Транквилизаторы (анксиолитики)


Основное психотропное действие транквилизаторов — это анксиолитический (противотревожный) эффект, который проявляется в устранении страха, тревоги, беспокойства, уменьшении внутреннего напряжения. В отличие от нейролептиков большинство анксиолитиков не оказывают выраженного антипсихотического эффекта и не вызывают экстрапирамидных нарушений. Анксиолитическое действие транквилизаторов часто сопровождается седативным, центральным миорелаксирующим, снотворным, противосудорожным и вегетостабилизирующим эффектами. Наиболее сильным анксиолитическим эффектом обладают феназепам, алпразолам, лоразепам. Седативное действие выражено у большинства транквилизаторов бензодиазепинового ряда. Оно проявляется психомоторной заторможенностью, дневной сонливостью, потенцированием действия алкоголя и других де- примирующих ЦНС средств. В зависимости от дозы у многих транквилизаторов (бензодиазепинового ряда) проявляется снотворный (гипнотический) эффект. У одних (триазолам, рогипнол, нитразепам) он выражен очень хорошо, у других (мезапам, или руд отель, клоразепам, тофизопам) проявляется минимальное се- ' дативное действие, и поэтому их относят к «дневным» транквилизаторам. Анксиолитический эффект лоразепама и алпразола- ма сочетается с легким активирующим и антидепрессивным. Ми- орелаксирующее и противосудорожное действие более всего выражено у диазепама, клоназепама, хлордиазепоксида. Многие транквилизаторы снижают активность симпатоадреналовой системы, поэтому они ослабляют вегетативные компоненты эмоциональных реакций и вызывают у больных безразличие к раздражителям, ранее казавшимся чрезмерными. В этом проявляется их стресспротекторное действие. Вегетостабилизирующий (регуляция деятельности вегетативной нервной системы) и стресс- протекторный эффекты хорошо выражены у тофизопама, кото-
рый к тому же не вызывает сонливости и не расслабляет мышц. Его также относят к «дневным» транквилизаторам.
Применяют анксиолитики главным образом при неврозо- и психопатоподобных нарушениях с преобладанием в клинической картине раздражительности, страха, вспыльчивости, напряженности, тревоги, навязчивости. В результате у больных повышаются настроение, работоспособность, облегчается контакт с окружающими. Наряду с лечением пограничных состояний транквилизаторы используются в комбинированной терапии депрессий, характеризующихся позитивной аффективностью (тревожная, невротическая, соматизи- рованная депрессия), а также при некоторых психосоматических заболеваниях, соматогенных расстройствах, абстинентных состояниях, транквилизаторы с противосудорожной активностью — при лечении судорожных состояний. Вегетостабилизирующее действие транквилизаторов используется также при нетяжелых нарушениях, возникающих как побочные явления при назначении психотропных препаратов других групп (нейролептики, психостимуляторы, антидепрессанты).
Механизмы действия. По механизму действия анксиолитики делятся на следующие основные группы:
  • агонисты бензодиазепиновых рецепторов (диазепам, феназе- пам и др.);
  • агонисты серотониновых рецепторов (буспирон);
  • вещества разного типа действия (амизил и др.).

В медицинской практике большое распространение получили производные бензодиазепина: хлозепид (элениум), диазепам (сиба- зон), феназепам, алпрозолам, медазепам (рудотель), лоразепам, кло- назепам, оксазепам, мидазолам, тофизопам и др. Их психотропное действие связывают с влиянием в основном на лимбическую систему, но некоторые эффекты обусловлены воздействием на ретикулярную формацию ствола мозга, таламус, гипоталамус, кору головного мозга, мозжечок, вставочные нейроны боковых рогов спинного мозга.
Бензодиазепины — агонисты бензодиазепиновых рецепторов, которые тесно связаны с ГАМКА-рецепторами (см. п. 12.2). При стимуляции бензодиазепиновых рецепторов наблюдается аллостерическая сенсибилизация (повышение чувствительности) рецепторов ГАМКа по отношению к универсальному тормозному медиатору ЦНС. При этом повышается частота открывания каналов для ионов СГ, возникают гиперполяризация мембраны и угнетение нейрональной активности. Усиление действия ГАМК приводит к торможению эмоциональных реакций (анксиолитический эффект), снижению возбудимости ЦНС (седативный эффект), потенциации угнетающего влияния на ЦНС снотворных средств, наркотических анальгетиков, повышению порога судорожных реакций (противосудорожный эффект) и уменьшению потока нервных импульсов, поддерживающих мышечный тонус (миорелаксирующий эффект). Причиной миорелак- сации, вызываемой бензодиазепинами, является угнетение спинальных полисинаптических рефлексов и нарушение их супраспинальной регуляции (такие вещества относятся к числу центральных миорелак- сантов). Существенного влияния на моносинаптические рефлексы (коленный рефлекс) бензодиазепины не оказывают.
