Эпидемиология неинфекционных болезней.

В последние годы в разных странах мира интенсивно развивается популяцион­ный подход в изучении соматической патологии: онкологии, кар­диологии, психиатрии и др. Сумму таких подходов стали называть эпидемиологией неинфекционных болезней. Однако ее развитие, как и эпидемиология сапронозов, в течение полувека встречало в СССР и России сопротивление со стороны отечественных эпиде­миологов, хотя уже с середины XX в. в нашей стране проводились исследования по эпидемиологии злокачественных новообразова­ний под руководством Н.Н. Блохина. В странах Западной Европы и Северной Америки неинфекционная эпидемиология разрабаты­валась чрезвычайно интенсивно [7, 8] .
Положение кардинально изменилось в 1984 г. на 51-й сес­сии АМН СССР, посвященной эпидемиологии хронических не­инфекционных болезней, где с фундаментальными докладами выступили академики В.Д. Беляков и Н.Н. Блохин. В последние годы отечественная эпидемиология в первую очередь усилиями В.Д. Белякова [2] и Л.И. Шляхтенко [31] и их единомышленников самым решительным образом обеспечила развитие неинфекцион­ной эпидемиологии. В современный период эпидемиологические методы исследования успешно используются при изучении факто­ров риска сердечно-сосудистых, онкологических и многих других заболеваний. Эпидемиологические исследования вносят важный вклад в изучение профессиональных заболеваний и болезней, свя­занных с загрязнением окружающей среды [7].
В настоящее время это направление заняло полноправное место в системе подготовки молодых специалистов как медико­профилактического дела, так и лечебного, и педиатрического про­филя. Вместе с тем в отличие от эпидемиологии инфекционных болезней неинфекционная эпидемиология является только науч­ным направлением, поскольку пока не разработаны теоретические основы эпидемиологии соматических болезней, нет учреждений, которые по аналогии с центрами гигиены и эпидемиологии мо­гли бы эффективно отслеживать ситуацию с ними и оперативно влиять на ход развития процесса, приводящего к формированию заболеваемости теми или иными болезнями в регионе, а также нет во врачебной номенкулатуре специальности, в задачу которой вхо­дила бы реализация этого направления эпидемиологии в практи­ческой деятельности. Поэтому эпидемиологические исследования неинфекционных болезней, сегодня проводятся главным образом научными учреждениями клинического профиля, например онко­логическими, кардиологическими, психиатрическими и т.д.
В рамках неинфекционной эпидемиологии следует, на наш взгляд, выделить клиническую эпидемиологию - исследования, посвященные диагностике, распространению, естественному те­чению, лечению и профилактике болезней, основанных на эпиде­миологическом методе [8]. В современный период это направле­ние получает все большее развитие в нашей стране [5]. Вместе с тем несомненно, что клиническая эпидемиология реализуется и в 26
рамках инфекционной эпидемиологии, но поскольку в современ­ных монографиях и руководствах, изданных как в нашей стране, так и за рубежом, основной акцент сделан именно на соматиче­скую патологию, то мы и выделили ее, как раздел эпидемиологии неинфекционных болезней.
Следует отметить, что некоторые ученые [5] клиническую эпидемиологию приравнивают к медицине доказательной, спра­ведливо полагая, что и та и другая служат « научным обоснова­нием врачебных решений в клинической или профилактической практике с использованием эпидемиологического метода исследо­ваний» . Вместе с тем, как мы полагаем, доказательная эпидемио­логия - понятие более широкое, поскольку принцип доказательно­сти присущ любой медицинской дисциплине, в том числе и самой эпидемиологии.
Поскольку другие направления эпидемиологии, представ­ленные в схеме, или нами разработаны, или в них внесены суще­ственные дополнения и новые приемы исследования, то они будут приведены в специальных разделах этой главы.
В заключение следует отметить, что не все ученые-эпидеми­ологи согласны с появлением разного рода «эпидемиологий», опа­саясь, что это может привести к «размытости» науки, и что эпи­демиология - едина [33, 34]. Нам такие суждения представляют­ся неоправданными. Почему, например, терапевты не возражают против появления ревматологии, кардиологии, или гастроэнтеро­логии и т.д., а ведь это тоже различные направления общей науки - терапии. То же относится и к представителям других медицинских специальностей, например гигиенистов (гигиена детей и подрост­ков, коммунальная гигиена, радиационная гигиена, гигиена тру­да). В данном случае при выделении того или иного направления в эпидемиологии нами акцентируется внимание или на каком-то особом объекте исследования (госпитальная эпидемиология, мор­ская эпидемиология, военная эпидемиология) или на новых ме­тодах исследования (молекулярная эпидемиология), повышаю­щих возможности эпидемиологов в выявлении причин и условий развития ЭП. Заметим, что из биологии, например, известно, что процессы дифференциации и интеграции являются движущими силами эволюционного прогресса [35]. С этих позиций идущие в
27
эпидемиологии процессы дифференциация и интеграция, на наш взгляд, отражают ее жизнеспособность и научную перспективу. И это только подчеркивает тот факт, что потенциальные возмож­ности эпидемиологии еще далеко не востребованы. Тем не менее мы считаем, что эпидемиология едина, как един и эпидемический процесс - основной объект ее изучения, и различаются только ус­ловия, в которых он развивается и методы его изучения.

Источник: А.А. Яковлев, Е.Д. Савилов, «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ЭПИДЕМИОЛОГИИ» 2015

А так же в разделе «Эпидемиология неинфекционных болезней. »