Эпидемиология сапронозов.

Потребовалось почти полвека для признания работ В.И. Терских (1958 г.) о возможности прояв­ления патогенных свойств у сапрофитов и выделении самостоя­тельного класса инфекционных болезней - сапронозов.
Следует согласиться с В.Ю. Литвиным и Э.Н. Шляховым [17] в том, что представления о сапронозах в современный период проходят стадию становления и дискуссий, особенно если учесть «размытость» понятий о случайном и факультативном паразитиз­ме.
Замедленные темпы изучения большой группы сапронозных инфекций связаны с тем, что эпидемиология в течение десятиле­тий была «жестко» ограничена традиционными представлениями об источниках патогенных микроорганизмов. Роль последних при­знавалась только за зараженным организмом человека или живот­ного. Прогрессу в познании сапронозов способствовало развитие представлений об эволюции возбудителей инфекционных болез­ней [18]. Опираясь на экологический принцип в познании эпиде­мического процесса сапронозов, следует признать, что источника­ми их возбудителей являются элементы внешней (по отношению к человеку) среды. Весьма перспективные исследования этого плана как в теоретическом, так и практическом аспекте проводят­ся в НИИЭМ СО РАМН (школа академика РАМН ГП. Сомова) и НИИЭМ им Н.Ф. Гамалея (школа члена-корреспондента РАМН В.Ю Литвина) по эпидемиологической оценке роли внешней сре­ды как резервуара патогенных бактерий. Научные изыскания в этой области заложили экспериментальную основу учения о са­пронозах и сапрозоонозах [4, 19].

Источник: А.А. Яковлев, Е.Д. Савилов, «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ЭПИДЕМИОЛОГИИ» 2015

А так же в разделе «Эпидемиология сапронозов. »