Нейрохимические основы наркомании и алкоголизма


Согласно литературным данным в патогенезе наркомании и алкоголизма значительную роль играют нарушения взаимодействия нейромедиаторных систем мозга. Это касается практически всех изученных к настоящему времени нейротрансмиттеров: опиоидов, дофамина, норадреналина, серотонина, глутаминовой кислоты, ГАМК, глицина и т.д. Сдвиги в системах нейропередачи имеют непосредственное отношение к формированию феномена пристрастия, абстинентного синдрома, толерантности. Каждый наркотик имеет свой фармакологический спектр действия. Однако у всех веществ, способных вызвать синдром зависимости, есть общее звено фармакологического действия — характерное влияние на катехоламиновую нейромедиацию в лимбических структурах мозга, в частности в системе подкрепления. Эта система участвует в регуляции эмоционального состояния, настроения, мотивационной сферы, психофизиологического тонуса, поведения человека в целом, его адаптации к окружающей среде. Центральное звено системы подкрепления составляют дофамин-
ергические нейроны вентральной области покрышки (группа Аш) и проекции этих нейронов в прилежащее (аккумбентное) ядро и в префронтальную кору. Тоническая активация системы вознаграждения медиируется высвобождающимся в прилежащем ядре дофамином. К нейроанатомическим субстратам системы награды относят также голубое пятно, миндалину, околопроводное серое вещество, некоторые ядра латерального гипоталамуса, ядра шва.
Воздействие как этанола, так и наркотиков приводит к интенсивному выбросу из депо в этих отделах мозга нейромедиаторов из группы катехоламинов, в первую очередь дофамина, и как следствие к значительно более сильному возбуждению системы подкрепления. Такое возбуждение нередко сопровождается положительно окрашенными эмоциональными переживаниями. После выброса катехоламинов включается система обратной рефляции: уменьшается их синтез, активируется система нейронального захвата, свободные катехоламины подвергаются действию ферментов метаболизма и быстро разрушаются. В результате не просто нормализуется концентрация катехоламинов в синаптической щели, но и создается их временный дефицит. Психофизически у человека это выражается падением настроения, ощущением вялости, слабости, переживаниями скуки, эмоционального дискомфорта, депрессивными симптомами. Такие состояния служат одним из побуждающих факторов к повторению приема наркотика (или алкоголя). В результате дополнительно высвобождаются нейромедиаторы из депо, что временно компенсирует их дефицит в синаптической щели и нормализует деятельность лимбических структур мозга. Этот процесс сопровождается субъективным ощущением улучшения состояния, эмоциональным и психическим возбуждением и т.д. Однако свободные катехоламины быстро разрушаются, что приводит к дальнейшему падению их содержания, ухудшению психоэмоционального состояния и соответственно к стремлению вновь использовать наркотик.
Таким образом, стимулируемый очередным приемом наркотиков выброс катехоламинов и их ускоренное, избыточное разрушение сочетаются с компенсаторно усиленным синтезом этих нейромедиаторов. Формируется ускоренный кругооборот катехоламинов. Повторные приемы наркотиков приводят к истощению запасов нейромедиаторов, что проявляется недостаточно выраженным возбуждением системы подкрепления. В качестве механизма компенсации этого явления выступает усиленный синтез катехоламинов и подавление активности ферментов их метаболизма. Вследствие изменения активности ферментов в биожидкостях и тканях (особенно в мозге) накапливается дофамин, что обусловливает развитие основных клинических признаков абстинентного синдрома: высокой тревожности, напряженности, возбуждения, подъема артериального давления, ускорения пульса, развития психотических состояний и т.п.
Важную роль в механизмах опиатной наркомании играет опио- идная пептидергическая система, принимающая участие в реализации механизмов боли, в эмоциональных и мотивационных процессах. Экзогенные опиоиды — морфин, кодеин, героин и др. — эквиваленты эндогенных, они взаимодействуют с теми же рецепторами головного мозга, что и опиоидные нейропептиды, энкефалины и эн- дорфины, — опиоидными рецепторами.
