РОЛЬ ВОДНОГО ФАКТОРА В РАСПРОСТРАНЕНИИ КИШЕЧНЫХ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ


Основным резервуаром кишечных вирусов во внеш­ней среде являются фекалии и загрязняемые ими хо­зяйственно-бытовые сточные воды. Так, по данным Clarke с соавт. (1964), содержание энтеровирусов в хо­зяйственно-бытовых сточных водах может достигать 700 вирусных частиц па 100 мл сточной воды. Конта­минация кишечными вирусами сточных вод обуслов­ливает последующее загрязнение воды открытых во­доемов и источников водоснабжения. Этому способст­вует также высокая устойчивость вирусов кишечной группы к различным химическим, физическим и био­логическим воздействиям и являющаяся следствием этого их длительная выживаемость в воде различной степени загрязнения.
К настоящему времени уже накоплен ряд наблю­дений, свидетельствующих о значении водного факто­ра в распространении полиомиелита и других энтеро- вирусных инфекций, а также некоторых аденовирусов и эпидемического гепатита. Гипотеза о водном пути распространения полиомиелита была выдвинута Kling, который в своих работах 1939 и 1947 гг. убедительно доказал водный путь распространения трех эпидеми­ческих вспышек полиомиелита в Швеции. Hammarstrom (1956) описал четыре эпидемические вспышки по­лиомиелита в Швеции предположительно водного про­исхождения, имевшие место в период с 1939 по 1949 г.
В 40-х годах в иностранной литературе появилось описание нескольких локальных вспышек полиомиели­та, вызванных загрязнением сточными водами неболь­ших открытых водоемов, используемых населением для питья и хозяйственных нужд. В последующие го­ды в ряде стран также было описано несколько вспы­шек полиомиелита с установленным водным пропс- хождением.
Наиболее показательной является вспышка, опи­санная Little (1954), во время которой было зареги­стрировано 75 случаев заболевания полиомиелитом. Источником заражения послужила речная вода, ис­пользовавшаяся для питья, в которую поступали необеззараженные (в связи с выходом из строяхлора- торной) сточные воды из небольшого населенного пун­кта, расположенного выше по течению реки; в послед­нем были зарегистрированы случаи заболевания по­лиомиелитом. Girier с еоавт. (1965) в обзорной статье описывают случай выделения в 1961 г. вируса полио­миелита из сточных вод инфекционной больницы, куда были госпитализированы больные полиомиелитом, и из реки Сены, недалеко от места выпуска этих сточ­ных вод. Авторы расценивают этот случай как пример одного из возможных путей загрязнения питьевой во­ды энтеровирусом и распространения вирусной инфек­ции водным путем. Rohmer с соавт. (1965) описали зимнюю вспышку полиомиелита, имевшую место в 1963 г. в департаменте Верхнего Рейна. Вирус полио­миелита типа 1 был выделен из фекалий больных, а также обнаружен в речной воде как ниже спуска сточных вод, так и выше по течению реки.
Аналогичная вспышка, вызванная тем же типом вируса, была описана Foliguet с соавт. (1970). Вирус был выделен из нескольких проб сточных вод и пить­евой воды на двух фермах, где были выявлены боль­ные.
В обзорной статье Ш. Чанга (1968) приводится обсуждение вспышки полиомиелита в Далавойпураме (Индия). Исходя из того что максимум заболеваний отмечался в сезон дождей и в это время года вода, ис­пользуемая населением для питьевых целей, подвер­галась значительному фекальному загрязнению, автор приходит к выводу о водном характере эпидемии.
