга у взрослых и детей, при симптомах его недоразвития или задержках созревания этот вид ИД нарушается (или не сформировывается) наиболее часто и грубо.
Рассматривая историю развития числа и счета, а также данные его формирования в онтогенезе, нетрудно понять, что такой сложный психический процесс имеет не менее сложную психофизиологическую структуру и мозговые механизмы, обеспечивающие его реализацию. Исследования показали, что совместная деятельность этих анализаторных систем представляет собой функциональную систему, являющуюся основой формирования и реализации функции счета. При формировании понятия числа афферентации идут с разных анализаторных систем — оптического анализатора, пространственного, сомато-пространственного, речедвигательного и др. Мозговыми основами счета соответственно является совместная работа затылочных, теменных и лобных систем мозга. Относительно психологического содержания счета можно сказать, что число, понятие числа формируется на стыке нескольких психических процессов, их взаимодействия и взаимовлияния: зрительно-пространственного и сомато- пространственного восприятия, на основе которых формируется представление и ощущения схемы тела; ощущение и понимание «левого» и «правого»; речи, организующей, регулирующей, и номинативной ее функции; мышления — нагляднообразной и вербально-логической его форм. Каждый психический процесс вносит свое специфическое в этот вид ИД.
Счет как психический процесс состоит из ряда взаимосвязанных звеньев, образующих иерархизированную систему. Психологическая сложность этого вида деятельности обусловлена в первую очередь тем, что в процессе счета человек оперирует отвлеченными понятиями, отражающими взаимоотношения вещей реальной действительности.
Таким образом, наш краткий анализ истории развития числа показал, что современное представление и понятие числа и счетных операций прошло длительный путь развития и основой его формирования являлась предметная деятельность человека, развитие общественных и социальных взаимоотношений, развитие от конкретного предметного содержания к абстрактной модели числа. При этом, несмотря на различие взглядов разных исследователей на понятие числа и счета, большинство из них выделяет позиционный и кардиционный принципы взаимодействия числа, а также его пространственное восприятие.
Сложность понятия числа непосредственно отражается и на его формировании у детей в процессе обучения арифметике и в какой-то мере обусловила дискуссию относительно методов обучения. Поиски оптимальных методов, адекватности их психологической сути числа и счетных операций привели многих исследователей к выводу, что обучать арифметике необходимо методом действий с числами.
Далее мы будем рассматривать нейропсихологический метод анализа счета и его нарушения. Нейропсихология позволяет изучить внутреннюю структуру любого психического процесса и разные виды ИД, в том числе счета, счетных операций, психологического содержания понятия числа и др., благодаря чему можно найти механизмы нарушения или трудностей формирования счета, а следовательно, и разработать наиболее оптимальные методы восстановления счета или его формирования у детей.
Здесь важно понять, что психофизиологической основой любой ВПФ, в том числе и счета, является функциональная система, которая локализуется в коре головного мозга по динамическому и системному принципу, так что мозговая основа любой ВПФ — это не отдельный участок мозга, как думали раньше (школа психоморфологизма, или узкого локализационизма), а взаимодействие ряда мозговых зон, в которых та или иная ВПФ локализуется как система. Эти представления и ряд других составляют основу научного подхода к восстановлению, к его восстановительному и формирующему видам обучения счету. Они позволяют найти механизм, природу и структуру дефекта счета у взрослых и его несформированности у детей и поставить дифференцированный диагноз.

Источник: Цветкова Л.С., «Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление» 1997

А так же в разделе «Интеллектуальный акт »