При увеличении дозы бензодиазепины оккупируют все большее количество бензодиазепиновых рецепторов, в результате усиливается их тормозное влияние на ЦНС (рис. 15). Однако разнообразные эффекты бензодиазепинов зависят также от степени их взаимодействия с рецепторами в разных регионах мозга. В последние годы выявлена гетерогенность бензодиазепиновых рецепторов. Идентифицировано 5 классов субъединиц, входящих в разных комбинациях в состав ГАМКд-рецепторного комплекса (см. п. 5.5). Так, а1-субъединица — составная часть BZI-рецепторов, большая плотность которых обнаружена в мозжечке. В коре и гиппокампе локализованы преимущественно BZII-рецепторы, имеющие в своем составе а2-, а3- или а5-субъединицы ГАМК-рецепторного комплекса. Поэтому разные препараты могут взаимодействовать с определенными субъединицами, что определяет их функциональную специфичность. Так, ctj-субъединица в ГАМКд-рецепторном комплексе вовлекается в седативный и амнестический эффекты бензодиазепинов. Анксиолитический эффект обеспечивает а2-субъединица, а миорелаксирующий — а2- и а3-субъединицы. С учетом этих особенностей ГАМКа- рецептора созданы высокоселективные препараты, обладающие гипнотическим действием (золпидем), не сопровождающимся мио- релаксацией и противосудорожным эффектом, а также «дневные» транквилизаторы, не вызывающие значительной сонливости и мио- релаксации (тофизопам, медазепам).
К агонистам серотониновых рецепторов относится буспирон. Его анксиолитический эффект основывается на том, что он активирует тормозные пресинаптические 5НТ1А-ауторецепторы серотонинерги- ческих нейронов, уменьшая скорость разрядов нейронов ядер шва и высвобождение серотонина, вызывая тем самым снижение серото- нинергической передачи. Однако 5НТ)А-рецепторы обнаружены и на постсинаптической мембране нейронов основных структур лим-
бической системы (фронтальная кора, гипоталамус, гиппокамп), буспирон также активирует эти рецепторы, несмотря на торможение нейрональной активности и высвобождения серотонина.
Буспирон обладает достаточно выраженной анксиолитической активностью и не имеет седативного, противосудорожного и миоре- лаксантного действия. Его эффект развивается постепенно, в течение 1-2 недель.
К последней группе анксиолитиков можно отнести препараты, различающиеся по химическому строению и по механизму действия. Так, амизил — производное дифенилметана, относится к группе центральных холиноблокаторов. Его центральное действие связано с угнетением М-холинорецепторов ретикулярной формации головного мозга. Об этом свидетельствует его способность устранять реакцию активации ЭЭГ, вызванную холиномиметиками. Введение амизила приводит к высокоамплитудным медленноволновым колебаниям в биоэлектрической активности мозга. Он также усиливает действие веществ наркотического типа и наркотических анальгетиков, обладает противосудорожной активностью, подавляет кашлевый рефлекс.
К производным дифенилметана относится также гидроксизин (атаракс), блокатор М-холинорецепторов и Н,-рецепторов. Используется как анксиолитик при тревожных расстройствах, а также веге- токорректор при психосоматических заболеваниях.
Мексидол — атипичный транквилизатор. Это мягкий анксиолитический препарат без седативного и миорелаксирующего действия,
обладающий ноотропным эффектом, оказывает выраженное антиоксидантное и антигипоксическое действие. Относится к гетероаро- матическим соединениям. Механизм его действия обусловлен антиоксидантным и мембранопротекторным эффектами.