В отечественной литературе также имеются дан­ные о возможной связи заболеваний полиомиелитом с загрязнением водоемов сточными водами. Н. А. Зейт- ленок и К. А. Ванаг (1959) установили связь между заболеваемостью полиомиелитом в нескольких насе­ленных пунктах и поступлением в открытый водоем (выше но течению) неочищенных хозяйственно-быто­вых сточных вод. Большинство случаев заболевания отмечалось именно по ходу этого водоема, вода кото­рого использовалась населением для хозяйственно-бы­товых целей. С. С. Максудов и соавт. (1966) в 1959 г. в период эпидемического подъема заболеваемости по­лиомиелитом в Ташкенте исследовали воду из раз­личных водоисточников: рек, арыков и искусственных водоемов. Вирус полиомиелита был выделен из 4 проб воды (из двух речек, арыка и хауза). При типировании была установлена принадлежность выделенных штаммов к типу 1 (дикие варианты). Следует отме­тить, что обе описанные вспышки полиомиелита имели место до массовой вакцинации детского населения, проведенной в нашей стране в 1960 г. После вакцина­ции в большинстве республик отмечались в основном спорадические случаи заболевания полиомиелитом. Однако в связи с имевшими место нарушениями режи­ма прививок в 1965—1966 гг. в южных районах стра­ны наблюдалось некоторое оживление циркуляции среди населения диких вариантов полиовирусов (М. П. Чумаков и др., 1967). Это положение, в частно­сти, нашло свое отражение и в довольно частых на­ходках диких штаммов полиовирусов в сточных водах и воде открытых водоемов Узбекской ССР (К. Ю. Ата­бекова, 1968; С. С. Максудов и др., 1968). По-видимо­му, в этом отношении можно провести аналогию с распространением водным путем бактериальных ки­шечных инфекций в последние годы в южных районах страны. Материалы, имеющиеся в отечественной лите­ратуре, показывают роль открытых водоемов, исполь­зуемых в бытовых и спортивных целях, в заболеваемо­сти брюшным тифом (М. И. Хазанов, 1968; Л. Б. Хей­фиц, 1968; X. Ф. Абдурахманов, 1970, и др.).
В литературе имеются сведения о водных вспыш­ках инфекций, вызванных другими энтсровирусами, а также аденовирусами. Так, Denis с соавт. (1974) описал вспышку заболевания летом 1957 г. в Торонто, вызванную вирусом Коксаки А16. Авторы связывают заражение с купанием в пруду, из воды которого был выделен указанный штамм вируса. Аналогичная по путям распространения инфекции вспышка заболева­ния энтеровирусной этиологии описана Newman и Smith (1965). Были зарегистрированы 44 случая сероз­ного менингита, вызванного вирусом ЕСН09 при ку­пании в пруду. Hawley с соавт. (1973) описали анало­гичную эпидемию Коксаки В. Зарегистрированы также водные вспышки аденовирусных инфекций, при иссле­довании которых были получены данные, свидетельст­вующие о том, что заражение людей происходило во время купания в открытых водоемах и плавательных бассейнах.
К настоящему времени накоплено также большое количество данных, указывающих на значительный удельный вес водного пути распространения эпидеми­ческого гепатита. Этот вопрос освещен в ряде отечест­венных и зарубежных обзорных статей (Е. Л. Ловце- вич, 1967; Ю. П. Солодовников и др., 1967; К. Н. Сте­панов, 1968; McLean, 1963; Mosley, 1964; Denis, 1973, и др.). McLean (1964) в обзорной статье приводит опи­сание вспышек инфекционного гепатита, связанных с употреблением инфицированной питьевой воды. Такие вспышки наблюдались в ряде городов США, Австра­лии, Индии и Австрии. Эпидемиологические обследо­вания этих вспышек показали, что инфекция распро­странялась вследствие загрязнения сточными водами родников, колодцев, речной воды и непосредственно воды в водопроводной сети. Так, автор разбирает вспышку инфекционного гепатита в одном универси­тете США, во время которой заболело 173 студента, проживавших в 4 общежитиях. Вспышка была вызва­на загрязнением сточными водами воды колодца, рас­положенного на территории университета и являвше­гося основным источником питьевой воды для этих общежитий. Вода имела низкий титр кишечной палоч­ки, что дало основание предполагать загрязнение ее канализационными стоками. Среди студентов из двух других общежитий, снабжавшихся водой с хорошими санитарно-химическими и санитарно-бактериологиче­скими показателями, заболеваний инфекционным ге­патитом зарегистрировано не было.
Во время вспышки в Пенсильвании вода колодца оказалась также загрязнена стоками из расположен­ной поблизости выгребной ямы. Вспышка прекрати­лась после того, как источник инфекции был ликвиди­рован.
Вспышку гепатита в пригородах Нью-Йорка автор связывает с загрязнением воды городского водопро­вода вследствие ее недостаточной очистки. Хлориро-
вание воды производилось на уровне 0,35—0,6 мг/л остаточного хлора, что оказалось недостаточным для инактивации вируса гепатита.
