12.1. Шизофрения

  Шизофрения (от греч. расщепление разума) определяется как
прогрессирующее разрушение личности и ее взаимоотношений
с окружающим миром. Характеризуется следующими основными симптомами:
  1. слуховые галлюцинации (голос «повторяет» мысли больного и «комментирует» его действия);
  2. расстройства мышления (больной верит, что другие люди могут читать и контролировать его мысли);
  3. кататония (сохранение неестественных поз на длительный период);
  4. эмоциональные проблемы (ослабление эмоций, безынициативность, редукция речи, уход в себя).

Первые три симптома характеризуются как позитивные, четвертый — как негативный.
Шизофрения не нейродегенеративное заболевание, имеются данные о наследственной предрасположенности к нему. Если один из монозиготных близнецов болен шизофренией, то вероятность заболевания другого составляет 50%. Несмотря на то что не выявлено специфических поражений мозга при шизофрении, есть свидетельства о снижении числа нейронов и уменьшении размеров мозга, особенно в миндалине, гиппокампе и префронтальной коре. Размеры желудочков мозга при этом увеличены. Эти изменения наиболее отчетливо проявляются в левом полушарии. При микроскопическом исследовании мозга шизофреников выявлено некоторое снижение количества интернейронов в префронтальной коре.
Этиология и развитие шизофрении продолжают оставаться неясными. Однако эффективность нейролептиков при лечении этого заболевания позволяет судить о механизмах болезни, включающих патологическое нарушение катехоламинергической, особенно дофамин- ергической, передачи в определенных отделах мозга. Антагонисты Д2-ре- цепторов дофамина (типичные нейролептики) наиболее эффективны при лечении этого заболевания. Аналог дофамина — растительный алкалоид мецкалин — вызывает галлюцинации, имеющие сходные элементы с шизофреническими, а длительное применение больными паркинсонизмом диоксифенилаланина, предшественника дофамина, — шизоидные изменения поведения. Кроме того, амфетамин вызывает у людей галлюцинации, а у животных стереотипное поведение, похожее на соответствующие симптомы шизофрении.
Однако нет доказательств общей гиперактивности дофаминер- гической системы у больных шизофренией. Не обнаружено существенного усиления метаболизма дофамина (по содержанию его метаболита — гомованилиновой кислоты в плазме крови и спинномозговой жидкости). Дискинезия, как отражение повышенной дофаминергической активности, у больных шизофренией отмечается редко. Посмертные исследования не выявили существенного увеличения содержания дофамина в мозге в целом, но есть сведения об усиленном высвобождении дофамина в височной области мозга, особенно в левой миндалине, а также о повышенной активности ферментов, участвующих в синтезе и метаболизме дофамина.
Известны данные о повышении плотности Д2-рецепторов в стри- атуме шизофреников, тогда как в префронтальной коре каких-либо значимых изменений не найдено. «Атипичный» нейролептик клоза- пин в терапевтической дозе оккупирует более чем 50% Д4-рецепто- ров. В отличие от типичных нейролептиков, он эффективен при лечении негативных симптомов шизофрении. Селективность клозапи- на пи отношению к Д4-рецепторам дает основание полагать, что они имеют отношение к контролю негативных симптомов. Имеются данные о шестикратном увеличении Д4-рецепторов в мозге шизофреников, а в вентральном стриатуме и в прилежащем ядре отмечается повышение плотности Д3-рецепторов.
В мозге выделяют три основных восходящих дофаминергичес- ких тракта:
  1. нигростриатный — от нейронов черной субстанции, ядра А9;
  2. мезолимбический — от нейронов вентрального поля покрышки (А10) к прилежащему ядру, обонятельным луковицам, миндалине, периформной коре;
  3. мезокортикальный — также от А10, но к префронтальной коре.

Не вызывает сомнения, что нигростриатный путь имеет отношение к регуляции моторных функций организма, а блокада дофамин- ергической трансмиссии в этом тракте, вызываемая большинством нейролептиков, проявляется симптомами паркинсонизма. Прилежащее ядро и некоторые другие подкорковые структуры лимбической системы имеют отношение к проявлениям психотических эффектов при шизофрении, однако существуют связи нейронов вентрального поля покрышки среднего мозга и с базальными ганглиями. Префронтальная кора и особенно дорзальная латеральная ее часть, как оказалось, напрямую связаны с проявлениями шизофрении. Поражение этой области вызывает у человека функциональные проявления, напоминающие негативные симптомы шизофрении (когнитивные дефекты, дефекты внимания, уход в себя).
Существует точка зрения, что усиление функций дофамина не является непосредственной причиной шизофрении, а ее симптомы вызываются снижением модулирующего влияния на дофаминерги- ческую систему других нейромедиаторных систем, в частности се- ротонинергической и глутаматергической. Так, диэтиламид лизер- гиновой кислоты (LSD), агонист 5НТ2-рецепторов, вызывает галлюцинации, похожие на шизофренический симптом. 5НТ2-рецепторы были обнаружены в лимбической коре, и их активация, как полагают, вызывает галлюциногенные эффекты LSD. Многие используемые в клинике «атипичные» нейролептики (клозапин, оланзапин, рисперидон) — антагонисты не только дофаминовых, но и серото- ниновых, в первую очередь 5НТ2-рецепторов.
Представляют интерес данные об изменении серотониновых рецепторов. Физиологические исследования с различными агонистами 5НТ-рецепторов и посмертное определение их плотности в мозге шизофреников показали снижение чувствительности 5НТ2Д/2С- и заметное снижение плотности 5НТ2-рецепторов в разных областях коры. Плотность же 5НТ)Д-рецепторов возрастала в префронтальной, зрительной и височной коре и в гиппокампе. Известно, что серотонин оказывает мощное модулирующее влияние на дофамин- и глутаматергическую передачу через пре- и постсинаптические 5НТ1Д- и 5НТ2д-рецепторы.
На возможное участие серотонинергической системы в патогенезе шизофрении указывает и то, что у больных шизофренией изменена аллель гена, кодирующего серотониновые рецепторы, в частности, обнаружен полиморфизм гена 5НТ2Д-рецепторов.
Имеются сведения об увеличении в мозге больных шизофренией числа NMDA- и He-NMDA-рецепторов в некоторых кортикальных областях, включая префронтальную кору, что свидетельствует об ослаблении их иннервации глутаматом. Эти изменения наиболее выражены, как оказалось, в левом полушарии. Существует точка зрения, что некоторые симптомы шизофрении возникают в результате дисбаланса активности между полушариями. Косвенным доказательством участия глутаматергической системы в патогенезе шизофрении служат данные о том, что введение животным антагониста глутаматных рецепторов фенциклидина имитирует некоторые симптомы этого заболевания.
Большой интерес представляют сведения об изменениях при шизофрении пептидергических систем, так как эффекты катехоламинов часто модулируются нейропептидами. В гиппокампе мозга шизофреников снижена концентрация холецистокинина-8 и сома- тостатина, а в миндалине уменьшено содержание холецистокинина-8, метэнкефалина и вещества Р, но повышен уровень нейропептида Y. Показано, что эндорфины, холецистокинин-8 обладают некоторым (незначительным) нейролептическим эффектом.
Таким образом, в основе развития шизофрении лежат патологические нарушения (усиление) катехоламинергических систем, в первую очередь дофаминергической. Они дополняются нарушениями со стороны других медиаторных систем (серотонинергической, глутаматергической, пептидергической), что определяет многообразие симптомов и форм данного заболевания. 

Источник: Белова Е. И., «Основы нейрофармакологии» 2006

А так же в разделе «  12.1. Шизофрения »