Влияние транквилизаторов на психофизиологические характеристики человека. Понижая эмоциональное напряжение, они оказывают влияние и на многие сферы психической деятельности человека. У здоровых людей в обычных условиях они могут отрицательно изменять психофизиологические показатели деятельности ЦНС. Повышенные дозы ряда бензодиазепиновых транквилизаторов ухудшают внимание, память, сенсомоторную координацию, умственную работоспособность, в частности человека-оператора. Адекватное применение психотропных препаратов снижает чрезмерное эмоциональное напряжение, повышает резистентность к стрессирующим факторам и улучшает работоспособность. Отмечен также позитивный эффект комбинации транквилизаторов с психостимуляторами при коррекции функциональных неврологических нарушений у операторов, особенно в условиях стрессовых ситуаций. Поэтому лицам, профессиональная деятельность которых включает операторские характеристики, необходимо индивидуально назначать транквилизаторы.
Бензодиазепиновые транквилизаторы часто оказывают негативное влияние на функцию памяти (хуже усваивается информация, но прочность запоминания не снижается). На фоне приема флунитразепама ухудшается кратковременная память (замедляется образование пептидных цепочек, вследствие чего нарушается переход воспринимаемой информации из немедленной памяти в кратковременную). Бензодиазепиновые транквилизаторы оказывают выраженное отрицательное влияние и на долговременную память, что связывают с вмешательством активных метаболитов в медиаторные механизмы синаптической передачи и нарушением процессов консолидации памяти.
Существует отрицательная корреляционная связь между фоновым уровнем тревожности и характером воздействия транквилизаторов на мнестические процессы. При высоком уровне тревожности характеристики кратковременной памяти оптимизируются, при низком, наоборот. Прием 5 мг диазепама во время сильного стресса приводит к уменьшению количества ошибок в тестах на кратковременную память. У здоровых людей этот препарат вызывает снижение долговременной и краткосрочной памяти, зависящее от дозы вещества.
Бензодиазепиновые транквилизаторы вызывают дозозависимые нарушения концентрации внимания. Однократный прием малых доз феназепама положительно влияет на характеристики внимания, вероятно, благодаря активирующему действию. Увеличение дозы ведет к ослаблению внимания, поэтому в экспериментах возрастало число ошибок при выполнении реакции выбора.
Транквилизирующие препараты у здоровых людей довольно часто ухудшают характеристики сенсомоторной координации, а также моторного компонента двигательных реакций: увеличиваются их латентные периоды. После приема диазепама в экспериментах испытуемые затруднялись в наборе цифр, у них снижалось качество выполнения психомоторных задач. Мепробамат и элениум значительно увеличивали латентный период времени реакции при работе на тренажере. Это результат не только непосредственного седативного влияния препаратов на ЦНС, но и их миорелаксирующего действия.
Большие дозы (500 мг) элениума (хлозепида) негативно влияли на скорость зрительно-моторных реакций выбора и функцию внимания у летчиков.
Прием на ночь флуразепама и нитрозепама приводит к нарушению сенсомоторной координации даже в утренние часы. Другие транквилизаторы (диазепам, темазепам, оксазепам) не имеют таких эффектов последействия, поэтому их можно применять для лечения бессонницы лицам операторской профессии.
Для коррекции операторской деятельности и поддержания уровня умственной работоспособности (показателей внимания и скорости переработки информации) возможно применение «дневных» транквилизаторов триоксазина и рудотеля, а празепама — у возбудимых и вегетативнолабильных водителей. Длительный прием ме- бикара также оптимизирует характеристики умственной и физической работоспособности (у него отмечают и ноотропный эффект), поэтому его можно назначать в условиях операторской деятельности. Эта особенность «дневных» транквилизаторов объясняется способностью поддерживать целесообразную эмоциональную напряженность на оптимальном уровне, превышение которой связано с дезорганизацией деятельности человека-оператора.
Коррекционная эффективность транквилизаторов в значительной степени зависит от степени выраженности и характера мотивации человека. Особенности воздействия препарата на ЦНС определяются используемой дозой, соотношением силы и лабильности нервных процессов. Неправильное применение транквилизаторов часто приводит к чрезмерному подавлению полезного чувства приспособления к окружающей среде, появлению патологического безразличия, а снижение реакции на обстановку, торможение некото
рых натренированных автоматизмов (например, реакции водителя) — к несчастным случаям.
При длительном приеме транквилизаторов развивается толерантность к ним и даже лекарственная зависимость (психическая и физическая). 

Источник: Белова Е. И., «Основы нейрофармакологии» 2006

А так же в разделе «Транквилизаторы (анксиолитики) »