Локальная вспышка инфекционного гепатита, имевшая место в 1955 г. на горном курорте Австрии, была, по-видимому, связана с использованием для питья воды из технического водопровода. Последний загрязнялся сточными водами из коллектора, куда поступали стоки из больничного отделения.
В ряде стран зарегистрированы как значительные эпидемии инфекционного гепатита, вызванные зара­жением воды централизованных водоисточников, так и локальные вспышки заболеваний,' связанные с ис­пользованием в питьевых и хозяйственно-бытовых це­лях речной и колодезной воды, имеющей фекальные загрязнения.
Самая крупная водная эпидемия инфекционного гепатита наблюдалась в Дели (Индия) в декабре 1955 г.— январе 1956 г. За это время официально было зарегистрировано около 7000 случаев заболева­ний, на самом же деле переболело около 29 000 чело­век. Эпидемиологическое обследование показало,что эпидемия была вызвана заражением воды водопро­вода сточными водами, содержавшими, по-видимому, высокую концентрацию вируса гепатита. Хотя вода перед поступлением в сеть подвергалась очистке (коагуляция, фильтрация и хлорирование — 0,1 — 0,2 мг/л остаточного хлора), этого оказалось недоста­точно для инактивации возбудителя. Своеобразным контролем при этой вспышке оказалась вода другой станции, которая при всех прочих равных условиях подвергалась хлорированию из расчета 0,7 мг/л оста­точного хлора. Среди населения, которое пользова­лось водой с этой станции, заболеваемость инфек­ционным гепатитом была значительно ниже (Dennis, 1959).
Зарегистрировано также большое количество ло­кальных вспышек инфекционного гепатита, связанных с использованием в питьевых и хозяйственно-бытовых целях речной и колодезной воды, имевшей фекальное загрязнение, которое устанавливалось по санитарно­химическому и санитарно-бактериологическому ана­лизу воды. В частности, Wilcox с соавт. (1961) описали вспышку инфекционного гепатита, имевшую место в 1959 г. в Северном Мичигане. При обследова­нии установлено, что почти все частные колодцы в сельском населенном пункте оказались одновременно загрязненными фекальными водами в связи с загряз­нением водоносного слоя.
Представляет интерес описание эпидемической вспышки инфекционного гепатита в г. Усти-над-Лабем (ЧССР), имевшей место в 1965 г. (Helel, Novak, 1969). Эпидемиологический анализ вспышки убеди­тельно показал водный путь распространения инфек­ции. Заболевания возникли в связи с заражением источника водоснабжения сточными водами из вы­гребной уборной. Вода водопровода не подвергалась очистке и обеззараживанию, так как водоисточником являлась горная речка. По-видимому, недостаточное внимание было уделено зонам санитарной охраны во­доисточника. Ретроспективная проверка лаборатор­ных анализов воды показала ее фекальное загрязне­ние (по химическим и санитарно-бактериологическим показателям). Эти же авторы приводят данные
0 5 эпидемиях инфекционного гепатита водного про­исхождения, имевших место в Чехословакии в период 1962—1964 гг. (источниками их в 4 случаях была вода источника централизованного водоснабжения и в
1 случае — колодезная вода).
Летом 1966 г. имела место вспышка эпидемиче­ского гепатита водного происхождения в нескольких железнодорожных поселках на юге Индии. Общим источником питьевого водоснабжения для всех посел­ков, в которых были зарегистрированы больные эпи­демическим гепатитом, служила река, воды которой загрязнялись сточными водами. Кроме того,, не исключена возможность подсоса сточной жидкости в разводящую водопроводную сеть, которая длительное время находилась в эксплуатации и располагалась непосредственно под канализационной (Pattanayak с. а., 1968).
В ряде случаев молочные эпидемии инфекционного гепатита были связаны с инфицированием молока за­грязненной водой, содержащей вирус. В этом плане представляет интерес описание молочной эпидемии инфекционного гепатита, имевшей место весной 1963 г. в г. Яблоне (Raska е. а., 1966). Эпидемический анализ позволил установить, что источником инфекции яви­лась вода из открытого водоема, которая после соот­ветствующей очистки использовалась для мытья молочной посуды. Очистка воды заключалась в ее от­стаивании и хлорировании с последующей фильтра­цией через песчаный фильтр. Однако эти мероприя­тия оказались недостаточными весной, когда в связи с таянием снега и паводком в воду водоема в боль­шом количестве были смыты фекальные стоки с окре­стных полей, удобрявшихся фекалиями из выгреб­ных ям.