Опиоидные рецепторы участуют в регуляции функциональной активности дофаминергической мезолимбической системы вознаграждения. Их возбуждение приводит к активации дофаминергичес- ких нейронов вентральной области покрышки посредством блокирования тормозных ГАМК-интернейронов, в результате активируется дофаминергическая мезолимбическая система награды.
Одной из структур головного мозга, вовлеченных в развитие толерантности и физической зависимости, считается голубое пятно, в котором, как полагают, в период формирования абстинентного синдрома активируется NMD А-нейромедиаторная система, а этот процесс медиируется каппа-опиоидными рецепторами. Участие NMDA- рецепторов и глутамата в механизмах толерантности к опиатам доказывается способностью антагонистов этих рецепторов модулировать состояние толерантности.
Этанол — мембранотропный препарат, влияющий на ионный транспорт и медиаторные системы мозга в целом. Его действие на мембрану обусловлено способностью целой молекулы спирта внедряться в липидный слой, нарушать структуру фосфолипидов. В итоге в концентрациях, вызывающих опьянение, он изменяет состояние рецепторов, инкорпорированных в мембрану нервных клеток. В частности, этанол (Указывает влияние на ионные каналы мембран нейронов, а также на некоторые белки-посредники, участвующие в передаче нервных импульсов. В результате, как полагают, снижается активность а2-адрено- рецепторов, тормозящих выход катехоламинов, подавляется активность белков, расщепляющих катехоламины, и активность системы нейронального захвата катехоламинов пресинаптическим окончанием.
В тканях этанол под влиянием фермента алкогольдегидрогена- зы превращается в ацетальдегид. Прямое действие ацетальдегида на мозг — причина синдрома похмелья. Ацетальдегид способен конденсироваться с серотонином и некоторыми катехоламинами, например с дофамином, что приводит к образованию тетрагидроизохинолинов (ТГИХ), один из которых — сальсолинол — является галлюциноге
ном. В результате конденсации ацетальдегида с серотонином образуется гармалин — ингибитор МАО, также сильный галлюциноген. ТГИХ способствуют высвобождению эндорфинов, кроме того, они сами способны вступать во взаимодействие с опиоидными рецепторами, вызывая тем самым эйфорию. Помимо этого сальсолинол — аналог морфина. Образование сальсолинола и других морфиноподобных веществ под влиянием ацетальдегида свидетельствует об участии опиоидов в механизмах алкоголизма. Влияние на опиоидные рецепторы — одна из причин возникновения алкогольной зависимости. С этим согласуются эффекты снятия абстиненции, а также некоторое снижение влечения к алкоголю при введении извне опио- идных нейропептидов.
В механизмы наркомании и алкоголизма вовлечена также тормозная ГАМК-ергическая система мозга. Хлорные каналы, которые играют основную роль в функционировании ГАМК-ергической системы, часто становятся мишенью для большого числа ядовитых веществ, в том числе этанола. Слабость этой системы, развивающаяся на фоне систематического приема этанола или наркотиков, проявляется в устойчивости патологических влечений. Функциональная слабость ГАМК-ергической системы имеет большое значение и в формировании абстинентного состояния на фоне отмены приема алкоголя, что подтверждается снятием симптомов абстиненции но- отропными препаратами, производными ГАМК: пирацетамом, фе- нибутом, пантогамом, натрия оксибутиратом.
Таким образом, сущность наркомании и алкоголизма состоит в активации внешним химическим агентом системы вознаграждения, которая в естественных условиях возбуждается в результате, например, достижения какой-либо цели. Такая подмена при доступности внешнего химического агента не требует целенаправленного труда для того, чтобы достичь состояния удовлетворения, наслаждения и т.д.
Контрольные вопросы
  1. Какова роль дофаминергической системы в развитии шизофрении и болезни Паркинсона?
  2. Нарушения функционирования каких нейромедиаторных систем мозга обусловливают тревогу и страх?
  3. Каковы причины депрессии?
  4. Как ГАМК- и глутаматергическая системы мозга способствуют развитию эпилепсии?
  5. Каковы причины гибели нейронов при болезни Альцгеймера?
  6. В чем сущность наркомании?

Источник: Белова Е. И., «Основы нейрофармакологии» 2006

А так же в разделе «Нейрохимические основы наркомании и алкоголизма »