Вирус сохранялся и в пастеризованном молоке, так как на предприятии одновременно имело место нару­шение режима работы пастеризатора.
Murphy с соавт. (1946) также описали вспышку инфекционного гепатита, возникшую при аналогичной эпидемической ситуации (инфицирование молочной посуды в процессе ее мытья загрязненной водой).
Обстоятельный анализ данных о роли водного фактора в распространении инфекционного гепатита проведен Taylor с соавт. (1966). Ими были проанали­зированы 48 вспышек инфекционного гепатита. По­лученные данные показали следующее: наибольшее число вспышек было связано с нецентрализованным водоснабжением (34 из 48), при котором отсутство­вала очистка воды. В то же время, хотя вспышек инфекционного гепатита, связанных с водоисточни­ками централизованного водоснабжения, было го­раздо меньше (14 из 48), количество случаев заболе­ваний значительно преобладало (29, 300 и 1900 случаев заболеваний соответственно). Из водоисточ­ников, явившихся причиной распространения инфек­ционного гепатита, наибольшее количество вспышек приходилось на колодцы и открытые водоемы (17 из 48). В 31 случае не производилось обеззараживания воды, а в 10 случаях проводилось хлорирование (эти данные относятся к заболеваниям водного происхож­дения, связанным с централизованным водоснабже­нием) .
В 7 описанных случаях способ обеззаражива­ния воды установлен не был. Наблюдавшийся подъем заболеваемости инфекционным гепатитом в холодные сезоны года (осень, зима) авторы связывают со сни­жением эффективности обеззараживания воды в ре­зультате понижения температуры.
Интересные данные о возможной роли водного фактора в распространении эпидемического гепатита получены Hudson (1962). Им также показана опреде­ленная зависимость уровня заболеваемости инфек­ционным гепатитом в городах от типов водоисточни­ков. Заболеваемость была значительно ниже в горо­дах, водоснабжение которых осуществлялось за счет подземных вод, по сравнению с городами, снабжае­мыми водой из поверхностных водоемов, хотя послед­няя проходила полную очистку и хлорирование. Автор полагает, что это обусловлено двумя моментами;
1) более значительным вирусным загрязнением по­верхностных вод по сравнению с подземными и
2) большой устойчивостью вируса инфекционного гепатита по сравнению с другими кишечными виру­сами к факторам очистки и обеззараживания.
X. Жуматов и Ф. Дардик (1958) описали вспыш­ку эпидемического гепатита, при которой источником заражения явилась загрязненная вода оросительного канала, использовавшаяся рабочими для питья и хо­зяйственно-бытовых целей без предварительной очи­стки.
В летне-осенние месяцы 1961 г. в одном из насе­ленных пунктов Туркмении имела место вспышка эпидемического гепатита водного происхождения, свя­занная с загрязнением грунтовых вод стоками из уборных поглощающего типа. Источником питьевого водоснабжения являлись колодцы, вода которых име­ла низкий титр кишечной палочки (0,1—0,04), что указывало на ее фекальное загрязнение. Было прове­дено хлорирование воды из расчета 1 мг/л остаточно­го хлора, что позволило купировать вспышку (К. И. Степанова, 1968).
Описана вспышка эпидемического гепатита летом 1963 г. в сельском населенном пункте. В течение 3 мес было зарегистрировано 234 случая заболевания сре­ди жителей домов, расположенных на берегу одного арыка. Установлено, что выше по течению прожива­ла женщина, больная инфекционным гепатитом. По­сле проведения санационных мероприятий эта вспышка также была купирована (3. К. Каримов и др., 1966).

Источник: Г. л. БАГДАОАРЬЯН, В. В. ВЛОДАВЕЦ, Р. А. ДМИТРИЕВА, Е. Л. ЛОВЦЕВИЧ, «ОСНОВЫ САНИТАРНОЙ ВИРУСОЛОГИИ» 1977

А так же в разделе «РОЛЬ ВОДНОГО ФАКТОРА В РАСПРОСТРАНЕНИИ КИШЕЧНЫХ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ »